Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 19:49, реферат
Цель реферата состоит в рассмотрении понятия, особенностей финансовых правоотношений; оснований возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений; а так же виды финансовых правоотношений.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
-определить основания возникновения, изменения и прекращения
финансовых правоотношений
Введение…………………………………………………………3
Понятие финансовых правоотношений…………………………4
Структура (элементы) финансовых правоотношений…………5
Особенности финансовых правоотношений……………………7
Основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений…………………………………………………………9
Виды финансовых правоотношений…………………………….12
Заключение………………………………………………………..22
Библиографический список источников информации…………23
Властно-имущественный характер типичен и для определенных административных правоотношений (конфискация и реквизиция, административные денежные штрафы, переход в муниципальную собственность бесхозяйного имущества). Однако эти правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в процессе управленческой деятельности государства, не связанной непосредственно с финансовой деятельностью, с поступлением денежных средств в доход государства.
Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юридические факты, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия или события, которые влекут возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.
Финансовые правоотношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии определенных условий, предусмотренных нормами финансового права. Такими условиями служат юридические факты — конкретные жизненные обстоятельства, при которых на основе правовой нормы между субъектами финансового права должны сложиться правоотношения. Многообразие видов финансовых правоотношений обусловливает наличие огромного количества жизненных обстоятельств, признаваемых финансовым законодательством в качестве юридических фактов.
Юридические факты
как основания финансовых
Юридические
факты-действия — это поведение субъектов
финансового права, осуществляемое согласно
их воле и желаниям. Такое поведение может
полностью соответствовать требованиям
действующего финансового законодательства
либо ему противоречить. В зависимости
от степени согласования с финансово-правовыми
нормами юридические факты-действия подразделяются
на правомерные и неправомерные
В состав правомерных действий входят юридические акты, юридические поступки и правомерные действия, совершаемые с намерением достичь определенного финансово-правового результата или создающие какой-либо выраженный в материальной форме результат.
Большую часть неправомерных действий составляют финансовые правонарушения, т. е. виновные противоправные действия или бездействие. Неправомерными являются и так называемые объективно-противоправные действия, т. е. акты поведения субъектов финансового права, приводящие к противоправному результату. К названной группе относятся, например, случаи неисполнения налогоплательщиком обязательств вследствие действия непреодолимой силы; принятия субъектами РФ финансовых нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ, федеральному законодательству либо содержащих иные правотворческие ошибки и т. д.
Для финансовых
На основании правовых
норм и финансовых планов
При неисполнении участниками
финансовых правоотношений в
своих обязанностей возникают
правоотношения, связанные с применением
мер ответственности (
Юридические
факты-события — это обстоятельства, не зависящие
от воли людей (смерть и рождение человека,
стихийное бедствие). События могут быть относительные и абсолютны
Относительные события изначально могут быть связаны с волей-действием человека, но их развитие выходит из-под контроля и человек не может на них влиять (Чернобыльская авария).
Абсолютные события
изначально не связаны с
Правовая норма может
связывать с ними
События представляют собой обстоятельства, порождающие юридически значимые последствия, но не зависящие от воли людей. Например, смерть налогоплательщика прекращает налоговое правоотношение; увечье, полученное сотрудником налоговой полиции при исполнении им своих служебных обязанностей, является страховым случаем, т. е. юридическим фактом, лежащим в основе права требования выплаты страхового возмещения, рождение у гражданина ребенка, достижение лицом определенного возраста влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей; в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают правоотношения по поводу предоставления субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий.
Возникновение финансово-
Изменение финансовых
правоотношений также
Прекращение финансовых
правоотношений связано,
1) погашением финансового
обязательства в результате
2) выполнением задания
по государственным доходам,
3) использованием выданных бюджетных ассигнований;
4) осуществлением компетентными органами права сложения недоимок по налогам и т.д.
Многообразие финансовых правоотношений предполагает разнообразные способы их классификации. Лучшему представлению о финансовых правоотношениях, пониманию их содержания и особенностей помогает их классификация по разным основаниям: по кругу участников, по способам государственной защиты, по длительности и др.
По своему материальному содержанию финансовые правоотношения группируются по следующим видам:
Бюджетное право является
важнейшей подотраслью
Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования бюджетов, чрезвычайно разнообразны и сложны. Они возникают в процессе установления бюджетной системы РФ, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, закрепления прав РФ, её субъектов, местного самоуправления в области бюджета, в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, в процессе составления и утверждения отчётов об их исполнении, а также при осуществлении государственного и муниципального финансового контроля. Указанные отношения регламентируются нормами финансового права, которые и образуют в совокупности бюджетное право и правоотношения.
Таким образом бюджетные
правоотношения возникают в процессе
формирования доходов и осуществления
расходов бюджетов всех уровней бюджетной
системы РФ и государственных
внебюджетных фондов; осуществления
государственных и
К особенностям бюджетных правоотношений можно отнести то, что возникают они в связи с образованием, распределением и использованием государственного и муниципального денежного фонда на соответствующей территории, а также: права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и использованием бюджета как основного финансового плана государства.
Субъекты данных правоотношений – это носители бюджетных прав и обязанностей в области бюджета, а в узком смысле – субъекты бюджетного права, реально вступившие в бюджетные правоотношения. Это, например, РФ и её субъекты; органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Значение бюджетного права и правоотношений в этой области определяется той важной ролью, которую играет бюджет государства и местного самоуправления в развитии общества.
Правоотношения по поводу
установления налогов предшествуют
правоотношениям, возникающим в
связи с взиманием налогов. В
них участвуют органы государственной
власти РФ, её субъектов и органы
местного самоуправления соответственно
предусмотренному законодательством
порядку установления налогов разных
территориальных уровней и
В налоговых правоотношениях
участвуют: налогоплательщики, налоговые
органы и кредитные организации
– банки, которые принимают и
зачисляют налоговые платежи
на счета соответствующих
Налог должен быть точно
определён, а не произволен. В законе
о каждом налоге должен содержаться
исчерпывающий набор
1) обязанное лицо, размер
налогового обязательства и
2) границы требований
государства в отношении
Объект налогообложения – это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог.
Налоговая база количественно
выражает предмет налогообложения.
Налоговую базу называют также основой
налога, поскольку это величина,
к которой непосредственно
Налоговая санкция представляет
собой конкретную меру ответственности
за совершение налогового правонарушения.
НК РФ устанавливает налоговые
Основные правила взыскания штрафов за налоговые правонарушения установлены ст. 104, 105 и 115 НК РФ. Кодексом предусмотрен судебный порядок взыскания финансовых санкций: налоговый орган должен обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд, если ответчиком является организация или индивидуальный предприниматель, либо в суд общей юрисдикции, если санкции взыскиваются с физического лица, не являющимся предпринимателем.
Кодекс устанавливает обязанность налогового органа до обращения в суд предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции (п. 1 ст. 104).
Статья 57 Конституции РФ определяет, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Установить налог и сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на законных основаниях, не могут считаться «законно установленными». Конституция не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения или другого акта органа исполнительной власти.
Страхование как система
защиты имущественных интересов
граждан, организаций и государства
является необходимым элементом
социально-экономической
Страхование предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влияние на укрепление финансов государства. Оно не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций. Это определяет стратегическую позицию страхования в странах с развитой рыночной экономикой.
Характерными чертами страховых правоотношений являются:
Информация о работе Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды