Компетенция Государственного таможенного комитета Республики Беларусь в сфере финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 11:36, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы:
– ознакомиться с понятием финансового контроля;
– изучить компетенцию Государственного таможенного комитета в сфере финансового контроля.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
– изучить полномочия должностных лиц Государственного таможенного комитета в сфере финансового контроля;
– изучить функции и задачи Государственного таможенного комитета в сфере финансового контроля;
– изучить нормативную правовую базу, регулирующую вопросы деятельности Государственного таможенного комитета в сфере финансового контроля.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ 5
Раздел 1.1. Понятие финансового контроля 5
Раздел 1.2. Виды финансового контроля 11
ГЛАВА 2. КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТАМОЖЕННОГО КОМИТЕТА РЕСПУБ-ЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СФЕРЕ ФИНАН-СОВОГО КОНТРОЛЯ 18
Раздел 2.1. Полномочия Государственного таможенного комитета 19
Раздел 2.2. Таможенно-тарифное регулирование 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Компетенция Государственного таможенного комитета Республики Беларусь в сфере финансового контроля.doc

— 271.50 Кб (Скачать файл)

Основное содержание финансового контроля в отношениях регулируемых финансовым правом, заключается  в:

  • проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
  • проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных или собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и др. средств.)
  • проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств организациями, предприятиями, учреждениями.
  • выявлении внутренних резервов производства – возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;
  • устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям [21, с.84].

Таким образом, финансовый контроль играет очень большое значение в экономической жизни общества и государства в целом.

Раздел 1.2. Виды финансового контроля

Поскольку финансовый контроль охватывает различные сферы финансово-экономической  жизни общества, его эффективность  зависит от соответствующей организации, видов, форм и методов проведения контроля. Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям. В зависимости от осуществляющих его субъектов различают следующие виды финансового контроля:

  1. Государственный контроль, который проводится органами государственной власти (Президент и Правительство Республики Беларусь; Министерство финансов Республики Беларусь; Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь; Комитет государственного контроля Республики Беларусь; Государственный таможенный комитет Республики Беларусь; Национальный банк Республики Беларусь). Он обеспечивает интересы государства и общества и направлен на все объекты независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности.

Государственный финансовый контроль – это проверка соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами действующего национального финансового законодательства, рациональности и эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов. Государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением национального государственного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием государственных кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот, финансовой эффективностью использования государственной собственности, переданной хозяйствующим субъектам в той или иной форме, обращением государственных финансовых средств в кредитно-финансовых организациях. Государственный финансовый контроль на общегосударственном уровне осуществляется в отношении доходов физических и юридических лиц в целях налогообложения, соблюдения установленных законом форм бухгалтерской отчетности всеми хозяйствующими субъектами, соблюдения правил внешнеэкономической и банковской деятельности [1, ст.1].

  1. Ведомственный контроль – составная часть государственного контроля, осуществляемая республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами (далее - органы государственного управления) в целях обеспечения соблюдения подчиненными или входящими в их состав организациями государственной формы собственности, а также с долей государственной собственности (далее - организации) требований законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, сохранности, целевого и эффективного использования государственного имущества, своевременного выявления, пресечения и предотвращения нарушений законодательства, регулирующего экономические отношения, выявления неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности организаций [12, п.2].

Ведомственный контроль, осуществляемый контрольно-ревизионными управлениями (отделами) министерств и ведомств в отношении подотчетных им предприятий, организаций и учреждений. Преимущества данного вида контроля проявляются в его непосредственной связи с функцией управления отраслью, в специализации контроля применительно к отраслевым (ведомственным) особенностям финансово-хозяйственной деятельности.

Ведомственный финансовый контроль регулируется Положением о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью организаций, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 22 (в ред. от 01.06.2007 №736) и разработанным в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. № 293 (в ред. от 23.01.2009 г. №53) "О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь".

Для осуществления ведомственного контроля в органе государственного управления создается контрольно-ревизионная служба, которая является самостоятельным структурным подразделением данного органа. В случае если в качестве самостоятельного структурного подразделения контрольно-ревизионная служба не может быть создана, организация и осуществление ведомственного контроля возлагаются на руководителя службы бухгалтерского учета (главного бухгалтера) соответствующего органа управления.

Задачами контрольно-ревизионной службы являются:

  • координация деятельности структурных подразделений органа государственного управления при осуществлении им ведомственного контроля;
  • организация и проведение проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций, подчиненных соответствующему органу государственного управления или входящих в его состав;
  • разработка проектов нормативных правовых актов, регламентирующих организацию и осуществление ведомственного контроля;
  • проведение работы по изучению и распространению в соответствующей отрасли более совершенных форм организации ведомственного контроля;
  • внесение предложений по изменению и дополнению законодательства в сфере экономических отношений;
  • ведение учета проведенных проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности, их результатов и принятых по ним мер, составление и представление отчетности о проделанной контрольно-ревизионной работе [12, п.4].

При Министерстве финансов Республики Беларусь создан Методологический совет  по ведомственному контролю, который  осуществляет свою деятельность на основании Положения о методологическом совете по ведомственному контролю при Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденного Приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 13 июля 1999 г. № 186 (в ред. от 22.12.2008 г. №198). Методологический совет по ведомственному контролю при Министерстве финансов Республики Беларусь является совещательно-консультативным органом по методологическим вопросам организации и осуществления ведомственного контроля в Республике Беларусь республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами.

  1. Внутрихозяйственный контроль проводится финансово-экономическими службами субъектов хозяйствования (бухгалтерия, финансовый отдел и т. д.) и направлен на непрерывное наблюдение за эффективностью финансовой, экономической, производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, выявление внутренних резервов, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих хищение и бесхозяйственность.

Правовой базой данного вида финансового контроля является Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. (в ред. от 26 декабря 2007 г.) "О бухгалтерском учете и отчетности".

Основными задачами ведения бухгалтерского учета и отчетности на предприятии являются:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении, полученных доходах и понесенных расходах;
  • обеспечение при совершении организацией хозяйственных операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении имущества и денежных средств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости.

Внутрихозяйственный контроль во многом зависит от главного бухгалтера, в компетенцию которого входят:

  • постановка и ведение бухгалтерского учета в организации;
  • формирование учетной политики организации;
  • составление и своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности.

При осуществлении своих функций  бухгалтер непосредственно подчиняется руководителю предприятия (учреждения), чьим приказом он назначается и освобождается от должности. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем предприятия (организации) и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера (лица, им уполномоченного) считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. В случае возникновения разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций документы по ним должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером по письменному распоряжению руководителя этой организации, который несет всю полноту ответственности за последствия таких операций.

  1. Аудиторский (независимый) контроль. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. (в ред. от 04 января 2010 г.) "Об аудиторской деятельности", аудиторская деятельность – предпринимательская деятельность по независимой проверке (аудиту) бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, хозяйственных групп, банковских групп, банковских холдингов, простых товариществ (участников договора о совместной деятельности), индивидуальных предпринимателей (далее - аудируемые лица), а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов хозяйствования и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным правовым актам Республики Беларусь.

Аудит может быть внутренним и внешним. Внутренний аудит создается по решению субъекта хозяйствования и осуществляется подразделениями для проведения внутренних проверок. Внешний аудит проводится независимыми аудиторами или аудиторскими фирмами. Внутренний аудит не может заменить внешний в тех случаях, когда законодательством предусмотрено обязательное проведение аудиторской проверки.

Аудит может быть обязательным (проводится в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь) и инициативным (по решению субъектов хозяйствования или собственника).

Юридические лица с долей государственной собственности, у которых в отчетном периоде  ведомственной контрольно-ревизионной  службой проведены ревизии финансово-хозяйственной деятельности, освобождаются от обязательных ежегодных аудиторских проверок в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. № 293 "О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь".

Право на осуществление  аудиторской деятельности имеют  аудиторы и аудиторские организации, получившие лицензию на осуществление аудиторской деятельности и включенные в государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. КОМПЕТЕНЦИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОГО ТАМОЖЕННОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАУСЬ В СФЕРЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Начиная с распада Советского Союза  Верховный Совет Республики Беларусь образовывает собственную таможенную систему: в 1991 году принимается Постановление «О таможенной службе Республики Беларусь», в 1992 году – Постановление «О введение в действие законов: «Об основах организации таможенной службы Республики Беларусь» и «О концепции таможенной политики Республики Беларусь», в 1993 году – Таможенный Кодекс Республики Беларусь (далее – ТмК) и Закон «О таможенном тарифе». Данные нормативные правовые акты стали фундаментом для построения новой таможенной политики государства.

Таможенное дело в Республике Беларусь составляют порядок и условия  перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенное оформление и таможенный контроль, ведение Товарной Номенклатуры Внешнеэкономической деятельности (далее – ТН ВЭД) и таможенной статистики, борьба с контрабандой и административными таможенными правонарушениями, участие в международном таможенном сотрудничестве.

В Республике Беларусь осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Республики Беларусь [3, п.1 ст.1].

Целями таможенной политики Республики Беларусь являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля, участие в  реализации торгово-политических задач  по защите белорусского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию в проведении структурной перестройки и других задач экономической политики Республики Беларусь, а также иные цели, определяемые Президентом Республики Беларусь, Парламентом Республики Беларусь и Правительством Республики Беларусь [3, п.2 ст.1].

Раздел 2.1. Полномочия Государственного таможенного комитета

Республиканским органом государственного управления, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом, является Государственный таможенный комитет  Республики Беларусь (далее – ГТК). ГТК проводит государственную таможенную политику, обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность Республики Беларусь, осуществляет регулирование и управление в сфере таможенного дела и координирует в этой сфере деятельность других республиканских органов государственного управления и иных организаций [9, ст.1].

Информация о работе Компетенция Государственного таможенного комитета Республики Беларусь в сфере финансового контроля