Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 12:13, курсовая работа
Цель исследования – раскрыть содержание понятия финансовый контроль, дать характеристику его видов, форм и методов, а также выявить пути совершенствования финансового контроля РФ.
Задачи исследования:
Рассмотреть теоретические основы финансового контроля в РФ;
Подробно изучить государственный финансовый контроль в РФ;
Выявить основные пути совершенствования финансового контроля в РФ.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы финансового контроля в РФ…………………………5
2.Государственный финансовый контроль…………………………………….22
3.Пути совершенствования финансового контроля в РФ……………………..35
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы………………………………………………………………43
«финансовая деятельность бессмысленна без контроля…»
Финансовый контроль в РФ
Москва – 2010
План
Введение…………………………………………………………
1.Теоретические основы
2.Государственный финансовый контроль…………………………………….22
3.Пути совершенствования финансового контроля в РФ……………………..35
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Важным элементом бюджетного процесса является финансовый контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы.
Значение финансового контроля в России существенно возросло в период перехода к рыночной экономике. В рыночной системе велика роль налогов, которые являются не только основным источником поступлений в доходную часть бюджета, но и регулятором хозяйственной деятельности. Развитие налоговой системы невозможно без создания эффективной системы контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет государства. Также велика значимость общественного контроля за расходованием государственных средств. Усложняется система бюджетного федерализма, которая также требует создания новых механизмов контроля за распределением и использованием бюджетных ресурсов.
Актуальность данной темы обусловлена
необходимостью наличия четко упорядоченной
и реально функционирующей
Цель исследования – раскрыть содержание понятия финансовый контроль, дать характеристику его видов, форм и методов, а также выявить пути совершенствования финансового контроля РФ.
Задачи исследования:
В работе рассмотрено 3 вопроса. В первом рассмотрены теоретические основы государственного финансового контроля, его содержание, значение, задачи. Также даётся характеристика объекта и субъекта финансового контроля, описаны виды, формы и методы финансового контроля. Во втором вопросе раскрыт контроль со стороны государства. И в последнем вопросе рассматриваются пути совершенствования финансового контроля в РФ.
Основными источниками в данной работе будут: учебное пособие Уткина Э.А., Денисова А.Ф «Государственное и региональное управление», учебник под редакцией Г.Б. Поляка «Финансы», учебник под редакцией А.Г. Грязновой «Финансы», понятийно-терминологический справочник Алаева Э.Б. «Социально – экономическая география» и достаточно большой ряд федеральных нормативных правовых актов различных государственных органов РФ.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ
Под финансовым контролем понимают
регламентированную нормами права
деятельность государственных, муниципальных,
общественных и иных хозяйствующих
субъектов по проверке своевременности
и точности финансового планирования,
обоснованности и полноты поступления
доходов в соответствующие
Финансовый контроль – важнейшее
средство обеспечения законности в
финансовой и хозяйственной деятельности.
Финансовый контроль предупреждает
бесхозяйственность и расточительность,
выявляет факты злоупотреблений
и хищений товарно-материальных
ценностей и денежных средств. Действенность
финансового контроля, осуществляемого
различными субъектами – органами
государственной власти, местного самоуправления,
аудиторами, аудиторскими организациями,
в решающей мере определяется их взаимодействием,
в том числе и с
Финансовый контроль осуществляется
в различных видах и формах,
с применением различных
В зависимости от правовой природы субъектов, осуществляющих контрольную деятельность, финансовый контроль делится на следующие виды:
• государственный;
• внутрихозяйственный;
• финансово-кредитных органов (банковский контроль);
• общественный;
• независимый (аудиторский).
В зависимости от времени совершения
контроля финансовый контроль имеет
следующие формы (способы конкретного
выражения и организации
• предварительный;
• текущий (оперативный);
• последующий.
Существуют несколько методов
осуществления финансового
Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия, например проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств. Эта форма контроля осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и перечислении бюджетных средств.
Текущий (оперативный) финансовый контроль ежедневно осуществляется финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе деятельности предприятия. Эта форма контроля опирается на данные оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения.
Она служит предотвращению финансовых нарушений. Объектом текущего контроля прежде всего становится документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств. Оперативный контроль ведется путем сопоставления затрат с действующими нормативами.3
Последующий контроль является неотъемлемой составляющей внешнего (ведомственного и вневедомственного) и внутрихозяйственного (бухгалтерского) контроля. Эта форма контроля сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на предмет законности и целесообразности произведенных расходов, полноты и своевременности поступления предусмотренных бюджетом средств. Осуществляется посредством анализа отчетов и балансов, а также проверок и ревизий непосредственно на месте – на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль характеризуется углубленным изучением всех сторон хозяйственно-финансовой деятельности, что позволяет вскрыть недостатки двух других форм финансового контроля – предварительного и текущего.
Наблюдение – это общее
Проверка затрагивает основные вопросы финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.
Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что принципиально отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т.п.
Анализ, как и предыдущие методы,
нацелен на выявление нарушений
финансовой дисциплины. Проводится на
базе текущей или годовой отчетности
и отличается системным и пофакторным
исследованием, а также использованием
традиционных аналитических инструментов:
средние и относительные
Ревизия производится с целью установления законности и финансовой дисциплины на конкретном объекте и является основным методом финансового контроля. Законодательство предусматривает обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.
Бывают самые разнообразные ревизии. Поэтому их классифицируют, исходя из различных принципов.
В зависимости от содержания ревизии делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.
По времени осуществления
По обследуемому периоду деятельности
ревизии делятся на фронтальные
и выборочные. При фронтальной (полной)
ревизии проверяется вся
В зависимости от объема ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, в ходе которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов), и тематические, которые сводятся к обследованию определенной сферы финансовой деятельности.
Государственный финансовый контроль
осуществляется федеральными органами
законодательной власти, федеральными
органами исполнительной власти, в
том числе специально созданными.
Законодательство предусматривает
проведение не реже одного раза в год
соответствующими контрольными и финансовыми
органами комплексных ревизий и
тематических проверок поступления
и расходования бюджетных средств
в федеральных органах
• исполнение федерального бюджета
и бюджета федеральных
• организация денежного
• использование кредитных
• состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;
• предоставление финансовых и налоговых льгот и преимуществ.5
В соответствии с установленным
законодательством
• Счетная палата РФ;
• Центральный банк РФ (ЦБ РФ);
• Министерство финансов РФ (Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная налоговая служба);
• Государственный таможенный комитет РФ;
• Федеральная служба России по валютному и экспертному контролю;
• контрольно-ревизионные органы
федеральных органов
• иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.6
Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.
Министерство финансов РФ – федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В составе Министерства создана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, осуществляющая в соответствии с законодательством ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов. В связи с передачей Министерству функций Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью сфера деятельности Министерства как субъекта государственного финансового контроля существенно расширилась.
Министерство финансов РФ в процессе финансового контроля осуществляет следующие основные функции:
1) проводит в пределах своей
компетенции комплексные
2) контролирует в установленном
порядке рациональное и
3) проводит документальные