Контрольная работа по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:22, контрольная работа

Описание работы

Правовые формы организации товарного рынка. Правовое регулирование биржевой деятельности.

Файлы: 1 файл

коммерческое право.docx

— 43.26 Кб (Скачать файл)
  1. Правовые формы организации товарного рынка.

Товарный рынок - сфера  обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

Взаимозаменяемые товары - группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим  характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно  заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления (в  том числе производственного)1.

Развитие предпринимательства, демонополизация и приватизация вызвали к жизни различные  формы организации товарного  рынка. Среди них важное место  занимают товарные аукционы, торги, ярмарки, биржи, торгово-промышленные выставки, оптовые продовольственные рынки.

Рынку необходимы самостоятельные, хозяйственно независимые организации - гибкие, оперативные, оснащенные новейшими  средствами вычислительной техники, средствами связи, передачи информации и оргтехники. Такими организациями являются аукционы.

Товарные аукционы представляют собой специально организованные рынки, которые действуют периодически и представляют к продаже товары, обладающие индивидуальные свойствами (пушно-меховое сырье, художественные ювелирные товары, произведения искусства, исторические раритеты и т.д.). На аукционах товары продаются путем публичных торгов, покупателем становится тот, кто предложил наиболее высокую цену.

         Ещё одним видом оптовой и  розничной торговли является  аукционная торговля, при которой  продавец с целью получения  наибольшей прибыли использует  конкуренцию покупателей, присутствующих  при продаже.

Аукционы бывают на повышение  или понижение цены в гласной  или негласной форме.

         При так называемом гласном  аукционе на повышение цены  торги начинаются после объявления  минимальной цены, установленной  продавцом. После этого покупатели  делают добровольные прибавки  до окончательной цены покупки,  которые прекращаются после третьего  удара молотка аукциониста и  гласного объявления номера покупателя  и окончательной цены. Первоначальная  цена определяется в договоре  между организатором аукциона  и владельцем товара.

         При негласном (немом) аукционе  покупатели подают аукционисту  заранее установленные знаки  согласия на поднятие цены. Аукционист  каждый раз объявляет новую  цену, не называя покупателя. Негласное  проведение аукциона позволяет  сохранить в тайне покупателя.

         При аукционной продаже аукционист  не несёт ответственности за  проданный товар, так как покупатели  имеют возможность достаточно  подробно с ним познакомиться  предварительно до проведения  торгов.

         В зависимости от порядка их  организации, аукционы бывают  принудительные, которые проводят, как правило, государственные  организации с целью продажи  конфискованных, невостребованных  и неоплаченных товаров, заложенного  и невыкупленного в срок имущества  и т.п., и добровольные, проводимые  по инициативе владельцев товаров  с целью наиболее выгодной  их продажи.

         Аукционы являются коммерческими  организациями, располагающими соответствующими  помещениями, оборудованием и  квалифицированными специалистами.  Организационное построение аукциона  как коммерческой организации  напоминает построение ярмарок.  Управление осуществляет аукционный  комитет, в состав которого  входит директор аукциона, представители местных органов муниципальных властей. Директору аукциона непосредственно подчинены исполнительные службы, в том числе: финансовая, правовая, экспертная, транспортная, общего хозяйства и др. Аукционный комитет разрабатывает и утверждает правила аукционных торгов с графиком их проведения и назначением ведущего торгов - аукциониста.

         Для участия в торгах каждый  желающий должен оформить заявку  и предложение на выдвижение  товара с подробным указанием  его наименования, описанием, характеристикой  потребительских свойств и данных  о количестве и качественных  особенностях.

Торги - это способ закупки товаров, при которых к определенному сроку подаются предложения от нескольких поставщиков, причем контракт заключается с тем из них, предложение которого наиболее выгодно организаторам торгов. Различают различные виды торгов: открытые, когда в торгах участвуют все желающие фирмы; закрытые, когда для участия в торгах приглашаются лишь определенные фирмы.

Ярмарка - это периодически действующий рынок, т.е. рынок, собирающийся регулярно в одном и том же месте в определенное время года и на установленный срок.

Ярмарки проводят специализированные организации, которые работают на региональном, национальном или международном  уровне.

         Ярмарочная торговля в России  как организационная форма установления  коммерческих связей получила  достаточно широкое распространение.  Традиционно ярмарочные торги  получили свое выражение также  через организацию торговли в  виде выставок-продаж или выставок-салонов.

         При организации ярмарочной торговли  выделяют три этапа.

1. Предварительный этап  включает принятие решения и  подготовку приказа о проведении  ярмарки. На этом этапе создается  ярмарочный комитет и формируется  рабочая группа, которые обязаны  разработать положение и разослать информационные письма для участников с полной информацией об условиях участия в ярмарке.

Основными источниками доходов  от проведения ярмарочной торговли является плата за участие, аренду под экспозиции, транспорт, аренду складских площадей, бронирование и приобретение билетов, осуществление погрузочно-разгрузочных и транспортно-экспедиторских работ, проведение технической и информационно-коммерческой консультации и комплекса дополнительных услуг.

2. Организационный этап  заключается в подготовке рекламного  каталога, включающего всех участников  ярмарки, подавших заявки. Помимо  участников, в каталогах публикуется  и другая новейшая рекламная  научная и научно-техническая  информация о других передовых  фирмах России и мира, о передовом  опыте, соответствующем профилю  и тематике ярмарки или выставки-продажи.  Этот этап включает также оперативную  работу по размещению гостей, организации их досуга, проведению  ежедневных показательных ярмарочных  торгов, презентаций и др.

3. Заключительный этап  включает в себя подведение  итогов с выделением положительных  и отрицательных сторон в работе  ярмарки. Этот этап является  основой для принятия стратегических  решений по дальнейшей перспективе  ярмарочной торговли.

Предметом торговли на ярмарке  могут быть товары и другие материальные ценности, предварительно заказанные, запланированные к производству и поставке в ближайший период, или изготовленные и ранее  поставленные в некоторые регионы, но накопившиеся там в избытке, а следовательно, нуждающихся в повторном перемещении в другие районы с активным спросом на них. Сами товары непосредственно на ярмарке не реализуются. Они представлены в образцах, буклетах, проспектах, чертежах, фотографиях, кино-, видеороликах и т.д. Выставляются на ярмарках также научно-технические разработки в виде натуральных экспонатов, макетов, патентно-лицензионной документации и т.д. Производители и владельцы товаров могут присутствовать или отсутствовать на ярмарке.

Биржи - регулярно функционирующий оптовый рынок товаров, сырья, ценных бумаг, на котором осуществляются такие операции как купля-продажа реального товара, хеджирование, установление стандартов на биржевые товары; разработка типовых контрактов; котировка цен; осуществление арбитражных функций; ведение расчетов; информационная деятельность. По назначению и объектам деятельности биржи делятся на фондовые, валютные, биржи труда, товарные.

Товарные биржи играют большую роль в становлении и  развитии товарного рынка. Товарные биржи - это особый вид постоянно  действующих рынков, на которых при  определенных условиях совершаются  сделки купли-продажи на массовые сырьевые и продовольственные товары, обладающие родовыми признаками, качественно однородными  и взаимозаменяемыми, так как  товар продается и покупается без его предъявления и осмотра. Современные товарные биржи - это  универсальные коммерческие структуры, помогающие предпринимателям ориентироваться  в деятельности на конкретном товарном рынке. Товарные биржи играют стабилизационную роль в организации процесса товарообращения, уравновешивания спроса и предложения, создания конкуренции между производителями и формирования цен.

Торгово-промышленные выставки - периодически действующий рынок, организованный с целью показать научно-технические достижения, где разрешается совершение коммерческих сделок по выставленным образцам.

В мире проводится ежегодно множество тематических выставок (новых  технологий, автомобильные, тяжёлого машиностроения, товаров народного потребления  и т.п.).

Функционирование таких  выставок преследует цели:

- оказание предприятиям, организациям, арендаторам, лицам,  занимающимся индивидуальной трудовой  деятельностью, выставочно-информационных  услуг;

- развёртывание рекламной  деятельности;

- информирование потенциальных  потребителей о новой продукции,  сферах её применения и возможностях  приобретения;

- обмен коммерческой информацией  с другими регионами, что способствует  рационализации хозяйственных связей;

- освещение достижений  и перспектив развития в области  науки и техники, освоения и  внедрения новой технологии, прогрессивных  технологических процессов и  т.д.; при этом используется печать, радио, телевидение, кино, магнитофонные  записи лекций и бесед и  др.

Выставки функционируют  за счёт денежных поступлений от взносов  её участников, входной платы посетителей, посреднических услуг, проводимых консультаций, сдачи в аренду экспозиционной площади, оплаты рекламы, изданий коммерческо-информационных материалов, заказов на художественно-оформительские работы, издательской деятельности и  средств, поступивших по договорам  с вышестоящими организациями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2. Правовое регулирование биржевой деятельности.

Биржа — это юридическое лицо, целью деятельности которого является организация биржевой (оптовой) торговли определенным биржевым товаром, осуществляемой в форме гласных публичных  торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время  по установленным биржей правилам.

Значение биржи заключается  в следующем:

а) она позволяет сконцентрировать спрос и предложение на определенный товар в одном месте и тем  самым быстро и наиболее верно  определить его цену. Достигается  это путем котировки цен, т.е. выявления  и фиксации в течение биржевого  дня средних цен по сделкам  с определенным товаром. Биржевая цена товара служит ориентиром при заключении сделок как на бирже, так и во внебиржевом обороте этого товара;

б) биржа позволяет получить достаточно четкое представление о конъюнктуре  товарного рынка в данный момент: количество спроса и предложений, качество товара, его движение и цена. Тем  самым биржа позволяет предпринимателям, обладающим биржевой информацией, строить  свою деятельность на основе твердых  расчетов.

В целом можно отметить, что биржи  выполняют роль стабилизатора рынка и в этом качестве являются неотъемлемым атрибутом рыночной экономики.

Правовое регулирование  деятельности бирж в настоящее время  осуществляется Законом РФ «О товарных биржах и биржевой торговле». Кроме того, деятельность фондовых бирж, а также деятельность по заключению финансовых срочных сделок регулируется рядом нормативных актов ФКЦБ и ФСФР России. Последние нормативные акты не могут, однако, применяться для регулирования товарных фьючерсных контрактов. Закон же о товарных биржах был принят в 1992 г. и, несмотря на то что в него неоднократно вносились изменения, безнадежно устарел. За последний год был разработан  законопроект, посвященный регулированию срочного рынка и биржевой деятельности.   Закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" утрачивает силу с 1 января 2014 года в связи с принятием Федерального закона от 21.11.2011 N 327-ФЗ «Об организованных торгах»

К иным актам законодательства, регулирующим отношения, связанные  с деятельностью товарных бирж и  биржевой торговлей, относится в  первую очередь Гражданский кодекс РФ регулирующий правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.2

 Основной целью деятельности  товарной биржи является организация  и регулирование биржевой торговли. Являясь носителем специальной хозяйственной компетенции, товарная биржа не в праве осуществлять деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли, в том числе торговую, торгово-посредническую, осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции организаций, не имеющих цели осуществления биржевой деятельности. Биржевая деятельность представляет собой систему осуществляемых биржевых сделок. Биржевой сделкой является зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов.3 Сделки, не соответствующие данным требованиям, не являются биржевыми и на них не распространяются гарантии биржи. Так, не будет биржевой сделка, заключенная в отношении товара, не соответствующего признакам биржевого.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансовому праву"