Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 11:36, дипломная работа
Цель данной дипломной работы:
– ознакомиться с понятием финансового контроля;
– изучить компетенцию Государственного таможенного комитета в сфере финансового контроля.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
– изучить полномочия должностных лиц Государственного таможенного комитета в сфере финансового контроля;
– изучить функции и задачи Государственного таможенного комитета в сфере финансового контроля;
– изучить нормативную правовую базу, регулирующую вопросы деятельности Государственного таможенного комитета в сфере финансового контроля.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ 5
Раздел 1.1. Понятие финансового контроля 5
Раздел 1.2. Виды финансового контроля 11
ГЛАВА 2. КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТАМОЖЕННОГО КОМИТЕТА РЕСПУБ-ЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СФЕРЕ ФИНАН-СОВОГО КОНТРОЛЯ 18
Раздел 2.1. Полномочия Государственного таможенного комитета 19
Раздел 2.2. Таможенно-тарифное регулирование 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Компетенция Государственного таможенного комитета Республики Беларусь в сфере финансового контроля
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
||
ГЛАВА 1. |
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ |
5 |
Раздел 1.1. |
Понятие финансового контроля |
5 |
Раздел 1.2. |
Виды финансового контроля |
11 |
ГЛАВА 2. |
КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТАМОЖЕННОГО КОМИТЕТА РЕСПУБ-ЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СФЕРЕ ФИНАН-СОВОГО КОНТРОЛЯ |
18 |
Раздел 2.1. |
Полномочия Государственного таможенного комитета |
19 |
Раздел 2.2. |
Таможенно-тарифное регулирование |
35 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
Введение
Финансовый контроль… Что он из себя представляет? Какая роль отводится в нем Государственному таможенному комитету? Важны ли эти вопросы, мы считаем что да.
На протяжении всего периода становления Республики Беларусь большое значение имело отношение с другими государствами, как ближнего зарубежья, так и дальнего. Союзное государство с Россией, договора с Казахстаном, Венесуэлой, различные таможенные соглашения и союзы. Все это требует постоянного наблюдения и контроля со стороны государства.
Одним из видов такого контроля является финансовый контроль. В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение расточительности, бесхозяйственности.
Предметом дипломной работы являются общественные отношения, регулирующие деятельность Государственного таможенного комитета Республики Беларусь в сфере финансового контроля.
Цель данной дипломной работы:
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
Дипломная работа состоит из оглавления, введения, двух глав (каждая из которых включает два раздела), заключения и списка использованных источников.
В первой главе рассказывается, что представляет собой финансовый контроль и перечислены его виды.
Во второй главе описываются задачи и функции Государственного таможенного комитета, его роль в финансовом контроле, таможенно-тарифное регулирование.
На наш взгляд, данная тема поможет показать насколько важен финансовый контроль, убедиться в том, что каждый государственный орган влияет на финансовую деятельность государства.
В своей дипломной работе мы используем труды таких авторов как, Пилипенко А.А., Воробей Г.А., Грачева Е.Ю., Химичева Н.И. и др.
ГЛАВА 1. Финансовый контроль
Раздел 1.1. Понятие финансового контроля
Эффективный финансовый контроль является неотъемлемым элементом демократического общества, правового государства. Такой контроль обеспечивает предоставление обществу объективной информации об использовании государственных финансовых ресурсов, что, в свою очередь, предполагает ответственность органов государственной власти за проводимую в стране политику.
В настоящее время единого определения финансового контроля не выработано ни в законодательстве, ни в доктрине финансового права [24, с.105].
Финансовый контроль:
Финансовый контроль – это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования [19, с.42-43].
Финансовый контроль – это управленческая деятельность специальных контролирующих органов, выражающихся в контроле за правильной мобилизацией, распределением и использованием денежных средств государства, за законностью и целесообразностью всех действий и мероприятий, осуществляемых в процессе финансовой деятельности [20, с.55].
Наличие финансового контроля обусловлено тем, что финансам присуща контрольная функция. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.
Необходимость в финансовом контроле вытекает так же из управления финансами государства. Специфика финансового контроля состоит в том, что финансы одновременно являются и объектом и субъектом контроля.
Значение финансового контроля выражается в том, что при проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности, целесообразности проводимой финансовой деятельности [21, с.83].
В самом общем плане реализация контрольной функции финансов состоит в выявлении отклонений от заданной экономической и финансовой политикой нормативных предписаний относительно функционирования всей системы хозяйственных и финансовых отношений. В более узком значении контрольная функция состоит в предупреждении и устранении выявленных в результате контроля негативных явлений и фактов, дестабилизирующих развитие экономики и финансов, наносящих вред интересам государства, трудовых коллективов и большинства населения. Особенностями финансового контроля являются его всеобъемлющий и универсальный характер и то, что его объекты – это не только денежные средства, но и материальные и трудовые ресурсы, так как товарно-денежные отношения выражаются в денежной форме.
Многообразие точек
зрения по поводу сущности
и содержания финансового
Оба данных аспекта финансового контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами, субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором – акцент ставится на аналитическую сторону финансового контроля [24, с.107].
Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства в целях эффективного социально-экономического развития страны.
В мировой практике сложились две основные модели финансового контроля; англосаксонская и французская. Если в англосаксонской модели контролирующие финансовые органы лишь осуществляют различные виды контроля и подготавливают по ним отчет, а вопрос о санкциях является прерогативой административных и судебных органов власти, то французская модель предусматривает возможность предоставления отдельным контрольным органам некоторых судебных функций в определении виновности лиц в финансовых нарушениях, в требовании возмещения ущерба и т.д. [24, с.109].
Финансовый контроль имеет определенную сферу применения и целевую направленность деятельности, является совокупностью мероприятий по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности экономических субъектов с применением определенных форм и методов его организации.
Любая контрольная деятельность в сфере управления начинается с постановки цели. Главной целью финансового контроля в исследованиях различного уровня как в правовой, так и в экономической литературе признается обеспечение эффективного и целевого использования финансовых ресурсов государства во всех сферах и звеньях экономики. В то же время первичной целью финансового контроля должно стать оказание со стороны контролирующих органов системно-устойчивой организационно-аналитической и преференциально-практической помощи в контексте совершенствования экономической деятельности субъектов хозяйствования, а не контроль за исполнением ими финансовых обязательств перед государством, т.к. преобладание фискальной и карательной составляющей в деятельности контролирующих органов может привести не только к количественно-качественным аспектам изменения деятельности субъектов хозяйствования, но и вообще к ликвидации объектов контроля, что, в свою очередь, приведет к лишению государства значительных финансовых ресурсов, а также к возникновению многочисленных социально-экономических проблем в обществе (падение доходов граждан, безработица и др.). Таким образом, финансовый контроль, в первую очередь, должен стимулировать финансово-хозяйственную деятельность различных хозяйствующих субъектов. Как справедливо отмечает А.С. Емельянов, финансовый контроль – это не только средство обеспечения законности и правопорядка при осуществлении финансовой деятельности государства. Он предполагает наличие обратных связей, выражающихся в активном воздействии контроля на более рациональное использование финансовых ресурсов, в устранении препятствий оптимальному функционированию всех звеньев публичного сектора финансовой системы [24, с.110-111].
Основными задачами финансового контроля являются:
Реализация названных задач является важнейшим условием обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности, экономического и эффективного использования бюджетных, собственных и заемных средств, укрепления финансовой дисциплины. Задачи финансового контроля постоянно уточняются и видоизменяются вместе с изменением финансового законодательства.
Объектом финансового контроля выступают процессы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.
Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых на практике должно стремиться каждое государство. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ (Международная организация высших контрольных органов). К ним относятся: законность, независимость, объективность, ответственность, гласность и системность.
Из базовых принципов, которые изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ, вытекают и другие, носящие более прикладной характер принципы государственного финансового контроля: результативность; четкость и логичность предъявляемых контролерами требований; неподкупность субъектов контроля; обоснованность и доказательность информации, приведенных в актах проверок и ревизий; превентивность (предупреждение вероятных финансовых нарушений); презумпция невиновности (до суда) подозреваемых; согласованность действий различных контролирующих органов и др. [24, с.114].
Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах.