Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:50, контрольная работа
Государственный и муниципальный финансовый контроль представляет собой институт Общей части финансового права.
Эта позиция является общепризнанной в науке финансового права. В то же время некоторые ученые отмечают только специфические виды финансового контроля, осуществляемые различными органами в бюджетной, налоговой, кредитной, страховой и других сферах. В науке существует обоснованная позиция, относящая финансовый контроль к подотрасли финансового права.
Введение…………………………………………………………………………3-4
§1. Понятие и принципы финансового контроля……………………………..5-9
§2. Виды финансового контроля……………………………………………10-14
§3. Методы финансового контроля…………………………………………15-16
§4. Характеристика основных методов финансового контроля…………..17-21
Заключение…………………………………………………………………...22-23
Список использованной литературы…………………………………………...24
Содержание.
Введение…………………………………………………………
§1. Понятие и принципы финансового контроля……………………………..5-9
§2. Виды финансового контроля……………………………………………10-14
§3. Методы финансового контроля…………………………………………15-16
§4. Характеристика основных методов финансового контроля…………..17-21
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение.
Государственный и муниципальный финансовый контроль представляет собой институт Общей части финансового права.
Эта позиция является общепризнанной в науке финансового права. В то же время некоторые ученые отмечают только специфические виды финансового контроля, осуществляемые различными органами в бюджетной, налоговой, кредитной, страховой и других сферах. В науке существует обоснованная позиция, относящая финансовый контроль к подотрасли финансового права.
Государственный и муниципальный финансовый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля. Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, то есть как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления. Подобное понимание финансового контроля присуще большинству развитых стран мира и закреплено в международных документах. Так, в преамбуле Лимской Декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов, организация контроля определена в качестве обязательного элемента управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Такой подход позволяет осуществить сравнительный анализ финансового контроля, сопоставить фактические результаты финансовой деятельности с заранее установленными (запланированными) показателями.
Финансовый контроль служит формой реализации контрольной функции финансов и с позиций финансового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать права государства и муниципальных образований. Финансовый контроль имеет стоимостное выражение, поэтому он осуществляется во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает все этапы финансовой деятельности государства, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций.
Указом Президента РФ от
25 июля 1996 г. № 1095 "О мерах по обеспечению
государственного финансового контроля
в Российской Федерации" установлено,
что государственный финансовый
контроль включает в себя контроль
за исполнением федерального бюджета
и бюджетов внебюджетных фондов, организацией
денежного обращения, использованием
кредитных ресурсов, состоянием государственного
внутреннего и внешнего долга, государственных
резервов, предоставлением финансовых
и налоговых льгот и
Цель исследования – рассмотреть финансовый контроль в РФ.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие и принципы финансового контроля.
2. Проанализировать виды финансового контроля.
3. Определить особенности методов финансового контроля в РФ.
Объект исследования – основополагающие характеристики финансового права. Предмет исследования - определение особенностей финансового контроля в России.
§1. Понятие и принципы финансового контроля.
Наличие контрольной функции
финансов объективно обеспечивает не
только планомерное социально-
В Римской республике государственные финансы находились под контролем сената, а государственный бюджет проверялся штатом контролеров под наблюдением казначея. Особое внимание финансовому контролю уделялось в англоязычных странах (Англии и Шотландии), а также во Франции и в Италии. В XII - XVIII вв. в этих странах встречаются упоминания об учетных документах, организации контроля управления государственным имуществом.
Вопросы финансового контроля исследовались еще до возникновения науки финансового права. Французский правовед Ж. Борен (XVI в.), рассматривая в своем сочинении "Шесть книг о государстве " основные источники финансовых доходов государства, указывал и на необходимость постоянного контроля их поступления.
Позже в работах Г. Еллинека (Австрия), М. Сперанского (Россия) исследовались принципы и формы контроля средств государственного бюджета. Все вышеперечисленное свидетельствует о значении финансового контроля в экономической и финансовой системе государства. "Социализм есть в первую очередь контроль и учет", — писал В.И.Ленин в первые годы становления советской власти в России.
В настоящее время финансовый контроль распространяется на все сферы финансовой деятельности и является важным элементом государственного управления. Его роль заключается в содействии реализации финансовой политики государства, решению социальных задач, в обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов, а также процесса расширенного воспроизводства. В условиях рыночных отношений финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное использование материальных, трудовых, финансовых ресурсов, природных богатств, на сокращение непроизводительных расходов и потерь. Следует отметить, что финансовый контроль финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов не исключает, а предполагает необходимость осуществления и других видов контроля (например, административного, экологического и другие.).
Объектом финансового контроля являются денежные средства, распорядительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов государства. Непосредственным предметом контроля выступают различные финансовые (стоимостные, количественные) показатели, такие как прибыль, доходы, расходы, налоги и сборы, различные отчисления в фонды и другие. Финансовым контролем охватываются практически все проводимые финансовые операции (сделки) как с использованием денежных средств, так и без них (бартерные сделки, безвозмездные услуги и тому подобное). В то же время финансовый контроль содействует развитию отдельных направлений производного характера, таких как:
· сбалансированность между потребностью и наличием финансовых ресурсов;
· полнота и своевременность выполнения финансовых обязательств перед государством;
· выявление внутренних резервов производства и снижение себестоимости;
· рациональное использование материальных и денежных средств;
· правильное ведение бухгалтерского учета и отчетности и другое.
Финансовый контроль связан
с ответственностью субъектов финансово-
Таким образом, финансовый контроль является разновидностью общегосударственного контроля и осуществляется органами государственной власти и управления, а также специальными контрольными органами в целях проверки законности и целесообразности действий государства и хозяйствующих субъектов в процессе образования, распределения и использования денежных фондов.
Финансовому контролю свойственны те же принципы, что и финансовой деятельности, поскольку он является ее составной частью. Однако финансовому контролю присущи и специфические принципы. Они изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ (Международной организации контрольных органов) 1977 г. Это связано с тем, что в настоящее время формируется единая международная система стандартизации финансового контроля, целью которой является разработка общих принципов и правил деятельности контрольных органов международного характера. А так как в деятельности этих органов участвуют государства и их контрольные органы, то разработанные принципы и правила становятся основными в системе внутригосударственного контроля.
Принципами финансового контроля являются:
1) принцип независимости.
Данный принцип отражает
2) принцип объективности.
Он подразумевает исключение
предвзятости и
3) принцип компетентности.
Этот принцип представляет
Финансово-контрольные органы
должны действовать только в рамках
своих полномочий, не превышать и
не занижать их. Персонал органов должен
обладать компетентностью в тех
сферах, которые подлежат проверке.
Знание законодательства, способность
анализировать деятельность, безошибочно
определять правильность ведения учета
и отчетности, разбираться в сложных
финансовых операциях и т. п. обеспечат
эффективность и качество проводимых
контрольных мероприятий. Компетентность
тесно взаимосвязана с
4) принцип системности.
Он предполагает наличие
5) принцип гласности. Результаты
финансового контроля должны
быть общедоступны. Представление
отчетов о работе контрольных
органов в вышестоящие органы
и публикация результатов
В практике финансового контроля наряду с вышеперечисленными сложились и другие принципы, такие как сбалансированность, экономическая эффективность, оптимизация. Но все принципы подчинены одной цели — обеспечению законности финансово-хозяйственной деятельности.
§2. Виды финансового контроля
Финансовый контроль можно классифицировать по различным основаниям: в зависимости от осуществляющих его субъектов, по времени проведения, по сферам финансовой деятельности.
В зависимости от осуществляющих
его субъектов различают
· государственный;
· муниципальный;
· внутрихозяйственный (внутрифирменный);
· независимый.
Государственный финансовый
контроль осуществляется федеральными
органами законодательной и