Финансовые правоотношения. Структура и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:00, контрольная работа

Описание работы

Финансовые правоотношения - урегулированные нормами финансового права общественные отношения, субъекты которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.
Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане, в том числе иностранные, и лица без гражданства), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа ФП1.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

        При распределении денежных средств используются финансированием кредитование.

        Финансирование предназначено для сохранения непрерывной и возобновляющейся производственной деятельности государственных и муниципальных предприятий. Это обеспечение денежными средствами потребностей расширенного воспроизводства.

В условиях рыночной экономики государственные и  муниципальные органы власти финансируют  только целевые местные программы.

         Кроме прямого финансирования в целях экономического развития государство может использовать косвенное финансирование в виде налоговых льгот, валютных средств, оставляемых на льготных условиях в распоряжении предприятия, и т. п. Конкретные виды, размеры и порядок предоставления финансовых льгот устанавливаются органами государственной власти и органами местного самоуправления во время утверждения конкретной целевой программы.

        Через бюджетную систему осуществляется и опосредованное финансирование государством важных мероприятий и программ.

       Кредитование, как и финансирование, обеспечивает финансовые потребности процесса расширенного воспроизводства, но отличается возмездностью, срочностью и возвратностью.     Кредиты из государственных и муниципальных средств предоставляются в основном частным предприятиям, но возможны случаи получения государственных и муниципальных кредитов и бюджетными предприятиями, учреждениями, организациями.

        Использование государственных и муниципальных денежных средств осуществляется посредством расчетных операций, которые могут быть в наличной и безналичной формах.

Финансовая  деятельность осуществляется государством как охранительными, так и регулятивными способами, административными и экономическими методами. В условиях рыночной экономики применение административных методов в финансовой деятельности сокращается. Они используются в органичном единстве с экономическими методами. Регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований в современных условиях направлено на усиление экономической обоснованности любых административных решений и на устранение элементов администрирования в финансовой деятельности.

5. Система органов финансовой деятельности.

 

    Финансовую деятельность осуществляют все государственные органы и органы местного самоуправления, так как выполнение функций государства и местного самоуправления по всем направлениям связано с использованием финансов.

В силу различия задач и правового положения  тех или иных государственных  органов и органов местного самоуправления масштабы их финансовой деятельности и степень участия в ней  различны. Это связано с различным финансово-правовым статусом субъектов управления, который состоит из трех блоков:

- целевой - включает нормы о целях, функциях, задачах и принципах деятельности;

- организационно-структурный - правовые предписания, регламентирующие порядок образования, реорганизации и ликвидации, структуру, линейную и функциональную подчиненность;

- компетенционный - совокупность властных полномочий и подведомственности (компетенция в области планирования, контроля и др.).

          В связи с этим различают:

= органы общей компетенции, осуществляющие финансовые полномочия в качестве одного из направлений своей деятельности,

= органы специальной компетенции, созданные для реализации государственных функций по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.

 Органы финансового управления можно классифицировать по различным основаниям.

      В зависимости от объема и характера компетенции можно выделить органы:

а) общей компетенции, которые осуществляют управление большинством отраслей их сферы деятельности (Правительство РФ, правительства и администрации субъектов РФ);

б) специальной компетенции, которые осуществляют отраслевое, либо межотраслевое (функциональное), либо смешанное управление; Органы специальной компетенции подразделяются на:

= отраслевой компетенции - осуществляют руководство отдельными сферами или отраслями управления;

= внутриотраслевой компетенции - руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориальные органы федеральных министерств по своим направлениям);

= межотраслевой (функциональной) компетенции - выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления);

= смешанной компетенции, т. е. органы, имеющие признаки как отраслевой, так и межотраслевой сферы деятельности.

      По порядку разрешения подведомственных вопросов органы управления могут быть:

- единоначальные - в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю;

- коллегиальные - организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных органов (государственные комитеты, федеральные комиссии, службы, надзоры, российские агентства). В коллегиальных органах решения принимаются большинством их членов в сочетании с персональной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы. Руководитель принимает решения по внутриведомственным вопросам.

 

6. Финансовое  законодательство и его отличие от отрасли финансового права.

 

         Источниками финансового права  являются различные нормативные  правовые акты. Основополагающие  нормы финансового права содержатся  в Конституции Российской Федерации.  Конституционные основы финансового  права закреплены в ст. 5, 8, 15, 34, 41, 57, 71, 72, 75 и др. Конституции РФ. Так, например, в ст. 57 Конституции РФ определено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Статьей 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации отнесено установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия; в ведении Российской Федерации находятся федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. Статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

           Источниками финансового права  являются также многочисленные федеральные законы, регулирующие различные виды финансовых отношений. Значительное количество федеральных законов принято для регулирования налоговых отношений. Важнейшим нормативным правовым актом, кодифицирующим общие нормы налогового законодательства, регулирующие вопросы налогообложения, отнесенные Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, является Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. I), принятый 31 июля 1998 г. и введенный в действие с 1 января 1999 г., за исключением п: 3 ст. 1, ст. 12, 13, 14, 15 и 18, которые будут введены в действие со дня введения в действие ч. II Налогового кодекса Российской Федерации. Кодифицирующим нормативным правовым актом является Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый 31 июля 1998 г. и введенный в действие с 1 января 2000 г.

            Нормы финансового права содержатся  в Указах Президента РФ, регулирующих  финансовые отношения; в соответствующих  Постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации.

           Особое значение для регулирования  финансовых отношений имеют инструкции, письма и другие документы  Министерства финансов Российской  Федерации, Центрального Банка  Российской Федерации, Министерства  Российской Федерации по налогам и сборам. В юридической литературе совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы финансового права, определяют как финансовое законодательство. Однако при этом следует иметь в виду, что категория «законодательство» употребляется и в ином объеме, и в ином смысле. Так, в общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2171, совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы финансового права, получила наименование «Законодательство о финансах и кредите». В Гражданском кодексе РФ понятие «законодательство» значительно сужено. В соответствии со ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в п. 1 и 2 ст. 2 Гражданского кодекса. Следовательно, все остальные нормативные акты, регулирующие отношения, подпадающие под действие ст. 2 ГК РФ, не входят в гражданское законодательство.

   Итак, легального  определения понятия «финансовое  законодательство» нет. Однако, рассматривая  данную категорию, следует учесть, что в Налоговом кодексе Российской  Федерации (ч. I) и Бюджетном кодексе Российской Федерации законодатель употребляет понятие «законодательство» в более узком смысле, чем это традиционно было принято в науке финансового права.

         В соответствии со ст. 1 НК РФ: «законодательство Российской Федерации  о налогах и сборах состоит  из настоящего Кодекса и принятых  в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах». Бюджетное законодательство Российской Федерации в соответствии со ст. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации включает в себя Бюджетный кодекс Российской Федерации и принятые в соответствии с ним федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные отношения.

  Законодательство  Российской Федерации о налогах  и сборах, бюджетное законодательство, получившие легальное определение, входят в состав финансового законодательства наряду с другими законами и нормативными правовыми актами, регулирующими финансовые отношения в различных сферах общественной жизни страны.

 

 

 

 


Информация о работе Финансовые правоотношения. Структура и особенности