Формы и методы финансового контроля в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – изучение форм и методов финансового контроля.
На основе этого можно определить задачи данной работы:
1) рассмотреть финансовый контроль, как основную форму государственного контроля;
2) изучить формы финансового контроля;
3) раскрыть методы финансового контроля.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 57.26 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Роль финансового контроля в условиях рыночной экономики многократно  возрастает. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции  финансов, которая и определяет назначение и состояние финансового контроля. Вместе с тем в зависимости  от социально-экономического положения  государства, расширения прав хозяйствующих  субъектов в осуществлении финансовой деятельности, возникновения различных  организационно-правовых форм предпринимательства  содержание финансового контроля существенно обогащается.

Финансовый контроль –  это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных  с ними вопросов деятельности субъектов  хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических  форм и методов его организации. Он осуществляется законодательными и  исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает: контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведённых расходов.

Финансовый контроль в  отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного  и др.) связан с использованием стоимостных  категорий. Предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки, обращения, налог на добавленную стоимость, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели носят синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях народного хозяйства.

Конкретные формы и  методы организации финансового  контроля - это практическое воплощение объективно присущего финансам, как  экономической категории свойства контроля. Поскольку финансовая система  государства охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном  и региональном уровне, так и на уровне отдельно хозяйствующих субъектов), финансовый контроль является многоуровневым и разносторонним.

Финансовый контроль призван  обеспечивать как интересы и права  государства и его учреждений, так и всех других экономических  субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроля за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также установленных правительством правил организации денежных расчётов, ведения учёта и отчётности.

Финансовый контроль за деятельностью  предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль: проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов –  собственных, заёмных и привлечённых; анализ и сопоставление фактических  результатов с прогнозируемыми; финансовую оценку результатов инвестиционных проектов; правильность и достоверность финансовой отчётности; контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.

Следовательно, финансовый контроль – важный элемент системы  управления финансами.

Актуальной проблемой  социально-экономического развития общества на современном этапе является обеспечение  эффективного финансового контроля, то есть поиск путей его совершенствования. Это связано с тем, что от эффективности  работы контрольных органов зависит  возможность государства выполнять  свои функции.

Объектом исследования в  курсовой работе является контрольная  деятельность.

Цель настоящей работы – изучение форм и методов финансового контроля.

На основе этого можно  определить задачи данной работы:

1) рассмотреть финансовый  контроль, как основную форму государственного контроля;

2) изучить формы финансового контроля;

3) раскрыть методы финансового контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Формы и методы  финансового контроля

 

 

1.1 Формы финансового контроля

 

 Формы финансового  контроля - это способы конкретного  выражения и организаций контрольных  действий.

 Финансовый контроль  классифицируется не только по  видам, но и по другим основаниям. По формам он подразделяется  на:

- предварительный;

- текущий;

-последующий.

 Предварительный финансовый контроль предшествует совершению проверяемых операций, поступлению доходов, расходованию денежных средств и материальных ценностей. Эта форма контроля позволяет предупредить нарушения действующего законодательства, позволяет выявить дополнительные финансовые ресурсы, обеспечить законность и целесообразность использования денежных средств. Предварительный контроль осуществляется финансовыми органами путём проверки финансовых смет, бухгалтерских отчётов, балансов, при открытии кредитов и финансирования по бюджету и других бухгалтерских документов.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе формирования доходов бюджетов, отраслей хозяйственной деятельности, организаций и в процессе реального движения денежных средств. Его задача – обеспечить режим экономии при расходовании денежных средств, мобилизации внутренних резервов, поступлении платежей и т.д.

Основные инструменты  текущего контроля – это данные оперативного бухгалтерского учета, инвентаризаций. Объектом является документация непосредственно  связная с денежными средствами. Любой руководитель прежде чем подписать финансовые и платежные документы, должен убедится в законности производимых платежей и расчетов, их экономической целесообразности.

 Последующий финансовый контроль производится после производства организациями денежных операций и расходов их вышестоящими и финансовыми органами. Основная цель его – выявление технических нарушений финансового законодательства, которые не были установлены во время предварительного и текущего контроля. В этой форме контроля производится проверка финансово-хозяйственных операций за истекший период на предмет законности и целесообразности производимых расходов. Он производится путем анализа отчетов, баланса, проверок и ревизий непосредственно на предприятии.

 

1.2 Методы финансового контроля

 

 Финансовый контроль  осуществляется при помощи определенных  способов и приемов, которые  принято обозначать понятием  «методы».

 Методы финансового  контроля – это приемы, средства  и способы его осуществления. 

В зависимости от источников проверяемых данных различают контроль документальный и фактический.

Документальный финансовый контроль предусматривает проверки по данным первичного учёта и отчётности.

Фактический финансовый контроль ведётся в целях установления достоверности расходования и оприходования материальных ценностей и денежных средств.

 Основными методами финансового контроля являются:

1) наблюдение

2) проверка

3) обследование

4) анализ

5) ревизия

Наблюдение - это направленное на общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекты контроля действия.

Обследование – производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности. При этом используют анкетирование и опрос.

Анализ – направлен  так же на выявления нарушений  финансовой дисциплины.

Проверка – совокупность мероприятий, проводимых контролирующими (надзорными) органами в отношении проверяемых субъектов для оценки соответствия требованиям законодательства осуществляемой ими деятельности, в том числе совершенных финансово-хозяйственных операций, а так же действий (бездействия) их должностных лиц и иных работников.

Как правило, различают формальные, фактические, встречные, корреспондирующие, аналитико-нормативные проверки.

 Формальная проверка  заключается в контроле за правильностью оформления самого документа. При этой проверке выясняется: соблюдена ли установленная форма документа, написан ли на надлежащем бланке, имеются ли на нем необходимые подписи, печати, штампы и прилагаемые к нему другие документы.

 Фактическая проверка  имеет большое значение. При ее  проведении устанавливается достоверность  расходования и оприходования материальных ценностей и денежных средств. В данном случае проводится инвентаризация, на основе которой производится сличение действительного наличия материально-денежных средств с учетными данными. При фактических проверках могут производиться контрольные замеры, химико-технологический анализ и т.п.

 Важным методом установления  достоверности финансово-хозяйственных  операций является встречная  проверка. Она производится в  тех случаях, когда возникает  сомнение в подлинности и правильности  документов и операций. В связи с этим проверяется, нет ли расхождения в документах подконтрольного объекта с документами его партнеров.

 Корреспондирующая проверка  представляет собой сопоставление  одной и той же операции, отраженной  в различных документах.

 Аналитико-нормативная  проверка заключается в сопоставлении  учетных и отчетных данных  с установленными показателями  и нормами. Это дает возможность  выявить неоправданные отклонения  от них. Отсутствие отклонений  нередко связано с завышенными  нормами, что позволяет фактические  затраты показывать на уровне  таких норм. Завышенные нормы  – фактор, способствующий хищениям  товарно-материальных ценностей  и денежных средств. Проверки  так же могут быть тематическими и комплексными.

Ревизия выступает одним  из важнейших методов финансового  контроля и представляет проверку финансово-хозяйственной  деятельности предприятий и организаций  за отчётный период.

 Слово «ревизия» от  латинского revision, т.е. «пересмотр». Документальная ревизия представляет собой контрольное изучение ранее произведённых хозяйственных операций с точки зрения их законности, достоверности и экономической целесообразности.

 Ревизия по времени  осуществления относится к последующему  контролю и проведению путём  сплошной или выборочной проверки  совершённых хозяйственных операций  по данным первичных документов, записей в учётных регистрах  и отчётности. Она объединяет  в себе фактический и документальный  контроль, что позволяет наиболее  полно и глубоко проверить  результаты производственной и  хозяйственно-финансовой деятельности  предприятий (объединений), организаций  и учреждений, эффективность использования  находящихся в их распоряжении  материальных, финансовых и трудовых  ресурсов.

 В ходе ревизии изучаются  все стороны хозяйственно-финансовой  деятельности проверяемых предприятий,  организаций и учреждений, что  не является обязательным, при осуществлении других способов хозяйственного контроля.

 В отличие от других  способов хозяйственного контроля  – ревизия имеет чёткий правовой  статус, определяющий границы её  распространения, сроки проведения, права и обязанности лиц, проводящих  ревизию и должностных лиц,  деятельность которых проверяется,  порядок оформления и рассмотрения  результатов ревизии.

 Следовательно, ревизия  – это способ последующего  контроля за производственной  и хозяйственно-финансовой деятельностью  предприятий (объединений), организаций  и учреждений, в процессе которого устанавливаются законность, достоверность и экономическая целесообразность совершённых хозяйственных операций, ведения бухгалтерского учёта в соответствии с действующими положениями и нормативно-законодательными актами, а также достоверность учётных и отчётных показателей.

Информация о работе Формы и методы финансового контроля в РБ