Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:00, контрольная работа
Финансовые правоотношения - урегулированные нормами финансового права общественные отношения, субъекты которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.
Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане, в том числе иностранные, и лица без гражданства), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования.
Федеральное государственное
бюджетное учреждение
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И
«Международный институт государственной службы и управления»
«Факультет государственного управления и права»
Заочная форма обучения
Дисциплина « Финансовое право»
Харлампьев Г.И.
Группа З-09-64
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Работу проверил: Косаренко Н.Н.
Оценка:______________________
Дата проверки:________________
Москва – 2013
1.Финансовые правоотношения. Структура и особенности.
Финансовые правоотношения - урегулированные нормами финансового права общественные отношения, субъекты которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.
Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане, в том числе иностранные, и лица без гражданства), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования.
Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами), между физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами.
Особенности финансовых правоотношений:
Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов.
К юридическим фактам в финансовом праве относятся:
В зависимости от структуры финансовой системы Российской Федерации, можно применить следующую классификацию финансовых правоотношений:
2. Система финансового
права: правовая
Финансовое право как отрасль права имеет свою систему, в которой выделяются комплексы однородных норм финансового права, регулирующих определенные группы общественных отношений, входящих в его предмет. Система финансового права основывается на логическом, последовательном разделении норм финансового права и их объединении в однородные правовые комплексы (институты) с учетом содержания и характера регулируемых ими отношений в сфере финансовой деятельности государства и местного самоуправления.
Правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность государства, группируются внутри отрасли финансового права в определенные правовые институты и подотрасли.
Система финансового права имеет объективную основу ее построение обусловлено структурой финансового законодательства и потребностями практики финансовой деятельности государства и местного самоуправления, которая оказывает существенное влияние на формирование подотраслей и институтов финансового права, помогает определить их роль в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных средств.
Финансовое право представляет собой совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Все финансово-правовые нормы согласованы между собой.
Система финансового права - это его внутренняя структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений в финансовой сфере.
Характерные черты системы финансового права: единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность.
Единство юридических норм, образующих финансовое право, определяется:
во-первых, единством выраженной в них государственной воли: во-вторых, единством принципов, конечных целей и задач финансовой деятельности государства и местного самоуправления; в-третьих, единством механизма финансово-правового регулирования.
Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимосвязей регулируемых ими финансовых отношений, т.е. имеет объективную основу. Однако право не только отражает общественные отношения; его предназначение - регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.
Элементы системы финансового права.
Нормы финансового права различаются по своему содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, санкциям и т. д. В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. В основе такого деления лежат разнообразие и специфика финансовых отношений.
Финансовое право подразделяется на две части – Общую и Особенную.
В Общую часть включаются нормы финансового права, которые закрепляют:
- основные общие принципы,
- правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований,
- финансово-правовой статус государственных и муниципальных органов, систему органов, осуществляющих финансовую деятельность,
- разграничение их полномочий в данной сфере,
- основы финансово - правового статуса других субъектов,
- формы и методы финансового контроля,
- основания и порядок привлечения к финансово-правовой ответственности
- и т. д.
Нормы Общей части применяются ко всем финансово-правовым отношениям и действуют относительно всех сфер финансовой деятельности государства и местного самоуправления. Конкретизируются нормы Общей части финансового права в его Особенной части, которая состоит из двух подотраслей и нескольких финансово-правовых институтов.
В Особенную часть финансового права входят следующие правовые общности:
- бюджетное право;
- налоговое право;
- правовое регулирование государственных доходов;
- правовое регулирование государственных расходов;
- государственные внебюджетные фонды;
- публичное банковское право;
- государственный и муниципальный кредит;
- обязательное государственное страхование;
- организация денежного обращения и расчетов;
- валютное регулирование и валютный контроль.
Так, основной подотраслью финансового права, несомненно, является бюджетное право, так как в бюджетной системе аккумулируются основные государственные финансовые ресурсы. К централизованным финансам относятся также и централизованные государственные внебюджетные фонды денежных средств, а нормы, регулирующие данные отношения образуют институт, входящий в данную подотрасль. Правовые институты, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в данной области, являются ведущими среди других финансово-правовых институтов.
Бюджет - это доходы и расходы государства, поэтому естественно, что самостоятельный раздел финансового права - государственные доходы, где основные нормы - это нормы, регулирующие налоговые отношения, складывающиеся в государстве в отношении как юридических, так и физических лиц и образующие вторую важнейшую подотрасль финансового права. К доходам государства относятся институты, объединяющие финансово-правовые нормы, регулирующие децентрализованные фонды денежных средств, и нормы в области государственного кредита и страхования.
Для нормального функционирования финансовой системы государства необходимо не только аккумулировать доходы в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, но и собранные деньги правильно направить и израсходовать. Поэтому следом за институтом государственных доходов идет институт расходов в государстве. Сюда относятся бюджетное финансирование, банковское кредитование, выплаты по государственному долгу и страхованию. Специально следует, наверное, сказать о банковском кредите, который является категорией очень сложной, так как через систему банков деньги вначале аккумулируются, собираются государстве, а затем уже расходуются. Таким образом, банковский кредит может рассматриваться одновременно и как институт доходов, и как институт расходов в государстве.
Поскольку финансовая деятельность - это деятельность, основывающаяся на деньгах и денежном обращении, то в систему финансового права входит институт «деньги и денежное обращение», а также валютное регулирование. Для финансовой деятельности государств большое значение имеет присутствие на финансовом рынке иностранной валюты, поэтому об институте валютного регулирования мы также поговорим.
Для банковской деятельности очень важен порядок расчетов, устанавливаемый в государстве, поэтому нормы, регулирующие расчеты, также выделяются в отдельный финансово-правовой институт.
Таким образом, в системе финансового права нашла отражение объективно существующая финансовая система государства.
Построение системы финансового права на основе объективно существующих финансовых отношений дает возможность наиболее правильного применения финансово-правовых норм и таким образом содействует укреплению законности и выполнению финансовым правом регулирующей и охранительной функций.
3. Финансовая система РФ и ее структура.
Финансовая система Российской Федерации как совокупность финансовых институтов включает:
- бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;
- внебюджетные специальные фонды;
- государственный и банковский кредит;
- фонды страхования (имущественного и личного);
- финансы хозяйствующих субъектов и отраслей.
Рассмотрим финансовую систему России как совокупность государственных органов и учреждений.
Парламент Государственная Дума, которая, являясь представительным органом, обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам:
- федерального бюджета;
- федеральных налогов и сборов;
- финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.
Кроме того, в соответствии со ст. 106 Конституции РФ, федеральные представительные органы и представительные органы субъектов федерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджет республик, входящих в состав РФ.
Правительство РФ, которое, реализовывая исполнительную власть, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ:
- разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
- представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
- обеспечивает проведение единой финансовой кредитной и денежной политики в пределах соответствующей территории.
В компетенцию представительных и исполнительных
органов власти, наряду с другими функциями,
входят общие финансовые вопросы, решение
которых обеспечивает в целом жизнедеятельность
Российской Федерации или ее субъектов,
а также административно-
Информация о работе Финансовые правоотношения. Структура и особенности