Финансовый контроль.Ревизия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 20:23, контрольная работа

Описание работы

Контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект.

Содержание работы

Введение
1. Сущность финансового контроля
2. Формы, виды, методы финансового контроля
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

финансовыйконтроль.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Более того, Е.Ю. Грачева справедливо  указывает на тот факт, что ревизия  отличается от других форм контроля определенной периодичностью (не менее одного или  двух раз в год), а результаты ревизии  оформляются актом, имеющим юридическое значение как источник доказательств в судебно-следственной практике. Ревизия относится и к внутреннему, и к внешнему контролю

Проверка - это вид контрольного мероприятия, целью которого является исследование определенного направления финансовой деятельности (тематические проверки), может проводиться внепланово (чрезвычайные проверки).

Закон Калужской области "О Контрольно-счетной палате Калужской области" закрепляет следующие  виды проверок: проверка тематическая - изучение и анализ финансовой деятельности проверяемого объекта по отдельной теме или определенному кругу вопросов с преимущественным использованием приемов выборочного и документального контроля; проверка комплексная - комплексное изучение и анализ финансовой деятельности проверяемых объектов

Обследование - это способ выявления необходимости проведения ревизии или проверки в ходе обследования финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации, получающей бюджетные средства.

По результатам контрольных  мероприятий контрольно-счетные  палаты направляют органам государственной  власти области, органам местного самоуправления, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления  для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного бюджету ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении действующего законодательства.

В ходе проведения ревизий  и проверок финансово-контрольным  органам необходимо действовать в рамках своих контрольных полномочий, установленных в законодательстве о контрольно-счетном органе. Иногда встречаются случаи, когда по своей инициативе сотрудники контрольно-счетной палаты субъекта Российской Федерации проверяют финансовые потоки из федерального бюджета. Примером могут служить выявленные прокуратурой Чеченской Республики в ходе осуществления надзора за государственными органами факты нарушения отдельными сотрудниками Счетной палаты Чеченской Республики требований ст. ст. 16, 17 Закона "О Счетной палате Чеченской Республики". Последние совершили проверку 9 федеральных учреждений, финансирование которых осуществляется за счет федерального бюджета, а не республиканского

Результаты проверок оформляются в виде специальных  актов, которые обязательно оформляются в письменном виде. Так, например, в Законе Нижегородской области от 09.03.2010 N 36-3 "О государственном финансовом контроле в Нижегородской области" устанавливается, что "содержание акта (справки) должно основываться на полноте отражения результатов контрольного мероприятия, идентификации объекта и предмета контроля, отражении целей и объема контрольного мероприятия. Материалы контрольного мероприятия состоят из акта (справки) контрольного мероприятия и доказательств, подтверждающих выводы, сделанные по результатам данного контрольного мероприятия. Результаты контрольного мероприятия, излагаемые в акте (справке), должны быть подтверждены доказательствами, к которым относятся первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бюджетная, статистическая и иная отчетность, заключения экспертов, письменные объяснения должностных лиц объектов контроля, а также документы и сведения, полученные из других достоверных источников"

С составленным в результате контрольного мероприятия актом должны быть ознакомлены проверяемые, которые, в свою очередь, обязаны его подписать, если они с ним согласны. Если имеются возражения или замечания на акт, то они также излагаются в письменном виде и представляются в контрольный орган, или акт обжалуется в суде.

И в советское время, и на современном этапе в науке  ведется дискуссия о соотношении  понятий "форма контроля" и "метод  контроля". Автор разделяет точку  зрения о том, что метод контроля - это более узкое понятие по отношению к форме осуществления финансового контроля. Методы финансового контроля представляют собой урегулированные нормами права способы и приемы установления объективных данных в процессе проведения контрольных мероприятий (чтение документов, сверка документов с первоисточниками, письменные запросы, изъятие документов, получение письменных объяснений и др.). И.А. Белобжецкий под методическими приемами понимал способы оформления ревизионных материалов или обеспечение сохранности документов ревизуемого предприятия . О.А. Ногина метод налогового контроля определяет как "совокупность приемов, применяемых уполномоченными органами для установления объективных данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов об исполнении возложенных на лиц иных налоговых обязанностей"

При выявлении нарушений или недочетов контрольным органом в отношении проверяемого составляются представления и предписания.

Представление - это акт контрольного органа, носящий рекомендательный характер. Оно составляется должностным лицом контрольного органа и подписывается его руководителем. Представление должно быть рассмотрено в срок, указанный в нем, по истечении указанного срока в Контрольно-счетную палату направляется уведомление о принятых мерах по реализации представления. Если в представлении срок не указан, то рассмотрение представления и направление уведомления осуществляются в течение месяца со дня его получения (ст. 30 Закона Камчатского края от 4 мая 2008 г. N 55 "О Контрольно-счетной палате Камчатского края").

Особенностью вышеуказанного акта является то, что представление как ненормативный акт нельзя обжаловать в суде. Однако на его основании может наступить административная ответственность, но не за найденные нарушения, а за невыполнение указанных в предписании сроков. Подконтрольный орган должен составить акт разногласий по результатам проверки и направить его в контрольный орган. Заметим, что данная процедура не всегда имеет должное правовое закрепление (часто порядок обжалования предписания устанавливается подзаконными актами контрольных органов ), что негативно сказывается на правоприменительной практике. Для этого внешний контрольный орган субъекта Российской Федерации в обязательном порядке должен быть наделен правом законодательной инициативы по вопросам своего ведения.

В ряде субъектов Российской Федерации представление и предложение разграничиваются. Предложения - это письменно оформленные рекомендации контрольного органа, иногда могут быть не связаны с проведением контрольных мероприятий. Они направляются участникам бюджетного процесса и нацелены в основном на совершенствование процесса проведения финансовых операций, оформление финансовых действий, подготовку отчетности и прочее.

Предписание - это обязательный для исполнения акт контрольного органа, который выдается по результатам контрольных мероприятий при выявлении: а) грубейших нарушений в финансово-хозяйственной деятельности, наносящих прямой ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения; б) необходимости по результатам контрольного мероприятия возврата в соответствующий бюджет средств, использованных не по целевому назначению; в) несоблюдения сроков и порядка рассмотрения представлений Контрольно-счетной палаты, в том числе в случаях ненаправления в установленные сроки уведомления о рассмотрении представления; г) создания препятствий для проведения контрольных мероприятий, включая непредставление документов в объеме и сроки, которые установлены Контрольно-счетной палатой (ст. 31 Закона Камчатского края).

В большинстве законов  субъектов устанавливается усложненный  порядок утверждения предписания. Предписания обычно утверждаются Коллегией Контрольно-счетной палаты и подписываются ее председателем. Коллегия может принять решение об отмене предписания. Субъекты контрольных мероприятий обязаны направлять в Контрольно-счетную палату сообщения об исполнении предписания в срок, указанный в нем.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение требований, изложенных в  предписании, а равно нарушение  срока сообщения о результатах  рассмотрения предписания влекут за собой административную ответственность, установленную законодательством субъекта об административных правонарушениях.

Помимо административной ответственности, контрольно-счетные  органы могут применять и финансово-правовые санкции. Так, на основании актов  контрольно-счетного органа может быть приостановлено финансирование из регионального бюджета. По Закону Тверской области от 30.07.1998 N 25-ОЗ-2 "О Контрольно-счетной палате Законодательного Собрания Тверской области" (в ред. от 06.07.2010 N 51-ЗО) за неисполнение предписаний могут быть приостановлены все виды финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемых организаций до окончательного устранения выявленных недостатков и выполнения предписаний. Подобные предписания содержатся в законах многих субъектов (например, ст. 22 Закона Чукотского автономного округа от 30.06.1998 N 36-ОЗ "О Счетной палате Чукотского автономного округа", ст. 23 Закона Ростовской области от 06.03.2002 N 220-ЗС "О Контрольно-счетной палате Ростовской области" (в ред. от 12.05.2009 N 223-ЗС). В ряде субъектов Российской Федерации до сих пор акты контрольного органа носят для получателей бюджетных средств лишь рекомендательных характер.

Помимо представлений  и предписаний по результатам  контрольных мероприятий контрольно-счетные  органы составляют отчеты. Данные отчеты являются самыми важными актами контрольных органов.

Отчет - это акт ненормативного характера, в котором указываются основные показатели контрольного мероприятия, выявленные недочеты и принятые меры по их устранению.

Отчеты по результатам  проведенных контрольных мероприятий объединяются в единый годовой отчет контрольного органа. Он рассматривается и утверждается вначале Коллегией контрольного органа, а затем соответствующим законодательным (представительным) органом власти.

Как показывает практика, проблемным моментом является не составление и рассмотрение отчета, а его опубликование. Есть несколько способов опубликования отчета контрольно-счетного органа: а) в официальном печатном издании (например, в виде специального приложения); б) специальным изданием контрольно-счетного органа вместе с другими материалами о его деятельности (публикации сотрудников, кадровая информация, планы дальнейшей работы) в) на официальном сайте контрольно-счетного органа или законодательного органа субъекта Российской Федерации.

Подводя итог, можно определить, что формы осуществления финансового  контроля направлены на выполнение внешними органами финансового контроля своих  контрольных полномочий. На наш взгляд, их унификация не только качественно  изменит проведение самих контрольных мероприятий, но и позволит усовершенствовать подходы к анализу эффективности работы самих органов контроля, что впоследствии даст возможность для совершенствования в целом системы управления на региональном и местном уровне.

 

Заключение

Значение  финансового контроля выражается в  том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной  власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Современный этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля.

Действенность проводимого финансового контроля во многом определяется не только правильным и точным выбором определенного метода контроля, но и эффективностью взаимодействия различных контрольных органов, что является важным и непременным условием успешной борьбы с правонарушениями в сфере финансов.

Выявление доходов, сокрытых от налогообложения - важнейший  аспект борьбы с преступностью в  сфере экономики, поскольку налоговые  преступления теснейшим образом  связаны с различными экономическими, должностными и другими правонарушениями. Пресечение сокрытия доходов от налогов позволяет сократить ту финансовую базу, на которой возникает и функционирует экономическая, а также организованная преступность и коррупция. Решение поставленной задачи зависит от успешного взаимодействия налоговых органов, налоговой полиции и органов внутренних дел.

Важнейшей задачей  финансового контроля выступает  проверка строгого соблюдения финансового  законодательства, своевременности  и полноты выполнения обязательств перед бюджетом, банками, партнерами по взаимным обязательствам по расчетам и платежам. Таким образом, финансовый контроль служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Требование соблюдения законности в деятельности по образованию, распределению и использованию денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления имеет конституционную основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч.2 ст.15 Конституции РФ).

Совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно  и эффективно использовать государственные  финансовые ресурсы страны, а также  движение финансовых потоков от отправителя к адресату. Снизится вероятность, что денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.

Весьма своевременным  является предоставление в законодательном порядке широких полномочий Счетной палате, являющейся во всех развитых странах высшим судебным и независимым органом контроля за формированием и использованием государственных средств.

 

Список используемой литературы

 

Нормативно-правовые акты

 

1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ

2. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 25.12.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)

Информация о работе Финансовый контроль.Ревизия