Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:50, контрольная работа
Государственный и муниципальный финансовый контроль представляет собой институт Общей части финансового права.
Эта позиция является общепризнанной в науке финансового права. В то же время некоторые ученые отмечают только специфические виды финансового контроля, осуществляемые различными органами в бюджетной, налоговой, кредитной, страховой и других сферах. В науке существует обоснованная позиция, относящая финансовый контроль к подотрасли финансового права.
Введение…………………………………………………………………………3-4
§1. Понятие и принципы финансового контроля……………………………..5-9
§2. Виды финансового контроля……………………………………………10-14
§3. Методы финансового контроля…………………………………………15-16
§4. Характеристика основных методов финансового контроля…………..17-21
Заключение…………………………………………………………………...22-23
Список использованной литературы…………………………………………...24
Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Муниципальный финансовый контроль
обеспечивает исполнение местных бюджетов,
муниципальных контрактов на поставку
товаров, производство работ и оказание
услуг, выполнение долговых обязательств.
Особое внимание при осуществлении
муниципального финансового контроля
уделяется операциям с
Следует учесть, что государственный и муниципальный контроль объединяют цель, задачи и основные направления, различие состоит в том, что муниципальный контроль охватывает сферу финансовой деятельности только муниципального образования.
Внутрихозяйственный (внутрифирменный) финансовый контроль осуществляется непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях различных форм собственности. Основными задачами данного вида контроля являются выявление случаев хищения, недостач денежных средств и материальных ценностей, а также соблюдение финансовой дисциплины. Внутрихозяйственный контроль охватывает сферы осуществления всех финансовых операций, ведения учета и отчетности, соблюдения договорных обязательств и др. В этих целях могут быть образованы специальные контрольные подразделения, например ревизионные отделы, внутрипроверочные комиссии, а в некоторых случаях такие органы создаются в обязательном порядке. На практике функции внутреннего контроля возлагаются на руководителя и главного бухгалтера.
Независимый финансовый контроль проводится специальными организациями — аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами. Аудиторский контроль (аудит) представляет собой независимую проверку бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей.
В отличие от других видов финансового контроля аудит является разновидностью предпринимательской деятельности и проводится на основе договора об оказании аудиторских услуг между хозяйствующим субъектом и аудиторской фирмой (аудитором).
Аудиторский контроль не заменяет
государственный и
Кроме того, аудиторские фирмы в соответствии с международными аудиторскими стандартами и Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" могут оказывать широкий комплекс услуг по консультированию, финансовому анализу, разработке инвестиционных проектов, обучению персонала и др.
По времени проведения финансовый контроль подразделяется:
· на предварительный;
· текущий (оперативный);
· последующий.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и основывается на проверке прогнозируемых показателей, расчетов, финансовых планов. Предварительный контроль носит предупредительный характер, способствует предотвращению неэффективного расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов роста доходов. Этот вид контроля позволяет выбрать наиболее эффективные решения при планировании направлений бюджетных ассигнований, выборе инвестиционных программ, дающих наибольший объем доходов.
Текущий (оперативный) финансовый контроль осуществляется в момент совершения финансовых операций. Он проводится в ходе исполнения бюджета, смет расходов бюджетных учреждений в целях выявления нарушений финансовой дисциплины, проверки соблюдения финансовых норм и нормативов, установленных показателей по формированию и использованию денежных средств государства.
Текущий контроль опирается
на первичные документы
Последующий финансовый контроль
проводится после совершения финансовых
операций или завершения отчетного
периода (финансового года). Данный
вид контроля позволяет проверить
целесообразность расходования государственных
денежных средств при исполнении
бюджетов, выполнении финансовых планов
предприятий и организаций, смет
бюджетных учреждений. Последующий
контроль проводится путем анализа
и проверки финансовой и бухгалтерской
документации. При этом выявляются
причины отклонения полученных результатов
от плановых, полнота и своевременность
поступления предусмотренных
По сферам финансовой деятельности контроль можно разделить:
· на бюджетный;
· налоговый;
· банковский;
· страховой;
· валютный и др.
Таким образом, форма финансового
контроля — это способ конкретного
выражения и организации
В финансово-правовой теории и практике осуществления финансового контроля традиционно выделяются следующие его формы: предварительный, текущий и последующий. Однако некоторые ученые не выделяют текущий финансовый контроль в качестве самостоятельной формы, аргументируя свою позицию тем, что такие формы финансового контроля, как предварительный и последующий, осуществляются в ходе текущей деятельности контролируемых объектов и выражают содержание текущей оперативной работы соответствующих органов; текущий контроль — это повседневно проводимый предварительный или последующий финансовый контроль.
§3. Методы финансового
контроля.
Практическая реализация финансового контроля осуществляется с использованием определенных методов. Методы финансового контроля представляют собой совокупность обоснованных и адаптированных конкретно-определенных приемов, средств или способов, применяемых при осуществлении контрольных функций.
Методы финансового контроля имеют большое значение, поскольку от правильного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависят достижение конечного результата и эффективность контроля. С другой стороны, адекватное применение приемов и способов финансового контроля гарантирует соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов, позволяет не препятствовать нормальному функционированию хозяйственной деятельности.
Наличие у финансового
контроля разнообразных целей и
задач обусловливает и
Финансовый контроль осуществляется различными методами, которые представляют собой способы, приемы организации контрольных действий. Применение тех или иных методов финансового контроля преследует одну цель — проверку соответствия фактической финансовой деятельности действующему законодательству.
Можно выделить шесть основных
методов финансового контроля: наблюдение,
обследование, анализ, проверка, ревизия
и финансово-экономическая
Четкого перечня методов финансового контроля в законодательстве нет, однако все вышеназванные методы закреплены в нормативных правовых актах.
§4. Характеристика основных методов финансового контроля.
Наблюдение представляет собой ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных комплексных приемов получения и оценки информации.
Обследование — один из
основных методов предварительного
финансового контроля; оно направлено
на исследование отдельных сторон финансово-хозяйственной
деятельности. Обследование применяется
для оперативного выявления фактов,
свидетельствующих о соблюдении
финансовой дисциплины (или о ее
нарушениях), также определения
Основная цель обследования — общий анализ финансово-хозяйственной деятельности, выявление ее недостатков. Эта цель достигается путем решения следующих задач: исследования (мониторинга) финансовой документации; выявления финансового состояния объекта проверки; проверки соблюдения нормативных актов в сфере исполнения бюджетных назначений и правильности их оформления; оценки уровня обоснованности и целевого назначения государственных (муниципальных) расходов и т. д.
Анализ представляет собой
специальный метод контроля достоверности
финансовой документации с использованием
аналитических приемов
Проверка представляет собой
один из основных методов финансового
контроля и предусматривает исследование
определенного круга вопросов с
целью выявления нарушений
В зависимости от различных оснований проверки подразделяются на комплексные, тематические, документальные, камеральные, выездные, встречные и др.
Формой завершения проверки служит акт о выявленных нарушениях (акт проверки) или (в случае отсутствия нарушений) письменное заключение проверяющего. В акте проверки отражаются все основные выявленные нарушения и недостатки в целях последующего рассмотрения дела компетентным органом (должностным лицом). На основании изложенных в акте фактических данных руководитель контролирующего органа вправе принять одно из решений:
· о направлении проверяемому субъекту предписаний об устранении выявленных нарушений финансового законодательства;
· о применении к нарушителю мер ответственности в соответствии с компетенцией органа проверки;
· о направлении материалов дела в иной компетентный орган финансового контроля;
· о предъявлении иска в суд в защиту нарушенных прав государства (муниципального образования).
При вынесении решения о привлечении подконтрольного объекта к ответственности акт проверки имеет доказательственную силу, однако указанные в нем факты должны быть исследованы в ходе судебного разбирательства.
Ревизия - это комплексная проверка, направленная на изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, граждан-предпринимателей и др.
Характерными чертами
ревизии являются максимальный охват
экономических и юридических
сторон деятельности, участие в ее
производстве экспертов и специалистов,
сочетание различных приемов
финансового контроля. Ревизия осуществляется
с целью выявления законности,
достоверности и