Федеральное
агентство
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филиал в г. Самаре
Контрольная работа на тему:
«Формы и методы
государственного регулирования инвестиционной
деятельности»
Выполнила:
Студентка 2 курса
Очного отделения
Специальности «Финансы
и кредит»
Мясникова Мария
Самара, 2013год
Содержание
Введение......................................................................................................................3
Государственное регулирование
инвестиционной деятельности..........................4
Формы государственного
регулирования инвестиционной деятельности...........6
Сущность форм и методов
государственного регулирования инвестиционной деятельности............................................................................................................10
Заключение..............................................................................................................12
Список использованной литературы
…................................................................15
Введение
Инвестиционная деятельность
не может быть саморегулирующимся процессом,
поэтому, особенно в условиях развивающейся
рыночной экономики государственное регулирование инвестиционной деятельности
становится актуальным вопросом. Иначе,
развиваясь хаотично, инвестиционные
процессы не позволяли бы государству
достигать тактических, а тем более стратегических
задач при решении общеэкономических
и социальных вопросов.
Государственное регулирование инвестиционного
процесса - это система мер законодательного,
исполнительного и контролирующего
характера, осуществляемых правомочными
государственными учреждениями для
стимулирования инвестиционной активности
и на этой основе экономического роста.
Рыночный механизм предполагает свободу
хозяйственного выбора и свободу хозяйственного
действия в соответствии с целями и задачами
хозяйствующего субъекта. Законодательное
регулирование инвестиционного процесса
призвано не отменять принципы и механизмы
рыночного хозяйствования и не заменять
их директивным управлением, а, напротив,
способствовать созданию благоприятных
условий для активизации инвестиционной
деятельности хозяйствующих субъектов
на основе рыночного механизма. Принципами
инвестиционной деятельности являются
также невмешательство государственных
органов Российской Федерации, субъектов
Федерации и органов муниципальных образований
в законно осуществляемую инвестиционную
деятельность; соблюдение прав и интересов
граждан, юридических лиц, а также общества,
государства и муниципальных образований
при осуществлении инвестиционной деятельности.
Государственное регулирование
инвестиционной деятельности
Под государственным
регулированием инвестиционной деятельности
понимаются определённые в законодательном
порядке формы и методы административного
и экономического характера, используемые
органами управления всех уровней для
осуществления инвестиционной политики,
обеспечивающей государственные задачи
социально-экономического развития страны
и её регионов, повышения эффективности
инвестиций, обеспечения безопасных условий
для вложений в различные инвестиционные
объекты .
Инвестиционная деятельность в
России регулируется как общим государственным
законодательством, так и системой
специальных нормативных актов.
Принципиальное значение имеют
такие законы, как Конституция
РФ, Гражданский и налоговый кодексы,
законы об акционерных обществах, о
собственности, о приватизации, о
внешнеэкономической деятельности,
о тарифном контроле и валютном регулировании
и др.
В нашей стране также приняты
специальные законы, постановления,
нормативные акты, которые регулируют
непосредственно инвестиционный процесс.
К ним следует отнести Закон
"Об инвестиционной деятельности, осуществляемой
в форме капитальных вложений"
от 25.02.99 г. Данный закон определяет правовые,
экономические и социальные условия инвестиционной
деятельности; объекты и субъекты инвестиционной
деятельности, защиту прав, интересов
и имущества субъектов инвестиционной
деятельности вне зависимости от форм
собственности.
Принят ряд постановлений Правительства
РФ, которые направлены на повышение
роли государственной инвестиционной
и структурной политики, стимулирование
процесса привлечения внебюджетных
инвестиций в производственную сферу,
создание условий для дальнейшего развития
инициативы частных инвесторов по реализации
высокоэффективных инвестиционных проектов.
В целом государственное регулирование
осуществляется:
- в соответствии с государственными инвестиционными программами;
- прямым управлением государственными инвестициями;
- введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;
- предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей производства;
- проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;
- контролем за соблюдением государственных норм и стандартов;
- антимонопольными мерами, приватизацией объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;
- экспертизой инвестиционных проектов.
Формы государственного регулирования
инвестиционной деятельности
Законом об инвестиционной
деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматриваются
следующие формы государственного регулирования:
1) Создание благоприятных условий
для развития инвестиционной
деятельности путём:
- совершенствования системы налогов, механизма начисления
- амортизации и использования амортизационных отчислений;
- установление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
- защиты интересов инвесторов;
- предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землёй и др. природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;
- расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
- создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтинговых оценок субъекта инвестиционной деятельности;
- принятия антимонопольных мер;
- расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
- развития финансового лизинга;
- проведения переоценок основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
- создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.
2) Прямое участие государства в инвестиционной деятельности путём:
- разработки, утверждения и финансирования
инвестиционных проектов, осуществляемых
в РФ совместно с иностранными государствами,
а также инвестиционных проектов, финансируемых
за счёт средств бюджетов всех уровней;
- формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счёт средств федерального бюджета;
- предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счёт средств федерального бюджета и средств бюджета субъектов РФ;
- размещения на конкурсной основе средств федерального и регионального бюджетов для финансирования инвестиционных проектов. Размещение этих средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов, определяемых законами о бюджетах, либо на условиях закрепления в государственной соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определённый срок на РЦБ с направлением средств от реализации в соответствующие бюджеты;
- проведение экспертизы инвестиционных проектов;
- защиты российских организаций от поставок морально устаревших, материалоёмких, энергоёмких и ненаукоёмких технологий, оборудования, конструкций, материалов;
- разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;
- выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;
- вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
- предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов).
Государство гарантирует
всем субъектам инвестиционной деятельности
независимо от форм собственности:
- обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной
- деятельности;
- гласность при обсуждении инвестиционных проектов;
- право обжалования в судебном порядке любых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;
- стабильность прав субъекта инвестиционной деятельности. В случаях принятия законов, устанавливающих для субъектов инвестиционной деятельности иные правила, чем те, которые действовали при заключении договоров между ними, условия этих договоров сохраняют свою силу, за исключением случаев, когда законом установлена, что его действие распространяется на отношения, возникающие из ранее заключенных договоров;
- защиту капитальных вложений.
Законом предусмотрено,
что капитальные вложения могут
быть национализированы только при условии предварительного
и равноценного возмещения государством
убытков, причинённых субъектам инвестиционной
деятельности. Они могут быть реквизированы
только в порядке и на условиях, которые
определены Гражданским кодексом РФ.
Одной из форм защиты инвестиций является
их страхование. Оно осуществляется в
соответствии с законодательством РФ.
Государственное регулирование инвестиционной
деятельности представляет собой совокупность
государственных подходов и решений,
закрепленных законодательством, организационно-правовых
форм, в рамках которых инвестор осуществляет
свою деятельность.
Регулирование выражается в прямом
управлении государственными инвестициями:
системе налогов с дифференцированием
налоговых ставок и налоговых
льгот, финансовой помощи в виде дотаций,
субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов,
в финансовой и кредитной политике, ценообразовании,
выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной
политике.
Сущность форм и методов государственного
регулирования инвестиционной
деятельности
Сущность форм и методов
государственного регулирования инвестиционной
деятельности заключается в следующем.
1. Государственное регулирование
инвестиционной деятельности, осуществляемой
в форме капитальных вложений,
ведется органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации.
2. Государственное регулирование
инвестиционной деятельности может
осуществляться с использованием
форм и методов в соответствии
с законодательством Российской
Федерации.
Для регулирования деятельности инвесторов
на территории РФ государство использует
следующие методы:
- контроль за соблюдением государственных
норм и стандартов, а также
за соблюдением правил обязательной
сертификации; Т.е. согласно закона
«Об инвестиционной деятельности в РФ»
субъекты инвестиционной деятельности
обязаны соблюдать нормы и стандарты,
установленные законодательством РФ и
законодательствами субъектов РФ.
- экспертиза инвестиционных проектов.
Т.е. оценка экономической и
иной целесообразности инвестиций в данный
проект, отрасль или инвестиционную программу.
Формы и методы регулирования
инвестиционной деятельности:
- установления субъектам
инвестиционной деятельности льгот
по уплате местных налогов;
- защиты интересов инвесторов;
- предоставления субъектам инвестиционной
деятельности не противоречащих
законодательству Российской Федерации
льготных условий пользования
землей и другими природными
ресурсами, находящимися в муниципальной
собственности;
- расширения использования средств
населения и иных внебюджетных источников
финансирования жилищного строительства
и строительства объектов социально-культурного
назначения;
- прямое участие органов местного
самоуправления в инвестиционной
деятельности, осуществляемой в
форме капитальных вложений, путем:
- разработки, утверждения
и финансирования инвестиционных
проектов, осуществляемых муниципальными
образованиями;
- размещения на конкурсной
основе средств местных бюджетов
для финансирования инвестиционных
проектов.
- выпуска муниципальных займов в соответствии
с законодательством Российской Федерации;
- вовлечения в инвестиционный
процесс временно приостановленных
и законсервированных строек
и объектов, находящихся в муниципальной
собственности;
- предоставлением финансовой помощи
в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных
ссуд на развитие отдельных территорий,
отраслей, производств.
- проведением финансовой и кредитной
политики, политики ценообразования
(в том числе выпуском в обращение
ценных бумаг), амортизационной политики;