Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 12:07, контрольная работа
Порядок уплаты страховых взносов и предоставление отчетности по ним регулируется Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Целевое (или нецелевое) использование бюджетных средств всегда определяется в соотношении с целью выделения таких средств. Цель, в свою очередь, выводится из кода бюджетной (экономической) классификации, по которой доведены те или иные лимиты ассигнований и объемы финансирования.10
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 24 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. В соответствии с ч. 4 ст. 5 данного Закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Банк России.
Согласно п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ несоблюдение валютного законодательства, выразившееся в несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
3. Кто имеет
право и в каком порядке
применять меры
Бюджетная и валютная деятельность государства носит публичный, политический характер, который обуславливает необходимость применения государственного принуждения. Государственное принуждение - это воздействие государства на поведение лица, нарушающего или нарушившего нормы права. По своему характеру меры государственного принуждения могут быть предупредительными, пресекательными, правовосстановительными и карательными (взыскательными). В публичном праве, как правило, только последняя из перечисленных мер государственного принуждения признается мерой юридической ответственности. Ее специфической чертой является то, что она наступает только как результат совершения лицом правонарушения. Другие виды принуждения (предупредительные, пресекательные и правовосстановительные) могут применяться независимо от того, совершило ли лицо правонарушение.
Полномочием привлекать к ответственности за нарушение бюджетного законодательства наделены, прежде всего, специальные финансовые органы- органы, исполняющие бюджеты (Федеральное казначейство РФ и его территориальные подразделения), а также Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и ее территориальные органы. Полномочия органов власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства регулируются ст. ст. 284-285 БК РФ, ст. 23.7 КоАП РФ.
Ч. 2 ст. 284 Бюджетного кодекса РФ гласит: «Руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных ст. 283 настоящего Кодекса: принимают решения о списании (взыскании) в бесспорном порядке сумм предоставленных из федерального бюджета субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями; выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств».
А согласно ч. 3 ст. 284 БК РФ руководители Федерального казначейства, его территориальных органов (в соответствии с их полномочиями) за нарушения бюджетного законодательства РФ имеют право приостанавливать в предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации случаях в порядке, установленном Правительством РФ операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях.
В случае, если бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты исполняются не органами Федерального казначейства, руководители органов, исполняющих соответствующие бюджеты, имеют право применять меры принуждения в соответствии с БК РФ.
Согласно ст. 284.1 БК РФ руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями) имеют право: 1)списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, и в других случаях, предусмотренных настоящей частью Кодекса; 2) списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек; 3) списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил; 4) взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе; 5) выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; 6) составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов; 7) взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств.
Счетная палата РФ также имеет полномочия, связанные с принуждением относительно проверяемых субъектов. Согласно ст. 24 Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О счетной палате РФ» при неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Счетной палаты РФ Коллегия Счетной палаты РФ может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Применение мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства урегулировано положениями гл. 28 БК РФ. Однако БК РФ (ст. ст. 289-306) при установлении мер ответственности за совершение отдельных нарушений отсылает к положениям КоАП (ст. ст. 15.14-15.16) и к Уголовному кодексу РФ (ст. 285.1, 285.2). Иными словами, за нарушение бюджетного законодательства применяются виды ответственности- административная, уголовная и ответственность, установленная БК РФ.
Бюджетный кодекс РФ детально не регламентирует процесс привлечения к финансовой ответственности, который регулируется в основном на подзаконном уровне. Так, блокировка расходов осуществляется в соответствии со ст. 231 БК РФ (в ней определены основания для блокировки расходов и отражены полномочия финансовых органов по принятию соответствующих решений) и Приказом Министерства финансов РФ от 26.12.2005 г. № 162н. Применение финансовой ответственности органами Росфиннадзора осуществляется в соответствии со ст. 284 БК РФ и Приказом Министерства Финансов РФ от 04.09.2007 г. №75н.
Привлечение лиц, виновных в совершении нарушений бюджетного законодательства, содержащих признаки административных правонарушений, к административной ответственности осуществляется в порядке, установленном КоАП. Производство по делам об административных правонарушениях подробно регламентируется нормами раздела IV КоАП РФ. Привлечение к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства осуществляется должностными лицами Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (ст. 23.7 КоАП РФ).
Уголовный кодекс РФ устанавливает ответственность за нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ) и за нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК РФ). Мерами уголовной ответственности за нарушения бюджетного законодательства, содержащие признаки преступлений, являются штраф, арест, лишение свободы и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Уголовная ответственность за нарушения бюджетного законодательства применяется в уголовно-процессуальной форме. Назначению наказания предшествует предварительное расследование, которое может проводиться в форме предварительного следствия или дознания. Как правило, в делах о «бюджетных преступлениях» проведение предварительного следствия обязательно. Оно осуществляется следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ. Привлечение к уголовной ответственности осуществляется судами общей юрисдикции. При этом правоприменительным актом, служащим основанием для применения уголовной ответственности, является обвинительный приговор (ст. 302 УПК РФ).11
Принятие решения о привлечении к ответственности возможно лишь в случае доказанности факта совершения правонарушения. При решении вопроса о привлечении к ответственности за нарушение бюджетного законодательства в каждом конкретном случае суды, иные уполномоченные органы анализируют документы и материалы, указывающие на факт совершения нарушения (акты проверок, сопоставление показателей бюджета и иных документов, предполагающих выделение средств из бюджета).12
Валютное законодательство РФ состоит из Закона о валютном регулировании и принятых в соответствии с ним федеральных законов и содержит нормы, распространяемые на все органы валютного контроля и определяющие объекты валютного контроля. За нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования предусмотрены санкции, помещенные в ст. 15.25 КоАП РФ, которая устанавливает административную ответственность за осуществление незаконных валютных операций, т.е. операций, совершаемых с нарушением требований валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.
Применение мер
Применение мер административно
Важной характеристикой Росфиннадзора является то, что его деятельность распространяется на отношения в финансово-бюджетной и валютной сферах. Так, Положением о Росфиннадзоре установлено, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Таким образом, эта служба является органом исполнительной власти, имеющим право привлечения к административной ответственности за нарушения валютного законодательства, предусмотренные ст. 15.25 КоАП.
Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством РФ иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, необходимую для их работы информацию (например- в отношении физического лица - фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения).
В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Нарушение указанного правила приводит к отмене постановления органа валютного контроля. Действия уполномоченных субъектов в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного и валютного законодательства могут быть обжалованы в судебном порядке.
4. Какие правоприменительные акты имеют право принимать органы финансово-бюджетного надзора?
Согласно п. 6 Положения о Росфиннадзоре - Федеральная служба финансово- бюджетного надзора не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг. Эти ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы, а также полномочия по контролю деятельности в возглавляемой им Службе (ее структурных подразделениях и территориальных органах).
Акты Росфиннадзора, принимаемые им в качестве органа валютного контроля носят ненормативный характер, присущий индивидуальным правовым актам. Запрет Росфиннадзору принимать акты нормативного характера обусловлен самой концепцией административной реформы в РФ, в соответствии с которой нормативно-правовое регулирование в соответствующей области осуществляется исключительно министерствами. Акты Росфиннадзора в этой области могут быть условно подразделены на акты, принимаемые органом валютного контроля: а) в связи с осуществлением мероприятий валютного контроля (различного рода проверок); б) в связи с производством по делам об административных правонарушениях в сфере валютного регулирования.
Можно отметить, что акты Банка России, принимаемые им в качестве органа валютного контроля, является то, что они могут быть как нормативными, так и ненормативными (в отличие от актов Росфиннадзора, имеющих исключительно индивидуальный, ненормативный характер).
Правоприменительный акт - один из видов правовых актов. Он определяется в юридической науке как известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы. Назначение актов применения права вытекает из их названия - они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.13