Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 23:16, контрольная работа
В работе рассмотрены финансовая система Российской Федерации и ее структура.
2. Источники финансового права. 10
3. Понятие, предмет и метод бюджетного права.
1. Финансовая система Российской Федерации. Структура финансовой системы. 3
2. Источники финансового права. 10
3. Понятие, предмет и метод бюджетного права. 14
Задача № 1. 19
Задача № 2. 20
Список использованной литературы. 23
ПЛАН:
Задача № 1. 19
Задача № 2. 20
Список использованной литературы. 23
Финансовая деятельность
соотносится с финансовой
Сейчас с учетом принятых за последние 10 - 15 лет законодательных актов в состав финансовой системы Российской Федерации входит широкий перечень финансово-правовых институтов.
Денежная система представляет собой форму денежного обращения в данной стране и включает в себя такие элементы, как:
1) официальная денежная единица Российской Федерации (рубль; рубль равен 100 копейкам);
2) виды денежных знаков (банкнота и монета);
3) порядок эмиссии денежных
4) организация денежного
Организация денежного обращения в Российской Федерации является важной составной частью денежной системы и относится к наиболее существенным признакам финансовой деятельности государства. Денежная система в большинстве стран является централизованной, и для этого создаются центральные (национальные или государственные) банки. В Российской Федерации главный регулирующий орган в области денежного обращения - ЦБ РФ. В российских учебниках финансового права при характеристике финансовой системы данный институт недооценивается. Между тем ст. 75 Конституции РФ уделяет ему особое внимание.
Бюджетная система представляет собой центральный финансово-правовой институт финансовой системы Российской Федерации. Современное государство немыслимо без бюджетов: центральных и муниципальных, а также фондов, получивших название "внебюджетные". Именно бюджет как фонд денежных средств представляет собой основной канал распределения и перераспределения валового национального продукта.
Бюджетный кодекс РФ включает в бюджетную систему следующие звенья:
1) федеральный бюджет
и бюджеты государственных
2) бюджеты субъектов
Федерации и бюджеты
3) местные бюджеты.
Важную роль в бюджетной системе призваны играть государственные внебюджетные фонды, предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. К числу таких фондов относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и др.
Налоговая система представляет собой совокупность взаимосвязанных частей (элементов) в сфере налогообложения, к которым относятся:
1) налоговая платежеспособность граждан;
2) система установленных законом налогов и сборов;
3) налоговая администрация;
4) применяемые государством методы налогообложения <1>.
Под налоговой платежеспособностью понимается возможность граждан, обязанных платить налоги, покрывать эти денежные обязательства перед государством без вреда для своего хозяйства, благосостояния и здоровья. Данный элемент налоговой системы закреплен в п. 1 ст. 3 НК РФ, где указывается: "При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога".
Система методов налогообложения охватывает две группы методов:
1) методы построения и
2) методы налогового
Особое значение имеет налоговое администрирование, при реализации которого используют следующие методы:
1) создание условий для
2) налоговый контроль, предполагающий в отдельных случаях применение принудительных мер для исполнения обязанности по уплате налогов.
Банковская система представляет собой совокупность различных видов банков, существующих в данной стране. В Российской Федерации, в соответствии с Законом о банках и Законом о Банке России, банковская система представлена двумя уровнями: к первому относится ЦБ РФ, ко второму - коммерческие банки, осуществляющие банковские операции; филиалы и представительства иностранных банков.
Центральный банк РФ выступает, с одной стороны, в роли властного органа, осуществляющего от лица государства экономическую политику посредством только ему присущих инструментов и методов, с другой - в роли обычного субъекта коммерческой деятельности.
Выступая в роли властного органа, ЦБ РФ строит отношения с коммерческими банками по схеме "власть - подчинение", осуществляя банковское регулирование и надзор. Он устанавливает для кредитных организаций правила совершения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, лицензирует кредитные организации, осуществляет за ними надзор. Главной целью банковского надзора является поддержание стабильности банковской системы в интересах вкладчиков и кредиторов.
Система государственного и муниципального кредита (долга) представляет собой систему создания государственных и муниципальных денежных фондов посредством предоставления гражданами или юридическими лицами денежных средств государству либо муниципальному образованию на основе договора займа. Заемщиком по этому договору выступает государство в лице Правительства РФ или муниципальное образование, заимодавцами - граждане и юридические лица.
Имущественное и личное страхование является одним из институтов финансовой системы Российской Федерации и представляет собой, в свою очередь, систему денежных фондов, которые создаются в интересах физических и юридических лиц при наступлении непредвиденных событий (страховых случаев) и формируются из уплачиваемых данными физическими и юридическими лицами страховых взносов (страховых премий). В процессе страхования создаются денежные фонды страховщиков, используемые для возмещения ущерба.
Страхование бывает двух видов:
1) обязательное;
2) добровольное.
В зависимости от вида объектов страхования оно подразделяется:
- на личное;
- имущественное.
Система страхования в Российской Федерации закреплена рядом законодательных актов: ГК РФ (ст. ст. 927 - 970), Законом РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Законом об организации страхового дела в РФ и другими нормативными актами.
Финансы хозяйствующих субъектов составляют важнейший институт финансовой системы Российской Федерации, так как непосредственно связаны с производством необходимой обществу продукции и оказанием определенных услуг, денежная выручка от реализации которых, и прежде всего прибыль, служит основой для создания разнообразных денежных фондов. В состав хозяйствующих субъектов входят коммерческие и некоммерческие предприятия, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.
Финансы населения представляют собой денежные средства граждан, находящиеся в банковских и иных учреждениях, а также в личном распоряжении и хранении. Это очень важный фонд денежных средств, который государство обязано всегда учитывать при осуществлении своей финансовой политики. Однако, к сожалению, в литературе по финансовому праву при характеристике финансовой системы Российской Федерации этот институт остается без внимания.
Изложенное позволяет сформулировать определение финансовой системы Российской Федерации - это совокупность основных финансово-правовых институтов страны, обслуживающих экономику и выполняющих либо функции соответствующих денежных фондов, либо функции методов, которые способствуют, с одной стороны, мобилизации денежных средств в соответствующие бюджеты, с другой стороны, законному иррациональному расходованию денежных средств из них в интересах общества и государства.
Каждый из институтов финансовой системы государства является финансово-правовым институтом, функционирующим на строго правовой основе. Нормативные акты, содержащие нормы финансового права и формирующие финансовую систему Российской Федерации, объединяются в самостоятельное, юридически своеобразное подразделение российского права - финансовое право.1
В целом, вся система финансов состоит из трех укрупненных подсистем:
1) государственных финансов;
2) страхования;
3) финансов хозяйствующих субъектов (предприятий).
Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь, делятся на более частные подсистемы (звенья).
1. Государственные финансы включают:
• бюджетную систему;
• внебюджетные фонды;
• государственный кредит.
2. Страхование включает:
• личное страхование;
• имущественное страхование;
• страхование ответственности.
3. Финансы хозяйствующих субъектов включают:
• финансы коммерческих предприятий и организаций;
• финансовых посредников (кредитные организации, частные пенсионные фонды, страховые организации и другие финансовые институты);
• финансы некоммерческих организаций.
Схема1. Финансовая система государства
Схема 2. Финансовая система РФ.2
Право имеет внешнюю форму своего выражения, которая проявляется в источниках. Основным источником российского права служит нормативный правовой акт.
Как источник финансового права нормативный правовой акт (федеральный закон, указ Президента РФ, постановление Правительства РФ и т.д.) содержит нормы финансового права, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение. Охарактеризуем нормативные правовые акты, выступающие в качестве источников финансового права.
Конституция РФ - базовый нормативный акт, являющийся источником всех отраслей права, в том числе финансового. В Конституции РФ содержатся правовые нормы, имеющие прямую финансово-правовую направленность. К сфере налогообложения относится правовая норма, содержащаяся в ст. 57 Конституции РФ и обязывающая каждого платить законно установленные налоги и сборы. Статья 75 Конституции РФ содержит правовые нормы, устанавливающие денежную систему Российской Федерации, регламентирующие денежную эмиссию, определяющие систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, регулирующие порядок выпуска государственных займов.
К источникам финансового права этого класса относятся конституции и уставы субъектов Федерации. В них закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности субъектов Российской Федерации, право иметь собственные бюджеты и внебюджетные фонды и т.д.
Федеральные законы и законы субъектов РФ имеют наиболее важное практическое значение в системе источников финансового права. При этом финансовые законы можно условно разделить на бюджетные, налоговые, валютные, банковские, страховые и т.д. Например, для бюджетного права основным источником является БК РФ - закон федерального уровня, устанавливающий структуру бюджета, бюджетное устройство, основы бюджетного процесса. Для налогового права таким источником является НК РФ, устанавливающий налоговую систему страны, определяющий налоговые правонарушения и ответственность за них.
Информация о работе Контрольная работа по "Финансовому праву"