Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:07, контрольная работа
В российском законодательстве, а также в юридической литературе широко применяется термин «бюджетные права» для характеристики компетенции государства, его территориальных подразделений и соответствующих органов власти (или самоуправления) в области бюджета. Однако этот термин не следует понимать буквально: в данном случае речь идет о правах особого содержания, которые по своим юридическим свойствам отличаются от прав, которыми наделены субъекты других отраслей права (например, гражданского, трудового), а также и отдельных институтов финансового права. Эти особенности заключаются в том, что бюджетные права по своим юридическим свойствам во многих случаях сближаются с обязанностями, являются в значительной мере одновременно и обязанностями (например, право утверждать бюджет, право распределять бюджетные средства по основным направлениям расходов и т.д.).
Понятие и содержание бюджетных прав (компетенции)………………………….2
2. Особенности бюджетных прав РФ. Особенности бюджетных прав субъектов РФ……………3
3. Особенности бюджетных прав (компетенции) муниципальных образований…..7
4. Понятие бюджетного процесса. Принципы и стадии бюджетного процесса…………..11
Список использованной литературы………………………………………………….17
Регистрационный №_________
«_____»______________20 г.
по дисциплине: Финансовое право
Выполнил студентка группы
отделения заочного и очно-
заочного (вечернего) обучения
Домашний адрес: г. Барнаул
ул. Чеглецова 54-239
Телефон: 8-913-084-09-40
Преподаватель
Прибытко Юлия Александровна
ОЦЕНКА________________________
«_____»_____________20 г.
Подпись_______________________
Барнаул 2013 г.
Содержание
2. Особенности бюджетных прав РФ. Особенности бюджетных прав субъектов РФ……………3
3. Особенности бюджетных прав (компетенции) муниципальных образований…..7
4. Понятие бюджетного процесса. Принципы и стадии бюджетного процесса…………..11
Список использованной
Понятие и содержание бюджетных прав (компетенции)
В российском законодательстве,
а также в юридической
Бюджетные права, или компетенция, определяют бюджетно-правовой статус государства и его территориальных подразделений. Основа этого статуса — право на самостоятельный бюджет. Такое право принадлежит именно этим субъектам, а не определенным органам государственной власти или местного самоуправления. Из него вытекает широкий круг бюджетных прав (полномочий) материального и процессуального содержания, через использование которых и осуществляется право на самостоятельный бюджет. Это право на получение определенных доходов, распределение и использование их на нужды соответствующей территории, а также права по регулированию бюджетных отношений в рамках установленной компетенции. Основы разграничения бюджетной компетенции установлены Конституцией РФ.
Итак, бюджетные права Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований — это принадлежащие им полномочия (компетенция) в лице соответствующих государственных органов власти или местного самоуправления по формированию и реализации собственного бюджета и регулированию бюджетных отношений на своей территории в определенных законодательством пределах.
Основное содержание бюджетных прав Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований составляет следующие права на:
— собственный бюджет;
— получение закрепленных и регулирующих бюджетных доходов и включение их в данный бюджет;
— использование
средств собственного бюджета для
финансирования потребностей государства
или его территориальных
— самостоятельное определение направлений расходов собственных бюджетов;
— распределение собственных бюджетных доходов между бюджетами данной территории;
— формирование, и использование в рамках собственного бюджета целевых и резервных фондов;
— объединение средств своего бюджета со средствами других бюджетов и иных финансовых ресурсов;
— привлечение
в бюджеты заемных средств (выпуск
облигаций федеральных займов, займов
субъектов Федерации и
— оказание финансовой поддержки нижестоящим бюджетам;
— компенсацию за счет средств вышестоящего бюджета в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих после утверждения бюджета вследствие решений вышестоящих органов государственной власти;
— самостоятельное распоряжение дополнительно выявленными или сэкономленными средствами (свободными остатками средств);
— правовое регулирование отношений, касающихся собственного бюджета (издание законов, положений и др. нормативных актов);
— судебную защиту бюджетных прав.
Особенности бюджетных прав РФ. Особенности бюджетных прав субъектов РФ
Содержание бюджетных прав (компетенции) Российской Федерации обусловлено ее суверенитетом, распространяющимся согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 4) на всю территорию России. Принадлежность бюджетных прав суверенному государству придает им особый характер, отличает их от прав других субъектов. Роль бюджетных прав РФ заключается в следующем.
Бюджетные права
РФ обеспечивают создание финансовой
базы, без которой невозможно действительное
осуществление государственног
Посредством бюджетных прав РФ проводится единая бюджетно-финансовая политика на территории всей страны и в конечном итоге единая социально-экономическая политика.
Кроме того, эти права создают финансовые возможности для координации и объединенных действий России в рамках СНГ, а также для выполнения международных обязательств иного масштаба.
Бюджетные права
РФ закреплены в ряде статей Конституции
РФ, а также в текущем
государственной власти РФ в области регулирования бюджетных отношений (ст. 7). Эти полномочия конкретизируются в других соответствующих нормах Кодекса.
Бюджетно-правовой статус Российской Федерации составляет совокупность следующих бюджетных прав (полномочий).
1. Осуществлять
законодательное регулирование
бюджетных отношений в
В 1991 г. впервые
в РФ федеральное бюджетное
2. Российская
Федерация имеет право на
3. Право устанавливать
налоги, сборы, другие источники
доходов, подлежащие
В ведении РФ непосредственно находятся те налоги и сборы, которые отнесены к федеральным.
4. Право разграничивать (распределять) бюджетные доходы между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. При этом часть доходных источников РФ оставляет в своем ведении, относя их к федеральным доходам. Из них формируется федеральный бюджет. Это налог на прибыль предприятий, налог на добавленную стоимость, акцизы и др.
Другую часть бюджетных доходов Российская Федерация закрепляет за бюджетами субъектов Федерации или передает им в форме отчислений по утверждаемым нормативам (например, от налога на добавленную стоимость).
Отдельные виды бюджетных доходов, отнесенных к федеральным, законодательство РФ закрепляет за местными бюджетами (например, государственную пошлину).
Распределение налогов, сборов, других обязательных платежей между бюджетами предусмотрено в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г.', а с введением в действие соответствующих статей Налогового кодекса РФ 1998 г. (ст. 12, 13, 14, 15) подлежит урегулированию этими статьями.
Более полный перечень доходов федерального бюджета, включающий не только налоговые, но и неналоговые доходы, содержит Бюджетный кодекс РФ 1998 г. (ст. 49—50).
5. Право определять
компетенцию субъектов
6. Установление
основ разграничения расходов
между бюджетами. Согласно
7. Регулирование
бюджетов субъектов Федерации
путем передачи отчислений от
налогов и других источников
доходов, а также выделения
в них дотаций, субвенций,
8. Право образовывать
в федеральном бюджете
9. Полномочия
по организации единой
10. Контроль
за использованием субъектами
РФ и муниципальными
Из рассмотренного перечня бюджетных прав РФ видно, что они действуют в следующих направлениях:
а) в области бюджетных отношений, возникающих на территории России в целом;
б) в отношении федерального бюджета;
в) в отношении бюджетов субъектов Федерации;
г) в определенной мере в отношении местных бюджетов. В этом проявляется важная координирующая роль федеральных органов власти в функционировании бюджетной системы страны.
Бюджетные права Российской Федерации и бюджетные права ее субъектов тесно связаны между собой и взаимно обусловлены. Характер такой связи определяется федеративным устройством российского государства, общие принципы которого распространяются и на бюджетные отношения.
Конституция РФ (ст. 71—73) установила предметы ведения РФ в области бюджета и предметы ее совместного ведения с субъектами Федерации, вне пределов которых субъекты Федерации самостоятельны. Обладая всей полнотой государственной власти, они осуществляют собственное правовое регулирование бюджетных отношений, принимают законы и иные нормативные правовые акты.
Важной стороной в характеристике бюджетно-правового статуса субъектов РФ выступает их равноправие. При всем своем разнообразии субъекты Федерации согласно Конституции (ч. 4 ст. 5) являются равноправными.
Правовой основой компетенции субъектов РФ, помимо конституционных норм, является текущее бюджетное законодательство Российской Федерации, а также законодательство самих субъектов РФ — конституции и уставы, в которых содержатся основополагающие нормы о бюджетной компетенции субъектов РФ, их другое законодательство.
Особенности бюджетных прав (компетенции) муниципальных образований
Информация о работе Контрольная работа по "Финансовому праву"