Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:35, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в характеристике правового определения и содержания договора коммерческой концессии, как нового института гражданского права.
В настоящей курсовой работе рассмотрены этапы развития и становления коммерческой концессии как в мировой экономике, так и в нашей стране, понятие и правовые истоки коммерческой концессии, рассмотрены признаки договора коммерческой концессии, освещается проблема его правовой природы, которые в свою очередь определяют круг задач для достижения целей данной работы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………….……………………...
1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ............................................................................................
1.1История развития коммерческой концессии……………………..
1.2Концессии в дореволюционной России и СССР…………………
2 ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ……..
2.1Понятие франчaйзинга и ее развитие в России…………………..
2.2Правовая природа договора коммерческой концессии…………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..……………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………….
Байкальский филиал негосударственного
некоммерческого
«ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» (г. Москва)
Юридический факультет
КОММЕРЧЕСКАЯ КОНЦЕССИЯ
Специальность 030501.65 «Юриспруденция»
Курсовая работа студента 4-го курса заочной формы обучения
Допущен к защите: _______________ (подпись) |
Научный руководитель к.ю.н. _________________ В.В. Ерофеев
Дата защиты: «__»__________2012г.
Оценка ____________________ |
Улан-Удэ
2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………….…………… |
3 | |
1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ
КОНЦЕССИИ..................... |
7 | |
1.1 |
История развития коммерческой концессии…………………….. |
7 |
1.2 |
Концессии в дореволюционной России и СССР………………… |
12 |
2 ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ…….. |
19 | |
2.1 |
Понятие франчaйзинга и ее развитие в России………………….. |
19 |
2.2 |
Правовая природа договора коммерческой концессии………….. |
26 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..………………… |
32 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………. |
45 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………… |
37 |
//
ВВЕДЕНИЕ
Малый и средний бизнес стал играть значительную роль в экономике России. Данный вид бизнеса особенно способствует развитию конкуренции, так же имеет ряд достоинств, таких как:
- способностью быстро и гибко реагировать на запросы рынка в различных областях деятельности;
- большой восприимчивостью к изменению спроса на рынке;
-созданием дополнительных мест и обеспечением занятости местного населения, как в крупных городах, так и в малонаселенных пунктах;
Правовой базой развития малого предпринимательства является Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (1995г.), Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (1995г.). Это свидетельствует о внимании со стороны государства, способствует развитию малого предпринимательства и как следствие подъема экономики страны.
Главной причиной, по которой малый и средний бизнес может быть неэффективным, это когда предприятия стараются действовать самостоятельно, без опоры на ресурсы фирм уже завоевавших устойчивое и стабильное положение на рынке. Неумение организовать партнерские отношения, а также отсутствие инвестиций в данный вид предпринимательства приводят к краху предприятий ещё в период их становления.
Хотелось бы отметить, что наличие финансовых возможностей не гарантируют успешное развитие малых и средних предприятий. Существуют многочисленные нефинансовые виды поддержки, такие как, оказание помощи со стороны в ведении определенного бизнеса, что способствует успешному росту предпринимательства.
Рассматриваемая в курсовой работе форма организации продажи товаров и оказания услуг сегодня популярна во многих странах мира, в частности в США и Великобритании.
Основная сфера распространения франчaйзинга в малом и среднем бизнесе это распределение товаров и услуг системы АЗС, СТО, автошкол, пунктов проката, ремонтных и строительных предприятий, салонов моды и косметических услуг, сети аптек, центров профориентации и переподготовки рабочей силы, химчисток и прачечных, компьютерных услуг, ремонту бытовой и электронной аппаратуры и гостиничного бизнеса. В качестве примера, можно привести деятельность таких широко известных компаний, как «МакДоналдс», «Кока-кола», «Пепсико» и «Баскин Роббинс».
Франчайзинг имеет ряд положительных особенностей и для экономики нашей страны, который повышает общую культуру отношений между предпринимателями посредством создания комплексной системы практического обучения без внедрения специальных учебных структур и программ, а также решает проблемы занятости населения за счет создания новых рабочих мест, развивают внешнюю торговлю и привлекают иностранные инвестиции.
Мировая практика показала и доказала, что франчайзинг – это один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех и дальше.
Популярность и перспективность франчaйзинга объясняется эффективностью и высокой устойчивостью бизнеса вновь образующихся предприятий. Так, по данным фирмы «Мr. Dооrs Hоme Inc», в США после 5 лет деятельности на рынке выживают лишь 23% частных предприятий, а после 10 лет их остается лишь 18%, в то время как среди предприятий, работающих по системе франчaйзинга, через 5 лет распадается только 8 предприятий из 100, а через 10 лет - 10 из 100. Российские сети франчaйзинга пока не достигли широкого распространения. Причиной такого положения состоит, по нашему мнению, в том, что у нас отсутствуют предприниматели, чьи фирменные наименования, товарные знаки и иные средства индивидуализации стоило бы приобретать. Для того чтобы ситуация изменилась в нашей стране в сторону улучшения развития столь популярного в мире ведения бизнеса, должен пройти не один десяток лет, поэтому институт коммерческой концессии создан в расчете на будущее, а пока он обслуживает в основном иностранные компании, обосновавшиеся на российском рынке.
Тем не менее, и в экономике нашей страны стали появляться и развиваться методы и способы ведения предпринимательской деятельности, ранее возникшие и успешно практикующиеся в иностранных государствах. Одним из таких способов является коммерческая концессия.
Коммерческая концессия представляет собой уникальную возможность становления и развития предпринимательства, особенно для малого и среднего бизнеса, который является основой любой экономики в развитых государствах.
Подводя итог, мы пришли к тому, что, развитие коммерческой концессии в современной России может способствовать дополнительному укреплению экономики в целом без оглядки на мировые цены на нефть.
Таким образом, актуальность темы курсовой работы определяется высокой эффективностью коммерческой концессии как способа осуществления предпринимательской деятельности и его значением для развития экономики страны. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость развития данного способа предпринимательства в нашей стране и его поддержку со стороны государства.
Цель курсовой работы состоит в характеристике правового определения и содержания договора коммерческой концессии, как нового института гражданского права.
В настоящей курсовой работе рассмотрены этапы развития и становления коммерческой концессии как в мировой экономике, так и в нашей стране, понятие и правовые истоки коммерческой концессии, рассмотрены признаки договора коммерческой концессии, освещается проблема его правовой природы, которые в свою очередь определяют круг задач для достижения целей данной работы.
Практическая значимость данного исследования определяется главным образом тем, что полученные результаты можно использовать для развития малого и среднего предпринимательства, которые намерены не только развивать, но и создавать предприятия с помощью такого успешного и перспективного во всем мире ведения бизнеса как франчaйзинг.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка использованной литературы. В первой главе курсовой работы рассмотрена история развития коммерческой концессии в России, а так же концессия в дореволюционной России и СССР.
Во второй главе курсовой работы изучены понятие франчайзинга ии ее развитие в России, а так же правовая природа договора коммерческой концессии.
В заключении приведены краткие выводы в целом по курсовой работе.
1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ
1.1 История развития коммерческой концессии
Современный франчайзинг является относительно новым явлением в экономике, хотя его корни уходят в далекое средневековье.
В Оксфордском словаре
Освобожденным гражданам городов была дана франшиза, то есть возможность продавать свои товары на рынках и ярмарках расположенных на территории города. Данные привилегии или же элементы позволяющие пользоваться положением за плату на определенной территории, формировали фундамент франчайзинга в течении многих веков.
В более привычной форме
Данная система оказалась наиболее эффективным коммерческим механизмом и существует до сих пор. В Соединенных Штатах франчайзинг впервые начал использоваться в современном понятии компанией Зингера по производству швейных машинок (Singer Sewing Mаchine Cоmpаny). После окончания гражданской войны в США в середине 1800-х годов Зингер наладил уже серийное производство, которое в свою очередь позволило его компании торговать по самым низким ценам. Однако были и трудности, в частности, организовать централизованное обслуживание швейных машин и их ремонт в одном месте оказалось экономически невыгодным. Поэтому была создана франчайзинговая система, которая предоставляла независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории. Данные франшизы по своей сути были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями дилера (франчайзи) обслуживать машины на определенной территории.
Подобная схема была разработана в 1898г. автомобильной компанией «Дженерал Моторс», в соответствии с которой дилеры должны были продавать машины только компании «Дженерал Моторс», кроме того были обязаны вложить в дело собственный капитал для обеспечения соответствующего компании «Дженерал Моторс» уровня обслуживания и поддержания имиджа фирмы. Продажа автомашин через систему франшиз ведется и в наше время. По подобной системе как у компании «Дженерал Моторс» последовал Рексол, который хорошо продавал франшизы на организацию своих аптек.
Очень удачно франчайзинг применялся и применяется до сих пор при производстве бутылочных безалкогольных напитков такими известными компаниями как «Cоcа-Cоlа», «Pepsi», «7-UP». Благодаря системе франчaйзинга компании получили возможность производить концентрированный сироп централизованно и распределять его заводам по розливу на разных территориях, находящимся в собственности и управляемым франчайзи. В результате они становились управляющими местных розничных продаж. Франчайзи имели право покупать фирменные бутылки и использовать фирменные товарные знаки. В 1920-х годах в Северной Америке идея франчaйзинга как формы ведения бизнеса сместилась в сторону отношений «оптовик - розничный продавец». Оптовый продавец (или франчайзер) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительную выгоду от многочисленных скидок, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость.
С 1930г. в США после кризиса в экономике нефтеперерабатывающие компании перешли на систему управления своими заправочными станциями как франчайзинговыми единицами. Сдавая в аренду бензоколонки франчайзи, нефтеперерабатывающие компании получали ренту и имели возможность популяризировать имидж компании, в то время как франчайзи могли устанавливать цены в соответствии с местными условиями. В результате значительно вырос уровень продаж машинного топлива и соответственно увеличилась прибыль.
В конце 1940-х годов братья Макдональд, владельцы небольшого придорожного кафе, решили улучшить обслуживание клиентов и увеличить доход. С этой целью они сократили число наименований блюд до трех, стандартизировали технологию их приготовления и унифицировали рецептуру. Такая реорганизация значительно повысила эффективность и снизила затраты, а единообразное меню «МакДональдс» создало новое поколение клиентов, которые знали, что в любом ресторане «МакДональдс» их ждут быстрое обслуживание и привычный набор блюд.
Вплоть до 1950-х годов большинство компаний, использовавших франчайзинговую систему, рассматривали франчайзинг как эффективный метод распределения продукции и услуг. Это примеры традиционного франчaйзинга, или франчaйзинга первого поколения. Бум франчaйзинга 1950-х годов относится ко второму поколению франшиз, известных как «бизнес-формат франшизы» (англ. Business Fоrmаt Frаnchise. Это особый метод ведения коммерческой деятельности с самого начала таким образом, чтобы франчайзер получал дополнительную выгоду от быстрого роста при ограниченном риске, а франчайзи - от того, что входил в проверенную коммерческую систему с гарантированной возможностью получения дохода.