Государственный контроль бухгалтерской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 18:06, контрольная работа

Описание работы

1. Виды, формы и методы проведения финансового контроля.
2. Камеральная налоговая проверка

Файлы: 1 файл

ГКБД.docx

— 50.33 Кб (Скачать файл)

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Центральному Банку России (ЦБР). Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение — Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или при предоставлении банками неполной или недостоверной информации ЦБ в зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штраф в размере от 0,1 до 1% от минимальной величины уставного капитала; выполнение требований ЦБР по финансовому оздоровлению, реорганизации, замене руководства коммерческого банка; применение более жестких нормативов; запрет на проведение отдельных операций и на открытие филиалов на срок до одного года; назначение ЦБР временной администрации банка на срок до полутора лет и, наконец, как крайняя мера — отзыв лицензии и ликвидация банка.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов и других органов государственного управления за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных им предприятий, учреждений, организаций. Сфера ведомственного финансового контроля — сохранность и использование материальных и финансовых ресурсов; пресечение фактов расточительства, бесхозяйственности, приписок; состояние бухгалтерского учета и отчетности.

Негосударственный финансовый контроль

Отказ от административно-командных методов управления экономикой повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без непосредственного участия государственных контрольных органов, но в соответствии с государственными законами и нормативными актами. К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный и аудиторский контроль

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента — за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий.

Внутрихозяйственный контроль можно разделить на оперативный (текущий) и стратегический.

• Оперативный производится главным бухгалтером в процессе повседневной хозяйственно-финансовой деятельности с помощью четкой организации бухгалтерского учета и контроля за движением денежных средств. Главный бухгалтер отвечает за соблюдение государственной финансовой дисциплины и финансового законодательства.

• Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимизацию прибыли. Внутрихозяйственный контроль может быть произведен и при участии привлеченных со стороны специалистов — по инициативе руководства предприятия или его собственников — учредителей и акционеров.

Новый вид финансового контроля, возникший в Российской Федерации с конца 80-х гг., — аудиторский.

Основные задачи аудиторского контроля — установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства; проработка рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по решению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г.

Аудиторский контроль — независимый вневедомственный финансовый контроль.

В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в РФ, утвержденными Указом Президента РФ от 23 декабря 1993 г., результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.

Задание 2.

При проведении КНП необходимо руководствоваться Регламентом КНП.

Камеральная налоговая проверка – это проверка оперативно-текущая, счётно-арифметическая, где основным объектом контроля является налоговая декларация, обязательное приложение к декларации (документы, которые содержат подтверждающие сведения, отражённые в налоговой декларации).

Цель КНП:

  • контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах;
  • выявление ошибок, допущенных при заполнении налоговой декларации;
  • выявление противоречий между сведениями, которые содержатся в представленных документах;
  • предотвращение налоговых правонарушений;
  • подготовка информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения ВНП.

 

Камеральные налоговые проверки (КНП) включают следующие мероприятия:

  • контроль за своевременным представлением налоговых деклараций (расчетов);
  • информирование налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) об обязанности  представления налоговых деклараций (расчетов);
  • применение обеспечительных мер в случае непредставления налоговых деклараций в установленный срок и их отмены;
  • применение ответственности за непредставление в установленный срок налоговых деклараций;
  • формирование перечня налоговых деклараций (расчетов), подлежащих обязательной КНП,
  • проведение камеральных налоговых проверок;
  • проведение камеральных налоговых проверок в случае представления уточненных налоговых деклараций;
  • особенности проведения КНП деклараций (расчетов) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;
  • оформление результатов проверки;
  • передачу акта налоговой проверки.

 

При проведении КНП должностные лица налоговых органов руководствуются:

  • Налоговым кодексом Российской Федерации,
  • законодательными и нормативными правовыми актами,
  • методическими рекомендациями по проведению КНП налоговых деклараций (расчетов) по отдельным налогам (сборам).

 

КНП проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации..

Указанный трехмесячный срок исчисляется со дня фактического представления налоговой декларации.

КНП проводится на основе:

  • налоговых деклараций (расчетов),
  • документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации,
  • других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. 

     К ним относятся  документы:

  • ранее представленные налоговые декларации,
  • полученные налоговым органом вместе с первоначальной налоговой декларацией  - при проведении КНП уточненной налоговой декларации;
  • ранее полученные (составленные) в ходе КНП и ВНП, иных мероприятий налогового контроля;
  • полученные налоговым органом при осуществлении им иных функций, отнесенных к их компетенции;
  • решения (постановления) налоговых органов;
  • заявления и сообщения любого рода от налогоплательщика и третьих лиц.

 

Налоговый орган проводит КНП в автоматизированном режиме с использованием программного средства, установленного в налоговом органе.

Налоговая декларация - письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком.

Расчет авансового платежа - письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа.

 Расчет авансового  платежа представляется  применительно к конкретному налогу в случаях, предусмотренных  НК РФ.

Расчет сбора - письменное заявление плательщика сбора об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора.

Расчет сбора представляется в случаях, предусмотренных НК РФ применительно к сбору.

Налоговый агент представляет в налоговые органы расчеты, предусмотренные НК РФ применительно к конкретному налогу.

Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов.

Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Налогоплательщики обязаны представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными ФЗ «О бухгалтерском учете».

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или  в электронном виде вместе с документами, которые должны прилагаться к налоговой декларации.

Налогоплательщики (в т.ч. вновь созданные организации), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, представляют налоговые декларации в электронном виде.

Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, (для вновь созданные организации  - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем создания).

Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков в электронном виде.

Налоговая декларация (бухгалтерская отчетность) могут быть представлены налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, представленной налогоплательщиком.

Он обязан проставить на копии налоговой декларации (бухгалтерской отчетности)  отметку о принятии и дату ее получения (при получении на бумажном носителе), либо передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронном виде (при получении по телекоммуникационным каналам связи).

По истечении 10 рабочих дней после установленного срока представления налоговых деклараций отдел, ответственный за проведение КНП,

  • осуществляет сверку списка состоящих на учете налогоплательщиков, обязанных представлять налоговые декларации в соответствующий срок, с данными об их фактическом представлении,
  • по результатам указанной сверки направляет письменные уведомления о неисполнении ими законодательства о налогах и сборах (данным уведомлением налогоплательщик информируется о наличии у него обязанности по представлению налоговой декларации, ему сообщается о неисполнении этой обязанности и предлагается исполнить ее).
  • подготавливает решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке (принятие указанного решения до истечения 10-дневного срока не допускается).

Информация о работе Государственный контроль бухгалтерской деятельности