Федеральное
агентство по образованию Российской
Федерации
Южно-Уральский
Профессиональный институт
Контрольная
работа
По
дисциплине «Правоведение»
1)Характеристика экономической
основы, социальной власти и норм первобытного
общества. Причины и формы возникновения
государства. Общее и особенное в происхождении
государства у различных народов.
1 Характеристика экономической
основы, социальной власти и норм первобытного
общества.
В истории человеческого
общества первобытное общество занимает
довольно значительный отрезок времени
– несколько тысячелетий. В своём развитии
оно прошло несколько периодов: первобытное
общество проходит два этапа или периода:
1 период присваивающей экономики, 2 период
производящей экономики. До своего разложения
первобытное общество просуществовало
несколько тысячелетий, но находилось
на довольно низком уровне развития, экономика
этого периода – присваивающая.
Первобытнообщинный строй
– древний тип коллективного
или кооперативного производства. Трудовые
навыки только формировались, орудия труда
были примитивны. Однако с момента
естественного возникновения коллективности
труд человека становится коллективным,
т.е. совместным трудом всех членов общины,
которая выступала экономической
формой организации людей. Характер
собственности был общим, иными
словами, все орудия труда, а также
добытые с их помощью средства
к существованию (плоды, рыба, животные
и т.п.) принадлежало всем. Поскольку
орудия труда и средства к существованию
использовались коллективно, распределение
продуктов труда было уравнительным.
Такая коллективность, общность была
своеобразным «коммунизмом», не результатом
какого-либо обобществления, а естественным
состоянием первоначально возникшей
коллективности. Формой социальной организации
в период после первобытного стада
был род, причем не только как объединение
людей, связанных узами родства (происходящие
от одного прародителя), но и как
общественная группа, сложившаяся для
совместного ведения хозяйства.
В эпохи бронзового и железного
веков изменились производственные
отношения – коллективное присвоение
продуктов природы переросло
в коллективное присвоение продуктов
труда, а общее владение орудиями
труда и продуктами потребления трансформировалось
в общинную собственность.
Находясь в зависимости
от природы люди должны были действовать
сообща – это определяло соответствующую
организацию - род, родовая община. Но
род это не просто семья – это
семейно - производственный союз людей
на кровном или предполагаемом родстве,
коллективном труде, совместном потреблении,
общей собственности и социальном равенстве.
Что бы выжить люди должны были сообща
трудиться, производить для жизни необходимые
материальные блага. Что определяло совместную
собственность на имущество и производственные
блага и уравнительное распределение
этих благ. Родовая община являлась формой
организаций человеческого общ-ва. Вместе с человеческим обществом возникает социальная власть как его неотьемлемый и необходимый элемент. Она придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Социальная власть-это систематизирующий элемент, обеспечивающий обществу
жизнеспособность. Под воздействием власти общественные
отношения становятся целенаправленными, приобретают характер
управляемых и конторолируемых связей, а совмемтная жизнь людей
становится организованной. Таким образом, социальная власть есть
организованная сила, обеспечивающая способность той или иной
социальной общности, властвующего субъекта
– рода, группы, класса, народа – подчинять своей воле подвластных людей используя различные методы, в т.ч. метод принуждения.
Социальная власть в догосударственном
обществе существовала в форме потестарной
власти (носила анонимный характер), т.е.
осуществлялась всеми главами рода без
создания специальных органов. Яркий пример,
это военная демократия - выборный вождь,
избирает его совет племенных вождей,
помимо этого существует народное собрание,
в котором участвует всё население. Постепенно
всё учащающиеся и усложняющиеся военные
действия увеличивают роль вождя, а совет
вождей, который ранее избирал вождя, оттесняется
на второй план, на первый выдвигается
дружина вождя, но ещё продолжает существовать
народное собрание. С течением времени
вождь трансформируется в правителя, а
его приближённые в советников и наместников.
Дружина превращается в войско. Таким
образом появляется публичная власть
(не совпадающая с населением) располагающая
аппаратом управления (бюрократия) и принуждения
(армия, полиция, тюрьмы и т.д).
В первобытном обществе действовали
определенные правила поведения
– социальные нормы. Такими нормами
были обычаи – исторически сложившиеся
правила поведения, которые вошли
в привычку в результате многократного
применения в течении длительного
времени и стали естественной
жизненной потребностью людей. Они
регулировали труд, быт членов рода,
семейные отношения, т.е. служили регулятором
общественных отношений. Многие из них
являлись одновременно нормами первобытной
морали и религии, были связаны с
отправлением укоренившихся обрядов
и ритуалов. Характерные признаки
первобытных обычаев проявлялись
в следующем: 1 они исходили от рода
и выражали его волю и интересы;
2 они действовали в силу привычки,
исполнялись добровольно, а в
случае необходимости их соблюдение
обеспечивалось всем родом. Специальных
органов, охраняющих незыблемость обычаев,
не было. При надобности к нарушителям
обычаев применялось убеждение,
а иногда и принуждение, которое
исходило от всего рода или племени;
3 в то время не было никакого различия
между правами и обязанностями
членов родового общества: права воспринималось
как обязанность, а обязанность
как право. Следовательно, общественная
власть и нормы поведения в эпоху догосударственного
общества соответствовали уровню его
экономического, социального, интеллектуального.
культурного и духовного развития, зрелости
самого человека. Содержание социальных норм было направлено на обеспечение присваивающей экономики и воспроизводство членов рода в природной среде. Существовали три способа регулирования: запреты (различные табу с элементами религиозного страха), дозволения (разрешения) и обязывание (охота, приготовление пищи, изготовление орудий труда). Все эти способы были направлены на эффективное обеспечение присвоения первоб.
общиной готовых предметов природы и приспособление их для своих нужд. Эти нормы находили свое выражение в мифах, традициях, обычаях, ритуалах и др., обращенных к опыту предков формах. Специфичность этих социальных норм заключалась в том, что в них не делалось различия между правами и обязанностями членов рода (социальное равенство) и в обычаях не было видового различия нравственных, традиционных, правовых и религиозных норм, обычаи носили нерасчлененный характер (мононормы).
2 «Неолитическая революция»
1ое разложение первобытнообщинного
строя и возникновение Г, современной
наукой связывается с неолитической
революцией, которая началась 10 тысяч
лет тому назад в эпоху позднего неолита
нового каменного века и продолжалась
несколько тысячелетий. Примерно до 4 –
3тысячелетия до н.э. т.е. до появления первого
Г. Главное что характеризует неолитическую
революцию – это переход человечества
от присваивающей экономики к экономике
производящей, от охоты, рыболовства и
собирательства к устойчивым формам скотоводства
и земледелия. Чем был вызван переход от
присваивающей экономике к экономике
производящей современная наука однозначного
ответа не дает. Одни исследователи полагают
что он был вызван экологической катастрофой
которая привела к изменению климата на
земле и к исчезновению мегафауны (мамонты,
пещерные медведи, носороги и другие).
Другие связывают этот переход с увеличением
народонаселения и сокращением в связи
с этим тех продуктов, которые человеку
давала природа. Третьи ученые объяснят
этот переход случайными факторами. Четвертые
связывают этот переход с развитием интеллекта,
умственных способностей человека. Независимо
от того по каким причинам произошел переход
от присваивающей экономики к производящей,
он сыграл решающую роль в разложении
первобытнообщинного строя. Второе что
является общим: переход к производящей
экономики сопровождался крупными общественными
разделениями труда. Которые пришли на
смену естественному разделению труда
господствовавшего в период присваивающей
экономики. Обычно выделяют три крупных
общественных разделения труда. Выделение
пастушьих племен, отделение ремесла от
земледелия, появление купечества. Крупные
общественные разделения труда вели к
повышению производительности труда и
получению избыточного продукта который
можно было накапливать, обменивать на
результаты труда др. производителей,
на другие материальные блага и присваивать.
Создавались условия эксплуатации чужого
труда, для возникновения частной собственности,
а также возможность не участвовать в
производстве материальных благ. В- третьих:
с появлением избыточного продукта появляется
имущественное и социальное расслоение
людей. Выделяются семьи в руках которых
сосредотачиваются материальные блага,
богатства. Появляются богатые и знатные
люди. Наряду с ними появляются и другие
слои, сословия, касты. Люди из равных превращаются
в неравных, наряду с появлением различных
социальных групп, сословий, каст появляются
классы. Первый класс были рабы. В этот
период производящей экономики резкого
классового расслоения общества не произошло,
но социальное и классовое расслоение
уже возникло. В- четвертых: на поздних
этапах перехода к производящей экономике
на смену родоплеменной организации приходит
промежуточная организация, которую принято
называть
прото-государством. Во многом
сохраняются черты родоплеменной организации
поскольку здесь существуют старейшины,
вожди и другие должностные лица характерные
для родоплеменной организации. Вместе
с тем период прото-государства происходит
усиление власти вождей и старейшин и
постепенно их власть перестает быть выборной
и начинает передаваться по наследству.
Кроме того в период прото-государства
постепенно складывается управленческий
аппарат (состоит из людей осуществляющих
управление различными сферами общественной
жизни). В научной литературе принято выделять
две формы прото-государства: Военную
демократию и вождевство (чифдом). Для
военной демократии характерно усиление
власти военного вождя и его дружины. При
вождестве складывается четкая иерархическая
структура, требующая беспрекословного
подчинения нижестоящих должностных лиц
вышестоящим.
В итоге можно сделать следующий вывод, что
неолитическая
Революция -это революционный переход от присваивающего хозяйства к производящему
(от присваивающей к производящей экономике). В ее основе лежало
три общественных разделения труда:
1) отделение скотоводства от земледелия
(появились первые излишки продуктов жизнеобеспечения); 2)
отделение ремесла от земледелия и скотоводства (повысилась ценность рабочей силы, которая стала производить большее количество продуктов, чем это необходимо);
3)развитие обмена, появление рынка и купцов как отдельного социального слоя (купец
– посредник между производством и потреблением. Появление частной собственности). Неолитическая революция привела к расслоению общества
на классы, к новой форме социальной организации и управления, что и дало толчок к формированию государства и проявлению публичной
власти.
2) Причины и формы возникновения государства.
Основные причины происхождения
государства: Г это естественный процесс
человеческого развития. Можно выделить
несколько основных причин: 1) Необходимость
единого руководства обществом, управление
обществом. В основе лежит закон возрастающего
разнообразия форм деятельности людей
как следствие постоянного роста потребностей.
Неолитическая революция -> производящее
хозяйство -> дифференциация труда ->
скачок производства -> социальное неравенство
-> частная собственность. Потестарная
власть сменилась политической властью.
2) Потребность в масштабных работах, эта
причина характерна для восточного пути
возникновения государства. Необходима
была управляющая единица, которая смогла
бы организовать огромные людские массы
для проведения масштабных работ, этой
единицей и выступило государство. 3) Необходимость
поддержания общественного порядка, общество
сложная, конфликтная и противоречивая
система, государство выступило важным
элементом общественной стабильности.
Государство также выступило как главный
элемент урегулирования конфликтных отношений
между бедными и богатыми. 4) Необходимость
ведения военных действий и организации
защиты, лишь Г могло организовать все
население определённой территории на
ведение военных действий (нападение,
защита).
Возникновение Г повсеместно
происходило как перерождение родоплеменной
организации в государственную,
но процесс этот по длительности у
разных народов неодинаков. Ф.Энгельс
выделяет три главные формы возникновения
Г, каждая из которых изучена на примере
Г-в в Афинах, Риме и у древних
германцев. Классической формой является
возникновение государства в
силу действия только внутренних факторов
развития данного общества, расслоения
на антогонистические классы. В данной
форме образуется афинское государство.
Впоследствии по этому пути шло формирование
Г и у других народов, например
у славян. Возникновение Г у
афинян является в высшей степени
типичным примером образования государства
вообще, потому что оно, с одной
стороны, происходит в чистом виде, без
всякого насильственного вмешательства,
внешнего или внутреннего, с другой, потому
что в данном случае весьма высоко развитая
форма государства – демократическая
республика – возникает непосредственно
из родового строя, и, наконец, потому что
существуют многочисленные литературные
источники, раскрывающие все существенные
подробности образования данного Г. В
Риме родовое общество превращается в
замкнутую аристократию, окруженную многочисленным,
стоящим вне этого общества, бесправным,
но несущим обязанности плебсом; победа
плебса взрывает старый родовой строй
и на его развалинах образуется Г, в котором
скоро растворяются и родовая аристократия,
и плебс. У германских победителей Римской
империи Г возникает как непосредственный
результат завоевания обширных чужих
территорий, для господства над которыми
родовой строй не дает никаких средств.
Следовательно, нередко процесс формирования
Г «подталкивается», ускоряется внешними
для данного общества факторами, например
войной с соседскими племенами или уже
существующими государствами. В результате
завоевания Римской империи родоплеменная
организация победителей, находившаяся
на стадии военной демократии, быстро
переродилась в феодальное государство.
Основные пути возникновения
Г: Г формировались в различных условиях.
Но можно их можно выделить в отдельные
группы по образу разрушения родоплеменной
организации, возникновения социального
расслоения и организации публичной политической
власти. Воспроизводство общественной
жизни может осуществляться различными
путями: 1) Объединения физического труда
большого числа людей при неразвитой орудийной
деятельности. 2) Ориентирование на труд
самостоятельного работника при постоянном
совершенствовании орудий труда. 3) Комбинация
первого и второго способов наряду с завоеванием
новых территорий. Восточный путь возникновения
Г. Был обусловлен необходимостью вести
масштабные ирригационные работы, низкой
орудийной развитостью. Первоначально
возникли должности управляющих резервными
пищевыми фондами, управляющих распределением
продуктов, но со временем они обособились
в особую группу управленцев. Г выступает
как организатор масштабных работ. Социальная
дифференциация в восточном обществе
происходила на основе политического
неравенства (функциональная система)
- положения личности в системе власти.
Экономика основана на государственной
и общественной форме собственности, частная
собственность не играет значимой роли.
Г вынуждено постоянно принуждать работника
работать. Сохраняются сельские общины. Восточный (азиатский) вариант возникновения