Характеристика органа исполнительной власти как субъекта финансовых правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение органа исполнительной власти как участника финансовых правоотношений.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- охарактеризовать финансовые правоотношения;
- рассмотреть субъекты финансового права;
- определить понятие и рассмотреть методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований;
- охарактеризовать органы исполнительной власти, осуществляющие финансовую деятельность государства.

Содержание работы

Введение
1. Сущность и субъекты финансовых правоотношений
1.1. Финансовые правоотношения
1.2. Субъекты финансового права
2. Характеристика органа исполнительной власти как субъекта финансовых правоотношений
2.1. Понятие и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
2.2. Органы исполнительной власти, осуществляющие финансовую деятельность государства
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Орган исполнительной власти как участника финансовых правоотношений.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

Создаются денежные фонды местного самоуправления в результате аккумулирования (мобилизации) средств через систему налогообложения, муниципальных кредитов, в результате контроля за рачительным расходованием финансов местного бюджета, добровольных взносов. Все это определило необходимость развития финансовой деятельности местного самоуправления, связанной с аккумулированием, использованием и распределением денежных средств.

Муниципальные образования осуществляют финансовую деятельность не изолированно от государства. Сфера финансовой деятельности относится к ведению как федеральных органов власти, так и органов власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления. Кроме того, имеется область совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, что вытекает из ст. 72 Конституции РФ. Поэтому во многих ситуациях успех финансовой деятельности муниципальных образований зависит от их взаимодействия с государством.

Осуществляется финансовая деятельность специальным аппаратом на основании разнообразных методов, в том числе стимулов, ограничений и санкций. Для аккумулирования денежных средств в централизованные фонды применяются методы добровольных и обязательных платежей. Методы обязательных платежей реализуются через механизмы налогообложения, отчислений во внебюджетные фонды, обязательного страхования. Добровольное привлечение денежных средств реализуется через государственные и муниципальные займы, лотереи, вклады в кредитные учреждения, благотворительные пожертвования и т. д.

В настоящее время метод обязательных платежей является доминирующим — бюджеты в большей степени состоят из налогов, почти все реально функционирующие внебюджетные фонды формируются из обязательных платежей. Переход государства к новым условиям хозяйствования объективно требует расширения сферы привлечения добровольных платежей.

Соотношение методов обязательных и добровольных платежей зависит от многих факторов: политического курса государства и местных органов власти, потребности в финансовых ресурсах, уровня жизни населения и т. д.

При распределении денежных средств используются финансирование и кредитование. Распределение факторов производства ведется в денежной форме, финансы участвуют в распределении валового внутреннего продукта через финансирование фонда средств производства. Такие распределительные отношения в бюджетной системе называются финансированием. Финансирование предназначено для сохранения непрерывной и возобновляющейся производственной деятельности государственных и муниципальных предприятий. Следовательно, финансирование — это обеспечение денежными средствами потребностей расширенного воспроизводства.

В условиях рыночной экономики государственные и муниципальные органы власти финансируют только целевые местные программы. Выполняя данную обязанность, органы власти соблюдают публичные интересы сообщества в целом. Государственные и муниципальные нужды обеспечиваются за счет бюджетных средств и внебюджетных источников, привлекаемых для решения поставленных задач.

Кроме прямого финансирования, в целях экономического развития государство может использовать косвенное финансирование в виде налоговых льгот, валютных средств, оставляемых на льготных условиях в распоряжении предприятия, и т. п. Конкретные виды, размеры и порядок предоставления финансовых льгот устанавливаются органами государственной власти и органами местного самоуправления во время утверждения конкретной целевой программы.

В условиях рыночной экономики финансирование должно применяться для поддержки тех предприятий, учреждений, организаций, которые обеспечивают жизнедеятельность государства и удовлетворение публичных интересов сообщества, но не могут действовать без внешнего притока финансовых средств. Через бюджетную систему осуществляется и опосредованное финансирование государством важных мероприятий и программ.

Распределение государственных и муниципальных денежных средств осуществляется и методом кредитования. Кредитование, как и финансирование обеспечивает финансовые потребности процесса расширенного воспроизводства, но отличается от последнего возмездностью, срочностью и возвратностью. Кредиты из государственных и муниципальных средств предоставляются в основном частным предприятиям, но возможны случаи получения государственных и муниципальных кредитов и бюджетными предприятиями, учреждениями, организациями.

Использование государственных и муниципальных денежных средств осуществляется посредством расчетных операций, которые могут осуществляться в наличной и безналичной формах.

Финансовая деятельность реализуется государством как охранительными, так и регулятивными способами, а также административными и экономическими методами. В условиях рыночной экономики применение административных методов в финансовой деятельности сокращается. Они используются в органичном единстве с экономическими методами, которые должны стать доминирующими. Регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований в современных условиях направлено на усиление экономической обоснованности любых административных решений и на устранение элементов администрирования в финансовой деятельности.

 


2.2. Органы исполнительной власти, осуществляющие финансовую деятельность государства

 

Финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные органы, так как выполнение функций государства по всем их направлениям связано с использованием финансов. В ней участвуют и органы местного самоуправления, поскольку для реализации их задач требуются финансовые ресурсы, регулирование финансовых отношений. В силу различия задач и правового положения тех или иных государственных органов и органов местного самоуправления масштабы их финансовой деятельности и степень участия в ней неодинаковы. Различная взаимосвязь с финансовой деятельностью позволяет выделить органы общей компетенции, осуществляющие финансовые полномочия в качестве одного из направлений своей деятельности, и органы специальной компетенции, созданные целенаправленно для реализации государственных функций по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Исполнительные органы государственной власти (Правительство РФ, правительства или администрации субъектов РФ) принимают меры к реализации финансовых законов, осуществляют правотворческие полномочия, принимая и издавая подзаконные нормативные финансово-правовые акты, исполняют бюджет под контролем законодательных (представительных) органов и т. д.

В структуре Аппарата Правительства РФ созданы Департамент государственных финансов, Департамент экономики, Департамент финансовых рынков и имущественных отношений.

К функциям Департамента государственных финансов отнесено обеспечение реализации единой финансовой, налоговой и денежно-кредитной политики. В ведении этого структурного подразделения Аппарата Правительства РФ находится широкий спектр финансово-правовых вопросов.

В сфере бюджетной деятельности государства основными направлениями компетенции департамента являются: разработка и исполнение федерального бюджета, включая вопросы методологии; формирование источников финансирования дефицита федерального бюджета; совершенствование бюджетной системы и бюджетного законодательства; методология и организация государственного финансового контроля за целевым использованием средств федерального бюджета и его совершенствование; вопросы финансирования расходов федерального бюджета в иностранной валюте.

К вопросам ведения Департамента государственных финансов в сфере реализации налоговой политики относятся: совершенствование налогового законодательства, развитие налоговой системы Российской Федерации, обеспечение поступления налогов и платежей в федеральный бюджет; реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом.

Департамент обладает обширными полномочиями в области государственной кредитной деятельности, поскольку в сферу его компетенции входят:

государственное регулирование рынка ценных бумаг, вопросы развития различных видов и форм ценных бумаг, регулирование их обращения;

вопросы восстановления и защиты сбережений граждан Российской Федерации и погашения долговых товарных обязательств государства перед населением, защиты прав вкладчиков;

вопросы выпуска, размещения и погашения государственных ценных бумаг и займов, предоставления гарантийных обязательств, обслуживания и погашения государственного внутреннего и внешнего долга;

порядок привлечения иностранных несвязанных (финансовых) и связанных кредитов (займов) под гарантии Правительства РФ;

программа государственных, внешних заимствований Российской Федерации и предоставляемых Российской Федерацией государственных кредитов на соответствующий финансовый год;

взаимоотношения с международными финансовыми организациями;

вопросы государственного долга и финансовых активов Российской Федерации.

Кредитная деятельность государства тесно связана с валютным регулированием и валютным контролем, поэтому Департамент государственных финансов реализует государственную политику по регулированию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, осуществляет образование и использование государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней, организует пробирный надзор.

Департамент государственных финансов занимается определением основных направлений денежно-кредитной политики и ее реализацией, организацией денежного обращения, регулированием деятельности кредитных организаций, совершенствованием банковской системы, реструктуризацией кредитных организаций.

К вопросам ведения Департамента государственных финансов относятся также организация и регулирование государственной деятельности в сфере аудита, страхования и бухгалтерского учета.

Основными направлениями деятельности Департамента экономики являются:

подготовка концепций и прогнозов, а также программ социально-экономического развития страны, анализ итогов социально-экономического развития страны;

структурно-инвестиционная политика, бюджет развития и федеральная адресная инвестиционная программа, нормативно-методическое обеспечение подготовки федеральных целевых программ и формирование их перечня, порядок финансирования и кредитования государственных капитальных вложений:

финансовое оздоровление, несостоятельность (банкротство) предприятий;

поставки для государственных нужд, подготовка перечня и определение объемов поставок продукции для федеральных государственных нужд;

составление планов-прогнозов развития государственного сектора экономики;

нормативно-методическое обеспечение использования контрольно-кассовых машин;

формирование политики (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий.

Отдельные вопросы финансовой деятельности государства отнесены к предметам ведения иных департаментов Аппарата Правительства РФ. Например, Департамент международного сотрудничества в числе прочих функций:

регулирует вопросы валютного регулирования, валютного контроля и международных расчетов по экспортно-импортным операциям, торговли услугами и движению капиталов, регулирования экспортно-импортных и других внешнеторговых операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

привлекает иностранные кредиты по межправительственным соглашениям, осуществляет их товарное наполнение, контролирует использование и погашение привлеченных кредитов в рамках общих лимитов государственных внешних заимствований;

устанавливает двусторонние отношения по долговой проблематике, осуществляет и контролирует предоставление Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам по межправительственным соглашениям.

Среди предметов ведения, отнесенных к компетенции Департамента регионального развития, к сфере финансовой деятельности государства относятся вопросы межбюджетных отношений с субъектами РФ в части формирования и распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, Фонда регионального развития, Фонда развития региональных финансов и оказания финансовой помощи, предусмотренной для бюджетов других уровней. Департамент принимает участие в разработке и реализации предложений по социально-экономическому развитию субъектов РФ, в том числе федеральных целевых программ регионального развития.

Функции финансовой деятельности выполняют также федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции государственного управления в рамках определенных отраслей или сфер управления (министерства, комитеты и т. д.). Эти функции обеспечивают выполнение задач данных органов в соответствующих отраслях и сферах, осуществляются в связи с ними. То же относится и к подобным органам, формируемым местным самоуправлением (отделы, управления администраций и т. п.).

Среди специализированных органов финансово-кредитной компетенции особо выделяется Министерство финансов РФ[13]. Оно обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, валютной и налоговой политики в стране, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, издает инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой деятельности. В целях повышения эффективности осуществления своих задач и мер по оздоровлению экономики Минфин России имеет в составе центрального аппарата департаменты бюджетной политики, налоговой политики, межбюджетных отношений, макроэкономической политики и банковской деятельности и др.

Информация о работе Характеристика органа исполнительной власти как субъекта финансовых правоотношений