Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 21:02, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение органа исполнительной власти как участника финансовых правоотношений.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- охарактеризовать финансовые правоотношения;
- рассмотреть субъекты финансового права;
- определить понятие и рассмотреть методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований;
- охарактеризовать органы исполнительной власти, осуществляющие финансовую деятельность государства.
Введение
1. Сущность и субъекты финансовых правоотношений
1.1. Финансовые правоотношения
1.2. Субъекты финансового права
2. Характеристика органа исполнительной власти как субъекта финансовых правоотношений
2.1. Понятие и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
2.2. Органы исполнительной власти, осуществляющие финансовую деятельность государства
Заключение
Библиографический список
Основными задачами Минфина России являются: совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма; разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации, участие в проведении и разработке единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней; разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; разработка программ государственных заимствований и их реализация, управление государственным внутренним и внешним долгом РФ; осуществление в пределах своих полномочий государственного финансового контроля и др.
Этим задачам соответствуют выполняемые Минфином России следующие функции: подготовка предложений по совершенствованию механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ, участие в подготовке предложений по основным направлениям денежно-кредитной политики, контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, эмиссия государственных ценных бумаг и др.
Для выполнения своих задач и функций Минфин России имеет необходимые права, состоящие из полномочий различного характера. К ним относятся права: вытекающие из функций по составлению и исполнению бюджета и связанного с этой деятельностью контроля; определяемые участием в формировании и использовании целевых бюджетных и государственных внебюджетных фондов; по регулированию соотношения доходов и расходов бюджетов субъектов РФ, налоговых поступлений в федеральный бюджет; по применению мер принудительного воздействия в случаях нарушений установленного порядка.
Деятельность Минфина России распространяется на все звенья финансовой системы.
Субъектами РФ также создаются подобные органы (министерства финансов или финансовые управления). В системе органов местного самоуправления действуют финансовые отделы или управления.
На органы Федерального казначейства возложены следующие задачи:
организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета;
регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов и контроль за этими фондами;
осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;
управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ и др.
Органы Федерального казначейства наделены необходимыми правами. Среди них ряд прав, обеспечивающих контрольные функции казначейства: проводить проверки денежных документов, смет и т. п. в органах управления, организациях, банках; получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений, организаций, использующих федеральные бюджетные и внебюджетные средства; изымать у предприятий, учреждений, организаций документы, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов. Органы Федерального казначейства имеют право применять меры принудительного воздействия.
Органы Федерального казначейства взаимодействуют с учреждениями Центрального банка РФ, иными финансово-кредитными учреждениями, налоговыми органами по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передают материалы правоохранительным органам.
Федеральное казначейство (Казначейство России) ныне является одной из федеральных служб в составе Минфина России[14].
В особую систему выделяются налоговые органы, к которым согласно п. 1 ст. 30 НК РФ относятся федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, и его территориальные подразделения. В настоящее время это Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее территориальные органы. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» названная структура определена в качестве федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.
Налоговые органы РФ составляют единую систему контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением валютного законодательства, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
Кроме осуществления контрольных полномочий в сфере налогообложения, ФНС России несет ответственность за выработку и реализацию налоговой политики государства с целью обеспечения своевременного и полного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, а также обеспечивает государственное регулирование, межотраслевую координацию и контроль в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.
ФНС России свойственно осуществление не только функций контрольного характера, но и полномочий, направленных на совершенствование финансовой деятельности государства в целом. В пределах своей компетенции ФНС России подготавливает предложения по совершенствованию налоговой политики, планированию налоговых поступлений, развитию налогового законодательства в Российской Федерации, а также валютного законодательства и законодательства в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции; участвует в переговорах о заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и осуществляет реализацию указанных соглашений; разрабатывает совместно с иными уполномоченными органами проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на соответствующий год.
В целях реализации возложенных на налоговые органы задач по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах налоговые органы в числе прочих полномочий обязаны защищать финансовые интересы государства. Налоговым органам предоставлено право возбуждать процедуру о восстановлении нарушенных прав государства в финансовой сфере посредством искового судопроизводства.
Самостоятельным субъектом финансовой деятельности государства в сфере налогового контроля являются органы внутренних дел. Полномочия органов внутренних дел в налоговых правоотношениях определены гл. 6 НК РФ и заключаются в проведении с налоговыми органами выездных налоговых проверок. Органы внутренних дел привлекаются к участию в контрольных мероприятиях по запросу налоговых органов.
При выявлении обстоятельств, требующих совершения на-логово-процессуальных действий, относящихся к компетенции налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в 10-дневный срок со дня выявления этих обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.
Для реализации налогово-контрольных полномочий в структуре Министерства внутренних дел образована Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям.
Деятельность в области налогообложения в рамках своих задач и функций осуществляет также Государственный таможенный комитет РФ. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу, контролируют поступление средств в государственные внебюджетные фонды, несут установленную законодательством ответственность.
Основные положения организации государственного надзора за страховой деятельностью закреплены Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»1. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330 функции по контролю и надзору за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства осуществляет Федеральная служба страхового надзора.
Финансовая деятельность осуществляется и банковской системой, в состав которой входят Центральный банк РФ и иные кредитные организации.
К числу других государственных финансово-кредитных организаций относятся государственные внебюджетные фонды (система органов, управляющих деятельностью по образованию, распределению и использованию целевых финансовых ресурсов).
Заключение
Финансово-правовые нормы – это исходные элементы, из которых состоит финансовое право, как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли.
Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.
Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер.
Финансовое правоотношение определяется как общественное отношение, возникающее при создании, распределении, использовании фондов денежных средств и урегулированное нормами финансового права, участники которого обладают соответствующими юридическими правами и обязанностями. Как и любое другое правовое отношение, финансовое правовое отношение возникает между определенными субъектами по поводу конкретного объекта и имеет содержание, раскрывающееся через соответствующие права и обязанности его участников. Отражая общий характер, присущий любому правовому отношению, финансовое правовое отношение имеет и специфические признаки, обусловленные особенностью сферы их возникновения.
Финансовое правовое отношение возникает в связи с тем, что соответствующие субъекты осуществляют финансовую деятельность, то есть деятельность, направленную на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств, и эта деятельность регламентируется нормами финансового права. Указанный признак является определяющим при отграничении финансового правового отношения от смежных правовых отношений, в частности от административных правовых отношений.
Субъектами финансовых правовых отношении могут быть физические лица (граждане), юридически лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации) и муниципальные (местные) образования. Особенностью финансовых правовых отношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должно быть государственное или муниципальное образование в целом либо орган государственной власти или местного самоуправления.
Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами), между физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения.
Финансовое правоотношение возникает только по поводу денежных средств (финансовых ресурсов), вне зависимости от их формы выражения. Оно относится к имущественным отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой.
Библиографический список
Правовые акты
1. Конституция Российской Федерации 1993г. (в последней ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2008. 31 декабря.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в последней ред. от 27.07.2010) // Российская газета. 1998. 12 августа; 2010. 4 мая.
3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в последней ред. от 28.12.2010) // Российская газета. 1997. 23 декабря; 2010. 1 февраля.
Научная литература
1. Вострикова Л.Г. Финансовое право: Учебник для вузов. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2005
2. Годме П. М. Финансовое право. – М., 2008
3. Грачева Е.Ю. Финансовое право: учебное пособие. – М.: Юристъ, 2006
4. Додонов В.Н. и др. Финансовое и банковское право: Словарь –справочник -М., 2006
5. Карасева М.В. Финансовое право: учебное пособие. – СПб.: Питер. 2006
6. Крохина Ю. А. Финансовое право России : учебник / Ю. А. Крохина. — 3е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2008. — 720 с.
7. Кучеров И.И. Бюджетное право России: курс лекций. – М., 2007
8. Лахтина Т.А. О сущности финансовой системы как элемента современного государства // Финансовое право. – 2005. – № 4. – С. 24–27.
9. Мальцев В.А. Финансовое право: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005
10. Мандрица В.М. Финансовое право: учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006
11. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М., 2007
12. Сенчагогов В.К. Финансы, денежное обращение и кредит. Проспект. М. 2006.
13. Соколова О.В. Финансы, деньги, кредит. ЮРИСТЬ. М. 2008
14. Тедеев А.А., Парыгина В.А. Финансовое право. – М.: Эксмо, 2005
15. Федорова Т.А. Страхование: сущность и понятие, 2006.
16. Финансовое право РФ: учебник / Под ред. М.В. Карасева. – М., 2007
17. Финансовое право. / Под ред. Н.И. Химичевой. – М.: Норма, 2009. – 768 с.
18. Финансовое право: учебник / Под ред. О. Н. Горбуновой – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006.
19. Финансы: Учебное пособие. / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 624 с.
[1] Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие. -3-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 1999. С. 16.
[2] Финансовое право: Учебник / Отв. ред. проф., д.ю.н. Н.И. Химичева. М.: Юристь, 2004. С. 36.
[3] Ровинский ЕА. Основные вопросы теории советского финансового права. М.,1960. С. 134-138.
[4] Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2006. С. 26.
[5] Финансовое право: Учебник / Отв. ред. проф., д.ю.н. Н.И. Химичева. М.: Юристь, 2004. С. 41.
[6] Закон РФ от 14.07.1992 № 3297-1 (ред. 27.12.2009) «О закрытом административно-
[7] Конституция Российской Федерации (с изм. от 30.12.2008), ст. 12, 132.
[8] Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009), ст. 50.
[9] Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
[10] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.07.2010), ст. 161.
Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009), ст. 50.
[11] Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009), ст. 23.
[12] Конституция Российской Федерации (с изм. от 30.12.2008), ч. 1 ст. 32.
[13] Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. № 15. Ст. 1478.
[14] Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.