Финансово-правовая ответственность в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 23:34, курсовая работа

Описание работы

Практика показала, что назрела необходимость разработки новой правовой системы и института финансово-правовой ответственности, общие положения которого нашли бы отражение в Конституции Российской Федерации, федеральных законах и теоретических основах общеправовой ответственности. Особенно остро стоят вопросы отграничения финансово-правовой ответственности от иных видов юридической ответственности и дальнейшего укрепления ее самостоятельности в системе иных мер государственного принуждения. Основные проблемы, связанные с применением мер финансового принуждения, обусловлены несовершенством их правовой регламентации. Должным образом не проработан правовой механизм привлечения к ответственности за финансовые правонарушения, не урегулирована сама система ответственности в сфере бюджетного, валютного, банковского законодательства, а также за нарушения правил ведения кассовых операций. Все эти проблемы обуславливают значимость и актуальность данной темы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие, функции, виды и особенности финансово-правовой ответственности.
1.1. Понятие, признаки и функции финансово-правовой ответственности
1.2. Особенности финансово-правовой ответственности и её виды.
Глава 2. Понятие и юридические признаки финансового правонарушения.
Глава 3. Финансово-правовые нормы и финансовые санкции.
3.1. Понятие и особенности финансово-правовых норм.
3.2. Признаки финансово-правовых норм.
3.3. Виды финансово-правовых норм и их структура.
3.3.1 Классификация финансово-правовых норм
3.3.2. Структура финансово-правовых норм
3.2. Финансово-правовые санкции
Глава 4. Значение финансово-правовой ответственности в развитии финансового права.
4.1. Роль финансово-правовой ответственности в укреплении финансовой дисциплины.
4.2. Основные направления совершенствования законодательства о финансово-правовой ответственности.
Заключение
Библиографический список использованных источников

Файлы: 1 файл

фин право.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

В качестве мер государственно-властного воздействия на нарушителей финансового законодательства используется пеня. Прообразом пени, взыскиваемой за нарушения налогового законодательства, можно считать законную неустойку, применяемую в гражданско-правовых отношениях. Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойка представляет собой денежную сумму, определенную законом или договором на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства62. Одной из разновидностей неустойки является пеня, которая может быть договорной и законной. Законная неустойка устанавливается законодательством и применяется независимо от соглашения сторон. Вместе с тем необходимо учитывать особенности финансово-правовой пени, начисляемой при нарушении публично-правовых обязанностей.

Наибольшее распространение пеня как разновидность финансово-правовых санкций получила в налоговом праве. Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня защищает налоговые правоотношения и применяется в случае нарушения налогоплательщиком своих обязанностей по уплате налогов или сборов в срок и в полном объеме63. Государственное принуждение прослеживается в механизме взыскания пени, заключающемся в принудительном изъятии за счет денежных средств правонарушителя на счетах в банке или за счет иного имущества налогоплательщика. С организаций пеня взыскивается в бесспорном порядке, с физических лиц - по решению суда.

Анализ финансового законодательства позволяет сделать вывод, что пеня является мерой юридической ответственности и содержит необходимые признаки последней:

- условия применения и механизм взыскания пени установлены законодательством;

- основанием применения пени выступает нарушение финансового законодательства;

- пеня является следствием совершения финансового правонарушения и связана с реализацией санкции финансово-правовой нормы;

- взыскание пени сопровождается государственно-властным принуждением;

- уплата начисленной пени означает добровольную реализацию финансово-правовой (налоговой) обязанности;

- взыскание пени означает причинение правонарушителю имущественного урона в денежной форме.

Взыскание недоимки и пени носит ярко выраженный компенсационный характер, в качестве мер государственно-властного принуждения они имеют право-восстановительную природу и имущественную форму. Недоимка и пеня направлены на исполнение финансовых обязанностей перед государством, в частности бесспорной обязанности налогоплательщика перечислить причитающиеся платежи в пользу казны. Восстановление нарушенных финансовых прав государства предполагает достижение полной эквивалентности, т. е. возвращение казне как потерпевшей стороне объема финансовых прав, утраченного в результате произошедшего факта финансового правонарушения.

Финансовые санкции имеют общую юридическую природу, но вместе с тем и отличительные признаки. Основные различия между штрафом как карательной санкцией и недоимкой и пеней как право-восстановительными санкциями заключаются в следующем:

а)  основанием штрафной ответственности является совершение финансового правонарушения, правильная его квалификация, индивидуализация суммы денежного взыскания. Основанием право-восстановительной ответственности является наличие финансовых обязанностей перед государством и в случае необходимости государственно-властное принуждение к их исполнению;

б) штраф носит абсолютно или относительно определенный характер, имеет низшие и высшие границы, которые также могут быть изменены в зависимости от наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств. Размеры недоимки и пени всегда абсолютно определенны и не изменяются от наличия каких-либо индивидуальных обстоятельств, поскольку сумма ущерба, причиненного государственной казне финансовым правонарушением, может быть подсчитана достаточно точно;

в) взыскание штрафа является результатом правоохранительной деятельности государственных органов, и правонарушитель не может сам подвергнуть себя финансовой ответственности. В отличие от штрафа, уплатить недоимку или пени правонарушитель может самостоятельно, без вмешательства государственных органов.

Имеющиеся различия в основаниях, механизме применения и реализации право-восстановительных и карательных санкций не означают их взаимоисключения. Так, в п. 2 ст. 75 НК РФ говорится, что «сумма соответствующих пеней взыскивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах»; п. 3 ст. 101.3 НК РФ устанавливает, что на основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени.

Субъект финансового права, привлекаемый к финансовой ответственности, вправе оспаривать взыскание санкций любого вида, участвовать в производстве по исследованию обстоятельств совершения правонарушения64.

Единую правовую природу финансовых санкций подчеркивает и БК РФ. Пункт 2 ст. 41 БК РФ относит пени и штрафы к налоговым доходам бюджетов.

В российском финансовом праве санкции имеют еще один общий аспект, наличие которого существенно отличает финансово-правовую ответственность от иных ее видов. Все виды финансово-правовых санкций не поглощаются никакими другими: штрафы взыскиваются по принципу сложения, а недоимки и пени взыскиваются до полного (как минимум) возмещения причиненного государству ущерба65.

 

Глава 4. Значение финансово-правовой ответственности в развитии финансового права.

4.1. Роль финансово-правовой ответственности  в укреплении финансовой дисциплины.

Штрафная функция финансово-правовой ответственности реализуется в виде наказания и выступает как реакция государства на вред, причиненный общественным отношениям; кроме того, штраф в соответствии с бюджетным законодательством является источником доходов соответствующих бюджетов. Применение штрафных санкций должно соответствовать принципу индивидуализации ответственности и зависеть от характера и степени общественной опасности с учетом формы вины, мотива, цели, смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, что наиболее полно отражено в главе 15 Налогового кодекса РФ. Главной целью превентивной (предупредительной) функции ответственности является недопущение нарушений норм, устанавливающих порядок осуществления финансовой деятельности66. Эта функция ответственности проявляется в том, что возможное последующее в случае нарушения норм финансового права общественное осуждение виновного, выражающееся в виде претерпевания правонарушителем лишений имущественного либо организационного характера, является нежелательным последствием для него. Часто меры финансово-правовой ответственности направлены не на фактическое наказание виновного, а на обеспечение защиты интересов общества и восстановление нарушенных противоправным поведением субъекта финансовых интересов государства и муниципальных образований67. В таких случаях ответственность выполняет право-восстановительную (компенсационную) функцию. Наиболее ярко она проявляется при реализации санкций, установленных бюджетным законодательством, когда устранение правонарушений приводит к восстановлению правопорядка (например, через взыскание сумм нецелевого использования). При этом необходимо различать меры финансовой ответственности, реализующие функцию восстановления нарушенного права, от санкций восстановительного характера, не являющихся мерами ответственности.

Сигнализационная функция финансово-правовой ответственности проявляется при характеристике правонарушителя. Так, совершение финансового правонарушения может служить сигналом о необходимости более пристального внимания к данному субъекту со стороны органов, осуществляющих финансовый контроль.

 

4.2. Основные направления совершенствования законодательства о финансово-правовой ответственности.

Современное финансовое законодательств не может дальше развиваться без собственных средств защиты и в нем должны преобладать меры прямого действия, поскольку не обеспеченное реальными мерами ответственности требование закона позволяет безнаказанно совершать правонарушения. Собственные меры финансового принуждения позволят избежать негативных последствий для государственной экономики и жизнеобеспечения общества. Изобилие декларативных, отсылочных и «пустых» норм дает возможность различного толкования при применении мер ответственности, и даже уклониться от нее68.

Не менее насущным является законодательное решение вопросов о соотношении мер финансовой и административной ответственности за совершение правонарушений в сфере мобилизации, распределения и использования государственных и муниципальных фондов денежных средств. До сих пор действующим законодательством меры финансово-правовой и административно-правовой ответственности не разделены, впрочем, как и меры ответственности с иными мерами государственного принуждения. В этой связи представляется необходимым более четко разграничить на законодательном уровне составы финансовых и административных правонарушений, а также соответствующих им мер ответственности.

Тем более, наличие таких составов правонарушений, за которые предусмотрено наложение одновременно нескольких видов ответственности, представляет не только практическую сложность применения, но и создает трудности для исследовательского процесса в сфере финансово-правовой ответственности.

Действующему законодательству о финансово-правовой ответственности присущи многие характерные неопределенности и противоречия, которые не позволяют в ряде случаях надлежащим образом реализовать принципы юридической ответственности. В целом российское законодательство о финансово-правовой ответственности устанавливает чаще всего жесткие меры наказания и предоставляет широкие права соответствующим органам для их применения. Вместе с тем сама по себе суровость мер не решит проблемы роста правонарушений. Поэтому для развития разумной экономической политики, для стимулирования добросовестного хозяйствующего субъекта, для исключения желания нарушать установленные правовые предписания необходимо гармоничное, четкое, взаимосвязанное, внутренне непротиворечивое финансовое законодательство. Назрела необходимость его реформирования, начиная от общих своих положений, определяющих основные понятия, до конкретных пунктов отдельных статей, устанавливающих различные меры финансово-правовой ответственности. Дополнительную сложность в развитии федерального законодательства о финансово-правовой ответственности вносит отсутствие однозначности в определении природы финансово-правовой ответственности, ее признаков и видов, предусматриваемых ею мер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Ускоренные темпы развития современного российского общества выявили ряд проблем, которые необходимо решить государству в кратчайшие сроки. Осложняется ситуация тем, что на решение данных политических, правовых, экономических и др. проблем России отведен гораздо меньший исторический отрезок времени, по сравнению со странами, считающимися на сегодняшний день развитыми. Первостепенной задачей является формирование правового государства, а для этого необходимо обеспечение правопорядка в финансовой сфере.

Деятельность государства в финансовой сфере в условиях рыночной экономики имеет несколько специфических особенностей: расширяется круг субъектов, осуществляющих валютные операции и использующих бюджетные средства, увеличивается объем движения финансовых ресурсов, появляются новые формы их использования и т.п. Рассматривая происходящие изменения в сфере экономики, связанные с формированием рыночных отношений, невозможно не заметить, что последствия этих изменений имеют не только положительную, но и негативную окраску. И вызваны негативные процессы  недостаточной нормативно-правовой базой, ослаблением государственного финансового контроля и т.д.69

В финансово-правовой сфере существуют достаточно серьезные проблемы - об этом свидетельствуют нестабильность и проблематичность применения финансового законодательства, расширение круга субъектов финансовых правоотношений, рост количества финансовых правонарушений. Вопрос о финансово-правовых санкциях  приобрел особенно важное значение  именно сейчас – в условиях мирового финансового кризиса, т.к. ответственность за правонарушения в финансовой сфере – слабое место в законодательстве Российской Федерации, а финансово-правовые санкции – один из важнейших способов обеспечения правопорядка в сфере финансов.

Нормами финансового права регулируются такие отрасли экономической деятельности государства как бюджетная, налоговая, банковская. В условиях мирового финансового кризиса, который затронул и нашу страну, финансовое законодательство требует усовершенствования, особенно в области регулирования финансово - правовой ответственности в бюджетной, налоговой и банковской сферах.

Последние несколько лет все больше и больше распространяются такие явления, как «уклонение от уплаты налогов и (или) сборов», «сокрытие денежных средств», «уход от налогов»70. Большим шагом в решении данной проблемы стало развитие налогового законодательства в нашей стране и, как следствие, принятие и вступление в законную силу Налогового кодекса Российской Федерации, который регулирует отношения государства и налогоплательщиков71. В данной работе рассмотрены, проблемы финансовой ответственности, элементы составов финансовых правонарушений, ответственность за которые устанавливает Налоговый кодекс РФ, проблемы порядка применения мер финансово – правовой ответственности. Однако, и в этом важном и необходимом законодательном акте немало пробелов, и положений, которые трактуются неоднозначно. Именно поэтому еще рано говорить о том, чего больше – хорошего или плохого внес Налоговый кодекс РФ в сферу регулирования ответственности за финансовые правонарушения. Окончательные ответы на вопросы будут выработаны судебной практикой его применения.

Информация о работе Финансово-правовая ответственность в Российской Федерации