Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 13:32, контрольная работа
Ответственность ЦБ РФ условно можно рассматривать в двух аспектах. Первый связан с процедурами утверждения и освобождения от должностей руководства Центробанка, второй касается его подотчетности Государственной Думе в плане некоторых содержательных моментов работы1.
Первый аспект ответственности ЦБ РФ включает в себя следующие моменты.
1. Банк России подотчетен Государственной Думе РФ и Президенту РФ, и это означает, в частности: Председателя Банка России назначает на должность и освобождает от должности Дума (по представлению Президента РФ); членов Совета директоров Банка России назначает на должности и досрочно освобождает от должностей Дума.
1.Кто несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России?.........................................................................................................................3
Библиографический список…………………………………………………8
2.Охарактеризуйте права потребителя заемщика – гражданина РФ……......9
Библиографический список………………………………………………..15
План
1.Кто несет всю полноту
ответственности за
Библиографический список…………………………………………………8
2.Охарактеризуйте права потребителя заемщика – гражданина РФ……......9
Библиографический список………………………………………………..15
1.Кто несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России?
Ответственность ЦБ РФ условно можно рассматривать в двух аспектах. Первый связан с процедурами утверждения и освобождения от должностей руководства Центробанка, второй касается его подотчетности Государственной Думе в плане некоторых содержательных моментов работы1.
Первый аспект ответственности ЦБ РФ включает в себя следующие моменты.
1. Банк России подотчетен
Государственной Думе РФ и
Президенту РФ, и это означает,
в частности: Председателя
2. Высших органов управления
Банка России два (хотя такое
решение представляется
• коллегиальный Национальный банковский совет (НБС), в состав которого входят 12 человек, из них двоих делегирует Совет Федерации РФ, троих — Государственная Дума РФ, троих — Президент РФ, троих — Правительство РФ (каждый из этих органов власти, направивший своих представителей в состав НБС, может отозвать их и заменить другими лицами); в состав НБС входит также Председатель Банка России; члены НБС, за исключением Председателя Банка России, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают плату за эту деятельность; общее руководство деятельностью НБС осуществляет его Председатель, которого избирают из своего состава члены НБС;
• коллегиальный Совет директоров, в который входят Председатель Банка России и 12 других членов, работающих в Банке России на постоянной основе.
Председатель Банка России назначается на должность сроком на четыре года. Кандидатуру на эту должность Президент РФ представляет не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Президент представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок с момента освобождения. Если кандидатура, предложенная на должность Председателя, отклонена, то Президент в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься более чем 2 раза. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.
Дума по представлению Президента может освободить Председателя Банка России от должности только в случаях, если: истек срок его полномочий; он не в состоянии исполнять свои служебные обязанности (что должно быть подтверждено заключением государственной медицинской комиссии); он сам подал заявление об отставке; совершил уголовно наказуемое деяние (должно быть установлено вступившим в законную силу приговором суда); нарушил федеральные законы, регулирующие деятельность Банка России.
Остальных членов Совета директоров назначает на должности тоже Дума (также на четыре года), но по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом. Освобождаются они от должностей в несколько ином порядке: если истек срок их полномочий, то их увольняет Председатель, если этот срок не истек, то требуется решение Думы (по представлению Председателя ЦБ) 1.
Второй аспект ответственности ЦБ включает следующее.
1. Госдума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, ежегодно заслушивает представление Банком России его годового отчета, а также проекта «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» и «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» на предстоящий год.
2. Банк России ежегодно
не позднее 26 августа представляет
в Думу (а также Президенту
и Правительству РФ) проект «Основных
направлений единой
Дума рассматривает документ и принимает решение не позднее принятия ею закона о федеральном бюджете на предстоящий год.
3. Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет Думе свой годовой отчет, в который входят: отчет о деятельности ЦБ, в том числе перечень мероприятий, реализующих единую государственную денежно-кредитную политику, проведенных Банком России, и анализ выполнения основных параметров указанной политики; анализ состояния экономики РФ,.в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы РФ, валютного положения и платежного баланса РФ; годовая финансовая отчетность Банка России; аудиторское заключение по годовой финансовой отчетности Банка России; заключение Счетной палаты РФ по результатам проверки счетов и операций ЦБ, на которые распространяется действие Закона «О государственной тайне».
При этом под годовой финансовой отчетностью Банка России понимаются: годовой баланс, счет прибылей и убытков, в том числе отчет о прибыли и ее распределении; отчет о формировании и об использовании резервов и фондов Банка России; отчет об управлении Банком России входящими в состав его имущества ценными бумагами и долями в капиталах организаций; отчет о расходах на содержание служащих Банка России; отчет об исполнении сметы капитальных вложений.
Дума направляет годовой отчет ЦБ Президенту, Правительству (для заключения), рассматривает его сама до 1 июля и принимает решение. Отчет публикуется не позднее 15 июля года, следующего за отчетным;
4. Банк России ежемесячно публикует свой баланс, данные о денежном обращении, включая динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные о своих операциях1.
Таким образом, в ключевом вопросе разработки денежной и кредитной политики ответственность ЦБ РФ явно невысока и формальна: он всего лишь представляет Думе «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики», а Дума ограничивается лишь рассмотрением указанного важнейшего для экономики страны документа и принимает решение, которое в принципе никого ни к чему не обязывает (т.е. одобрение или неодобрение Думой документа не мешает Центробанку вносить любые изменения в проводимую им политику, как это и случалось не раз). Оборотной стороной является то, что федеральная исполнительная власть, как показывает опыт последних лет, может побудить руководство ЦБ «переписать» основные положения денежно-кредитной политики, даже если это совсем не улучшает содержание документа.
Что касается персонификации ответственности за деятельность Банка России, то в п. 7 ст. 20 Федерального закона от 27 июня 2002 года №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» сказано, что председатель Банка России несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России.
В точности такое же положение ранее содержалось в п. 6 ст. 18 Закона 1990 г. о Банке России. Под ответственностью Председателя Банка России понимается прежде всего положение ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 27 июня 2002 года №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», согласно которому нарушение федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России, является одним из оснований для освобождения Председателя Банка России от должности1.
Библиографический список
Правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (в послед. ред. законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, №7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2009. 21 января.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 27.04.2013 №94-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 2131; 2013. №13. Ст. 1215.
3.Гражданский кодекс
Российской Федерации (часть
4.Федеральный закон
от 27 июня 2002 года №86-ФЗ «О Центральном
банке Российской Федерации (
5.Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности» (в последней ред. ФЗ от 23.07.2012 г. №181-ФЗ) // Российская газета. 1990. 8 декабря; 2012. 28 июля.
Научная литература:
1.Гражданское право. Т. 2. / Под ред. Е.А. Суханова. - М.: Волтерс Клувер, 2007. – 536 с.
2.Залогин В.И. Проблемы
формирования банковского
3.Правовое регулирование
4.Тосунян Г.А., Викулин
А.Ю., Экмалян А.М. Банковское право
Российской Федерации. Общая
5.Чалов А.И. Комментарий к Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (постатейный) – М.: Деловой двор, 2010. – 365 с.
2.Охарактеризуйте права
потребителя заемщика –
Потребительский кредит имеет ряд специфических отличий от общего понятия «кредит». Рассмотрим те моменты, которые имеют значение для оценки прав потребителя заемщика – гражданина РФ.
Во-первых, более узкий состав участников обязательства - со стороны заемщика выступают физические лица.
Во-вторых, целевое использование денежных средств - предоставляемые в рамках договора потребительского кредита денежные средства используются для приобретения товаров (работ, услуг) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В отношении состава участников обязательства необходимо отметить следующее.
В соответствии со ст. 819 ГК РФ1 стороной-кредитором может быть не только банк, но и иная кредитная организация. К последним наряду с банком Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»2 относит небанковские организации, имеющие право осуществлять отдельные банковские операции. Их можно разделить на: расчетные небанковские кредитные организации, небанковские кредитные организации инкассации, небанковские кредитные организации, осуществляющие депозитарную деятельность, и кредитные союзы.
Однако именно банки в соответствии с действующим законодательством и сложившейся практикой занимаются потребительским кредитованием.
Это означает, что договор потребительского кредита, заключенный иным субъектом, кроме банка, является ничтожным по ст. 168 ГК РФ как не соответствующий требованиям закона.
В этой связи торговая сеть не вправе продать бытовую или иную технику в кредит без посредничества банка. Если же такое случается, то с юридической точки зрения сложившиеся отношения следует признать куплей-продажей товара в рассрочку или, если говорить языком Гражданского кодекса Российской Федерации, предоставлением коммерческого кредита (ст. 823 ГК РФ).
Со стороны заемщика могут выступать только физические лица. Каких-либо разъяснений в отношении характеристики заемщика - физического лица параграф 2 главы 42 ГК РФ не дает. Однако необходимо учитывать, что договор потребительского кредита не является публичным и направлен на получение прибыли банком, который вправе отказать заемщику в случае невозможности исполнения условий договора с его стороны. Исходя из этого, можно сделать вывод, что заемщиками могут выступать дееспособные и совершеннолетние физические лица. Иные лица: несовершеннолетние, недееспособные и ограниченные в дееспособности - не могут быть признаны стороной (заемщиком) кредитного договора.
Практика подтверждает
наши выводы - клиентом банка по операциям
потребительского кредитования может
стать лишь: гражданин Российской
Федерации, достигший возраста 18 лет,
при разовой покупке
Информация о работе Контрольная работа по "Банковское право"