Финансовое право: понятие, система и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:19, реферат

Описание работы

Общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, требуют правовой урегулированности, четкого закрепления прав, обязанностей, ответственности участвующих в них субъектов. Главная роль в этом принадлежит финансовому праву как одной из основных отраслей российского права.

Содержание работы

Понятие финансового права 2

Система финансового права 5

Источники финансового права 7

Функции финансового права 12

Принципы российского финансового права 13

Финансовое право в системе российского права: его особенности и связь с другими отраслями права 17

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов 20

Файлы: 1 файл

реферат ПРАВО.docx

— 47.64 Кб (Скачать файл)

К законодательным  актам РФ относятся и федеральные  законы, содержащие финансово-правовые нормы и являющиеся поэтому источниками финансового права. Особое место среди них занимают законы, устанавливающие те или иные налоги и порядок их взимания. Например, Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость», Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и др. Все нормы, составляющие такого рода законы, являются финансово-правовыми.

Вместе  с тем имеются Федеральный законы, которые являются источниками финансового права не полностью, а лишь в определенной части. Примером может служить ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», содержащий финансовые нормы, регулирующие основы построения муниципального бюджета, организацию муниципальных займов и т.д.

Источниками являются и законы субъектов РФ, содержащие финансово-правовые нормы, которые принимаются в пределах компетенции этого субъекта в области финансов. Среди них – ежегодно принимаемый закон о бюджете субъекта РФ на предстоящий финансовый год. Кроме того, почти все субъекты РФ имеют законы о бюджетном процессе в том или ином субъекте РФ, многие – законы о порядке предоставления налоговых льгот в том или ином субъекте РФ и т.д.

  1. Среди нормативно-правовых актов как источников финансового права выделяются указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ). Указы Президента в сфере финансового регулирования разнообразны. В основном, указы Президента в сфере финансов носят организационный характер, т.е. содержат поручения органам государственной власти по разработке тех или иных нормативных актов, определяют порядок их разработки или основные направления деятельности этих органов в сфере финансов. Таковы, в частности, указы «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля» от 25 июля 1996г., «О неотложных мерах по обеспечению финансовой стабилизации в стране» от 16 июля 1998г и т.д.
 
  1. Постановления Правительства РФ также являются источниками финансового права  в случаях, когда содержат финансовые нормы. Число постановлений Правительства РФ по вопросам государственных финансов очень много. В частности, это постановления, регулирующие основные условия выпуска и обращения государственных ценных бумаг, устанавливающие ставки таможенных пошлин и т.д. Аналогично федеральному уровню источниками финансового права являются акты органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
 
 
  1. Часто источником являются ведомственные нормативные  акты. Основное место среди них занимают инструкции Министерства по налогам и сборам РФ, Министерство финансов РФ, а также Государственного таможенного комитета РФ. Например, к закону о каждом налоге, действующем в РФ, Госналогслужбой принята инструкция.

Все ведомственные  акты должны приниматься на основе и во исполнение законов, в соответствии с актами Президента РФ. Ведомственные нормативные акты как источники финансового права приобретают юридическую силу после их государственной регистрации в Министерстве финансов РФ, осуществленной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997г., которым утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

  1. Источником финансового права можно считать и локальные нормативные акты, содержащие финансовые нормы. В частности, таковыми являются уставы и решения ученых советов государственных высших учебных заведений, затрагивающие вопросы  их финансовой деятельности.
 

     Б). Помимо нормативно-правового акта в качестве источника финансового права в последние годы стал выступать нормативный договор. На нормативный договор как источник российского права указывают многие ученые.

«Нормативный  договор – это договорной акт, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для многочисленного и формально неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение, действующий независимо от того, возникают или прекратились предусмотренные им конкретные правоотношения».

В данном случае в качестве источника финансового  права выступают международные договоры Российской Федерации с другими странами в сфере налогообложения. К примеру, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан от 2 марта 1994г. «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества», Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Болгария от 8 июня 1983г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество».

       Признание международно-правового договора в качестве источника российского права основано на ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, которая устанавливает, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

       Помимо международных договоров  в качестве нормативного договора  как источника финансового права выступают договоры между органами государственной власти РФ и ее субъектами, а также между самими субъектами РФ по бюджетным и налоговым вопросам. Например, договор о бюджетных отношениях между органами государственной власти Красноярского края и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 2 ноября 1995г.

       С). В качестве источника российского  права в последние годы в  теории права все чаще признается судебный прецедент.

Судебный  прецедент – это правило поведения, сформулированное судом при рассмотрении конкретного дела в судебном решении, имеющее общеобязательное значение.

Судебный  прецедент как источник финансового права представлен главным образом решениями Конституционного Суда РФ. В настоящее время вынесено более 10 решений Конституционного Суда РФ по вопросам, касающимся государственных финансов. Общеобязательность решений Конституционного Суда РФ выражается в том, что в соответствии со ст. 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994г. «О конституционном Суде Российской Федерации» акты или отдельные положения, признанные данным субъектом неконституционными, утрачивают силу. Таким образом, Конституционный Суд формулирует для всех обязательное правило не применять эти акты. Кроме того, он часто в ходе рассмотрения дела формулирует правило поведения общего характера, которое ранее не было зафиксировано в каком-либо нормативном акте.

Более того, многие из этих правоположений затем  находят свое закрепление в нормативно-правовых актах. Например, в решении Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности п.2 и 3 ч.1 ст.11 Закона РФ от 24 июня 1993г. «О федеральных органах налоговой полиции» было впервые сформулировано правоположение о том, что бесспорный порядок взыскания штрафов в случае несогласия налогоплательщика с решением органа налоговой полиции является превышением конституционно допустимого права собственности, поскольку никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Это правоположение было воспринято законодателем и закреплено в ст. 104 Налогового кодекса РФ.5

 

Функции финансового права

 

Таблица 1.6

 

Принципы  российского финансового  права 

 

Российское  финансовое право характеризуется  определенными принципами, т. е. основополагающими  началами, правилами и требованиями, выражающими его (права) наиболее существенные особенности и целенаправленность. Эти принципы носят общеобязательный характер, поскольку они закреплены непосредственно в правовых нормах или выводятся логически из их совокупности. Учет правовых принципов  в правоприменительной и правотворческой  деятельности имеет важное значение, так как позволяет правильно  понимать и применять правовые нормы, а также выявлять и устранять  пробелы в законодательстве. 

Основными общеотраслевыми принципами действующего финансового права можно назвать следующие: приоритетность публичных интересов в правовом регулировании финансовых отношений; социальная направленность финансово-правового регулирования; принципы федерализма, единства финансовой политики и денежной системы, равноправия субъектов РФ в области финансовой деятельности, самостоятельности органов местного самоуправления; распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей; участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления; принципы плановости и законности.  

Основное  содержание названных принципов  определяется Конституцией РФ, как ее общими положениями, так и специально относящимися к финансовой деятельности государства, конкретизированными в нормах финансового права. 

Принцип приоритета публичных  интересов в правовом регулировании общественных отношений, возникающих в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований, предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. Вместе с тем данный принцип не противоречит частным интересам личности, напротив, последовательная реализация его позитивно отражается на них.  

Особенно  это подтверждается принципом  социальной направленности финансово-правового регулирования, что вытекает из положений Конституции РФ, характеризующих Российскую Федерацию как социальное государство, призванное обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Хотя нанастоящем этапе реализация названного принципа предстает неблизкой перспективой, определение такого направления в развитии финансового права имеет существенное значение. 

Принцип федерализма предполагает направленность финансово-правового регулирования на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, на обеспечение финансовыми ресурсами, необходимыми как при выполнении функций, имеющих значение для Федерации в целом, так и для жизнедеятельности и самостоятельности субъектов Федерации (ст. 71—73, 76 Конституции РФ). Совершенствование принципа федерализма в финансовых отношениях относится к числу первостепенных задач Российского государства. 

Единство  финансовой политики и денежной системы. Согласно финансово-правовым нормам самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране, устанавливаются федеральным законодательством. В нем же закреплено единство бюджетной системы, единый порядок финансирования бюджетных расходов и т. д. Единство финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в Российской Федерации, свободного перемещения финансовых средств (ст. 8). Единство финансовой политики требует также единой денежной системы в стране (ст. 75 Конституции РФ). 

Равноправие субъектов Федерации  в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На все субъекты Федерации в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятель-

ность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т. д. 

Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12,130—133). Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. 

Социальная  направленность финансовой деятельности в Российской Федерации вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство (ст. 7). Для реализации этой установки требуется сосредоточение в распоряжении государства необходимых финансовых ресурсов и распределение их на соответствующие цели, т. е.финансовая деятельность определенной целенаправленности. 

Информация о работе Финансовое право: понятие, система и функции