Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 12:13, курсовая работа
Цель исследования – раскрыть содержание понятия финансовый контроль, дать характеристику его видов, форм и методов, а также выявить пути совершенствования финансового контроля РФ.
Задачи исследования:
Рассмотреть теоретические основы финансового контроля в РФ;
Подробно изучить государственный финансовый контроль в РФ;
Выявить основные пути совершенствования финансового контроля в РФ.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы финансового контроля в РФ…………………………5
2.Государственный финансовый контроль…………………………………….22
3.Пути совершенствования финансового контроля в РФ……………………..35
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы………………………………………………………………43
– представлением государственных кредитов, а также представлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.23
Счётная палата, осуществляя контрольную деятельность, вправе проводить ревизии и тематические проверки, которые являются основной формой её контроля.
Финансовый контроль со стороны Президента РФ
Осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путём издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения т должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатур на должность председателя Банка России.
Определённые функции
Среди его функций: 1) контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ; 2) контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; 3) рассмотрение жалоб и обращений физических и юридических лиц.
Финансовый контроль со стороны Правительства РФ
В соответствии с Конституцией РФ
и Законом «О Совете министров
– правительстве РФ» оно
Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны Правительства РФ занимает Министерство финансов РФ. Наряду с бюджетным управлением в составе Министерства финансов организованы следующие управления: налоговых реформ, государственных ценных бумаг и финансового рынка, финансирования программ развития сельского хозяйства, финансовых программ развития производственной инфраструктуры и потребительского рынка, финансирования программ развития сферы материального производства и конверсии.
Функции Министерства финансов РФ соответствуют его положению как федерального органа по управлению финансами страны. Они относятся к следующим областям:
– государственные финансы в целом – участие в комплексном анализе экономики страны и работе по составлению долгосрочных и краткосрочных прогнозов их развития, определения потребностей государственных финансовых централизованных ресурсов, подготовка предложений о распределении этих ресурсов между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;
– государственный бюджет
– организация работы по
– внебюджетные государственные федеральные фонды – подготовка предложений о создании и использовании целевых внебюджетных фондов, обеспечение финансового исполнения государственных федеральных внебюджетных фондов;
– страхование – участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране;
– денежное обращение – разработка и осуществление мер по оптимизации товарно-денежных пропорций и сбалансированности денежных доходов и расходов населения, укреплению денежного обращения и покупательной способности рубля, подготовка предложений по улучшению состояния расчётов в народном хозяйстве, по основным направлениям денежно-кредитной политики РФ, обеспечение изготовления Гознаком денежных билетов и металлических монет;
– государственный кредит – выпуск государственных внутренних займов РФ, согласование общего объёма и условий выпуска долговых обязательств субъектов РФ, заключение соглашений с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и другие цели;
– финансовый рынок – разработка предложений по формированию финансового рынка, регулирование рынка ценных бумаг, регистрация выпуска ценных бумаг;
– финансовый контроль – контроль за исполнением федерального бюджета и использованием средств государственных федеральных внебюджетных фондов, за использованием валютных средств, инвестиций;
– организация учёта и отчётности – анализ сводной бухгалтерской отчётности федеральных органов исполнительной власти, руководство бухгалтерским учётом и отчётностью предприятий и др.25
В последние годы расширяется деятельность Минфина РФ в сфере контроля за движением финансовых потоков в стране. В феврале 2002г. приступил к работе Комитет по финансовому мониторингу Минфина РФ (КФМ), созданный для противодействия отмыванию преступных доходов. С этой целью КФМ анализирует и передаёт правоохранительным органам информацию, полученную от коммерческих банков и других кредитных организаций и страховых фирм по крупным сделкам с наличными и безналичными деньгами, ценными бумагами, а также по сделкам, связанным с оттоком капитала за рубеж. Комитет сотрудничает с МНС РФ, ГТК РФ, а также с иностранными и международными организациями, борющимися с отмыванием денег.
Оперативный контроль использования государственных средств осуществляют действующие в рамках Минфина департаменты государственного финансового контроля и аудита, а также органы Федерального казначейства.
Основными задачами департамента являются обеспечение государственного финансового контроля и методического руководства аудитом в РФ. Основная функции департамента государственного финансового контроля заключаются в осуществлении контроля за целевым использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.
Для усиления контроля за поступлением,
целевым и экономным
Федеральное казначейство включает:
а) Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ;
б) территориальные органы Федерального
казначейства по субъектам РФ, городам
(кроме городов районного
Федеральное казначейство в соответствии
со ст. 267 Бюджетного кодекса РФ осуществляет
предварительный и текущий
К органам налогового контроля в
РФ относятся органы налоговой службы,
таможенные органы, а также органы,
осуществляющие контроль за уплатой
государственной пошлины и
Систему органов налоговой службы РФ образуют Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения по субъектам РФ и муниципальным образованиям.
В обязанности налоговых органов входит:
– соблюдение законодательства о налогах и сборах;
– контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
– ведение учёта
– проведение разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах, бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборах и т.д.
– осуществление возврата или зачёта излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;
– соблюдение налоговой тайны;
– направление налогоплательщику копии актов налоговой проверки и решения налогового органа, а также требования об уплате налога и сбора.
Кроме того, налоговые органы несут ответственность за убытки, причинённые налогоплательщикам в результате неправомерных действий или бездействия или же неправомерных действий (бездействия) работников этих органов при исполнении ими своих обязанностей. Причинённые убытки должны быть возмещены из средств федерального бюджета.
В соответствии с Указом президента
РФ от 18 февраля 1992 г. « О государственном
страховом надзоре в РФ»
Помимо лицензирования страховой
деятельности и регулирования единого
страхового рынка органы государственного
страхового надзора в центре и
на местах осуществляют контроль соблюдения
прав и интересов страхователей.
Устанавливаются правила
Особая роль в осуществлении
финансового контроля принадлежит
Банку России (ЦБ РФ). Он организует
и контролирует денежно-кредитные
отношения в стране, осуществляет
надзор за деятельностью коммерческих
банков. Созданное с этой целью
специальное подразделение –
Департамент банковского
Таможенное дело РФ в соответствии со ст. 8 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) осуществляют непосредственно таможенные органы РФ, являющиеся правоохранительными органами. Они образуют единую систему, включающую:
– Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ);
– региональные таможенные управления РФ;
– таможни РФ;
– таможенные посты РФ.28
Возглавляет систему таможенных органов Государственный таможенный комитет РФ. Основными его задачами являются:
– обеспечение экономической
– обеспечение единства таможенной территории РФ;
– организация, применение и совершенствование
средств таможенного
– обеспечение соблюдение законодательства по таможенному делу, а также иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ.
Коротко говоря государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.
Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным образом путём проверки соблюдения ими налогового законодательства, выполнения государственных и муниципальных заказов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов, а также эффективности предоставления и законности использования налоговых льгот.
В соответствии с российским законодательством
государственный финансовый контроль
включает в себя контроль за исполнением
федерального бюджета и бюджетов
федеральных внебюджетных фондов, организацией
денежного обращения, использованием
кредитных ресурсов, состоянием государственного
внутреннего и внешнего долга, государственных
резервов, предоставлением финансовых
и налоговых льгот и
Эти органы обязаны периодически осуществлять
комплексные ревизии и
4.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ
В настоящее время большое