Формы и методы финансового контроля в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – изучение форм и методов финансового контроля.
На основе этого можно определить задачи данной работы:
1) рассмотреть финансовый контроль, как основную форму государственного контроля;
2) изучить формы финансового контроля;
3) раскрыть методы финансового контроля.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 57.26 Кб (Скачать файл)

Ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства, ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций и учреждений, входящих в систему данного органа управления. Вышестоящие органы обязаны  регулярно проводить на подведомственных предприятиях документальные ревизии. В этих целях в составе министерств  и ведомств создаются контрольно-ревизионные  управления (отделы, группы).

 Внутрихозяйственный  финансовый контроль осуществляется администрацией, работниками финансовых служб и бухгалтерией. Его главные задачи заключаются в непрерывном наблюдении за состоянием финансово-хозяйственной деятельности, выявлении внутрихозяйственных резервов, обеспечении сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранении причин и условий, способствующих хищениям и бесхозяйственности.

 Независимый финансовый  контроль – это новый вид  финансового контроля. Его осуществляют  аудиторы при наличии лицензии. Аудиторские организации и частные  аудиторы оказывают помощь в  постановке бухгалтерского учёта,  исчислении налогов, проверке  финансовых операций до проверок, проводимых финансовыми контролерами. Это платный контроль: между аудитором  и клиентом заключается соответствующий  контроль.

 Общественный финансовый  контроль в нынешних условиях осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии, создаваемые в трудовых коллективах. К общественному относятся так же письма и сигналы граждан, в правоохранительные, контрольные органы, редакции газет, в которых сообщаются факты злоупотребления в финансовой сфере.

 Проводимые различными субъектами финансовой деятельности операции (Финансовая операция - деяния субъектов права со средствами независимо от формы и способа их осуществления, направленные на возникновение, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей, а равно удостоверение или регистрация таких деяний. Ст. 2 Закона Республики Беларусь от 19.07.2000 «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 75, 2/201)) подергаются особому финансовому контролю (Финансовая операция, подлежащая особому контролю, - финансовая операция, которая с учетом ее суммы, других условий и иных фактических данных подлежит регистрации в соответствии с настоящим Законом. Ст. 2 Закона Республики Беларусь от 19.07.2000 «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 75, 2/201)).

 

    1.  Органы финансового контроля Республики Беларусь

 

 Всеобъемлющий характер  финансового контроля предопределяет  большое количество структур, в  той или иной мере осуществляющих  функции в той или иной области.  Система органов, осуществляющих  финансовый контроль, может быть  классифицирована на органы, для  которых контрольные функции  в области финансов не являются  основными, и органы, специально  созданные для осуществления  финансового контроля. К первой  группе относятся органы государственной  власти и государственного управления  общей компетенции, для которых  контроль за выполнением национальных и региональных программ по экономическому и социальному развитию является одним из направлений их управленческой деятельности. На их права и обязанности в этой области указывают законы, уставы, положения. Так, в законе РБ « О Кабинете Министров Республики Беларусь» от 30 января 1995г. последнему ставится задача осуществлять контроль за формированием валютного фонда РБ и его расходованием.

 В Республике Беларусь  придается большое значение совершенствованию  государственного контроля. В этих  целях реорганизуются прежние  и создаются новые органы, в  функции которых входит осуществление  финансового контроля. В 1994г. создана  служба контроля администрации  Президента, а в 1997г. – КГК.  Упразднены в эти годы Контрольная  палата, Департамент экономического  контроля при Совете Министров,  Контрольные функции в области  финансов осуществляют и местные органы власти и управления в пределах своей компетенции.

 Высшим специализированным  органом финансового контроля  является КГК. Конституция РБ  указывает на то, что этот орган  осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. В функции комитета входит осуществления контроля за исполнением законодательных актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, сохранностью и использованием государственного имущества и денежных средств; расходованием средств государственного бюджета, выделяемых на выполнение государственных социально – экономических программ; инвестиционной деятельностью органов государственного управления и хозяйствующих субъектов; использованием исполнительными и распорядительными органами кредитов и валютных ресурсов; движением валютных средств на территории Республики Беларусь, а так же сроками и полной их поступления от экспорта товаров и услуг, состоянием контрольно-ревизионной работы в органах исполнительной власти, а так же некоторые другие задачи, прямо или косвенно связанные с финансовыми отношениями.

 Широкими полномочиями  в области финансового контроля  наделено Министерство финансов. Оно, в частности, осуществляет  контроль за: соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство; выполнением требований прямых финансовых законов; исполнением республиканского бюджета; своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов; состоянием контрольно-ревизионной работы в министерствах и ведомствах.

 Осуществляя эти и  другие контрольные функции, Министерство  финансов применяет предусмотренные  законами и Положением о Министерстве  финансовые санкции и административные  штрафы к нарушителям государственной  финансовой дисциплины. Аналогичные  функции на местном уровне  реализуют областные финансовые  управления, районные и городские  финансовые отделы.

 В системе Министерства  финансов исключительно контрольными  функциями занимается Главное  контрольно-ревизионное управление  и его органы на местах. Основными задачами ГКРУ являются: осуществление контроля за соблюдением министерствами и другими органами государственного управления, предприятиями, организациями, учреждениями и исполнительными комитетами всех уровней финансово-бюджетного законодательства; целевым и эффективным использованием ими средств, в том числе в иностранной валюте, выделенных из бюджета по всем направлениям и видам расходов, внебюджетных средств, а также за законностью совершаемых ими финансово-хозяйственных операций; проверка работы финансовых органов республики по организации составления и исполнения бюджета; проведение ревизий исполнения смет на содержание бюджетных учреждений; анализ действующей в республике системы ведомственного контроля за использованием государственный материальных и денежных ресурсов.

 К специализированным  органам государственного финансового  контроля относится Государственный  налоговый комитет преобразованный из Главной государственной налоговой инспекции при Совете Республики Беларусь. Его главной задачей является осуществление в пределах в пределах своей компетенции контроля за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей. Практически все функции, права и обязанности налоговых органов сконцентрированы в области контроля. Для их реализации Государственный налоговый комитет имеет свои органы на областном, городском и районном уровнях ( о их структуре и компетенции будет сказано ниже)

 Значительный объем  контрольных полномочий присутствует  в деятельности Национального  банка, Государственного комитета  по ценным бумагам, комитета  по надзору за страховой деятельностью.

 Все органы, уполномоченные осуществлять функции государственного финансового контроля, при проведении ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности в министерствах, других центральных органах управления, исполнительных комитетах, а так же на предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях независимо от форм собственности руководствуются едиными требованиями, изложенными в Указе президента « О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов РБ и порядке организации и проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций»

 Современные условия  вызывают необходимость одновременного  укрепления государственного финансового  контроля в сочетании с применением  хозрасчетных форм его организации,  адекватным рыночным методом  хозяйствования. В этих целях  в республике создана система  органов независимого финансового  контроля - аудит. Аудиторская деятельность (аудит)- независимая проверка аудиторами  и аудиторскими организациями  бухгалтерской (финансовой) отчетности  и других документов субъектов  хозяйствования с целью оценки  достоверности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь, направленная на защиту интересов собственников, оказание помощи субъектам хозяйствования, содействие им в правильности расчетов с бюджетом и в подъеме эффективности их деятельности. Ст. 1 Закона Республики Беларусь от 0811.1994 «Об аудиторской деятельности» (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1994 г., № 35, ст. 573)

 Аудиторы оказывают  предприятиям услуги, предусмотренные  Законом об аудиторской деятельности.

 Регулирование аудиторской  деятельности в республике принадлежит  Министерству финансов, которое  выдает специалистам после аттестации  соответствующей комиссией лицензии  на занятие аудиторской деятельностью,  контролирует соблюдения аудиторами  и аудиторскими организациями  порядка осуществления аудиторской  деятельности.

 

2.3Финансовый контроль в Российской Федерации как функция финансового управления

 

 Конституционные аспекты  бюджетно-финансового контроля берут  свое начало от более общих  категорий — бюджетного и финансового  права, по отношению к которым  Конституция Российской Федерации  является основным правовым источником. Финансовый контроль есть контроль  не над действием какой-либо  отдельной части административного  аппарата, а над всей финансово-хозяйственной  деятельностью исполнительной власти  в целом.

 Для того, чтобы финансовому контролю было обеспечено свойство независимости, необходимо поставить орган государственного финансового контроля в совершенно особое положение среди высших органов государства. В Англии, согласно закону 1866 г., главный контролер назначается королем пожизненно. Во Франции, по закону 1807 г. председатель и члены Счетной палаты назначаются Президентом Республики по представлению министра финансов. Аналогичные правила действуют и в других государства Западной Европы и Америки.

 Во всех государствах  принимаются для обеспечения  независимости финансового контроля  те или иные меры, касающиеся  порядка назначения на должности  должностных лиц контроля, их  несменяемости, материального обеспечения  и т.д. Но всего этого было  бы недостаточно для обеспечения  за финансовым контролем необходимого  авторитета, если бы высшие органы  финансового контроля не имели  бы опоры для своей деятельности  в верховных государственных  органах. Финансовый контроль, поставленный  в независимое положение от  администрации, только в том  случае обретает необходимый  авторитет, если деятельность  его будет поставлена в связь  с деятельностью законодательных  учреждений.

К такому выводу пришла в  свое время большая группа ученых Института финансово-экономических исследований НКФ СССР еще в 1927 г. Если формально органы финансового контроля, созданные исполнительной властью, и стоят обычно вне системы законодательных органов, то фактически они повсюду приобретают теснейшую связь с ними. Потому что финансовый контроль без власти, закрепленной за контрольными органами в законодательном порядке, немыслим. В этом заключается один из важнейших принципов организации финансового контроля.

 Государственный контроль, связанный в своей работе с  законодательными органами, реализует,  естественно, и представляемый  ими интерес. В частности, Счетная  палата, образованная Федеральным  Собранием Российской Федерации,  действует, разумеется, в интересах  Парламента. В этом случае контроль, организованный в качестве государственного, приобретает общественный авторитет  и претерпевает в своем развитии  своеобразную диалектику: оставаясь  государственным, он становится  вместе с тем и контролем  общественным (народным) в высшем  смысле этого слова.

 Связь Счетной палаты, как органа финансового контроля, с Советом Федерации и Государственной  Думой Федерального Собрания  проходит по различным путям. Наиболее обычен из них следующий. Счетная палата составляет отчет по исполнению годового бюджета, который представляет Федеральному Собранию. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации приобретают знания об истинном положении финансового хозяйства через указанный отчет и сопровождающие его объяснительные записки. Комитеты Совета Федерации по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности и комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам проводят проверку контрольного отчета, после чего принимается соответствующее постановление, которым этот отчет утверждается.

Информация о работе Формы и методы финансового контроля в РБ