Контрольная работа по «Правоведению»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 09:54, контрольная работа

Описание работы

1)Характеристика экономической основы, социальной власти и норм первобытного общества. Причины и формы возникновения государства. Общее и особенное в происхождении государства у различных народов.

Файлы: 1 файл

правоведение.docx

— 91.72 Кб (Скачать файл)

Право как социально оправданная  свобода определенного поведения первоначально возникает и существует в виде естественного права, которое выражается в обычаях (мононормах) первобытного общества. В первобытном обществе люди живут в природных естественных условиях которые объясняют оправдывают обосновывают определенное поведение людей их поступки. По этому первобытные обычаи по своей сути выражают естественное право которое складывается, существует в практической жизни  людей как обоснованное оправданная свобода определенного поведения. Т.е. естественное право это сумма требований рожденных непосредственно самой натуральной жизнью общества, естеством человеческого бытия, объективными условиями жизнедеятельности людей, естественным ходом вещей т.е. естественное право не приносится не откуда из вне. С возникновением Г и переходом человечества к цивилизации происходит расщепление мононорм первобытного общества и на их основе возникают различные социальные нормы: нормы морали, обычаи, религиозные нормы, корпоративные нормы, а также нормы позитивного права. В следствии расщепления первобытных мононорм естественное право получает своё воплощение и внешнее выражение в этих социальных нормах в том числе и в нормы позитивного права. Т.е. различные социальные нормы в том числе и нормы позитивного права являются формами внешнего выражения права (естественного). Одной из основных, даже самой основной формой выражения права является позитивное право это право уже в юридическом смысле. Нередко под позитивным правом понимают нормы правила поведения которые устанавливаются или санкционируются Г. Однако необходимо иметь ввиду, что эти установленные или санкционированные Г нормы должны в принципе выражать социально оправданную свободу поведения людей их определенные возможности т.е. требования естественного права. По этому позитивное право это не только нормы установленные или санкционированные Г, но и закрепленные в этих нормах требования выражающие социально оправданную свободу поведения людей. Т.е. позитивное право только тогда можно считать правом когда установленные или санкционированные нормы будут выражать естественное право, а именно  выражающие социально оправданную свободу поведения  людей. Не всякое правило, норма установленная Г является правом. Учитывая это позитивное право это установленные или санкционированные Г нормы которые должны выражать выражающие социально оправданную свободу поведения  людей.

8  Признаки,  отличающие  право  от  социальных  норм  первобытно-общинного  строя (классово-волевой,  общеобязательный  и формально-определенный  характер)

Рассмотрение  Права  в  юридическом  смысле  позволяет  выделить  целый   ряд  признаков,  по  которым  оно  достаточно  четко  отличается от         

социальных  норм  первобытного  строя:  

  1. Право  исходит  от  Государства,  а  социальные  нормы  

первобытного  строя   изначально  складывались бессознательно  в   

результате  многократного  повторения  наиболее  целесообразных       вариантов  поведения,  а  в  последующем исходили  от  всего  рода  (племени);   

2)Право  охраняется  специальными  правоохранительными  органами  Государства  (милиция,  прокуратура  и т.д.),  а  соц-е  нормы  первоб-го  строя  охранялись  мерами  общественного  воздействия,  которые  исходили  от  всего  рода,  а  не от  спец-х  органов;  

  1. Право  закрепляется  в  определенных  формах  (НПА,  прав-х  обычаях  и  прецедентах,  договорах  нормативного содержания,  т.е.  формально  определенно,  а  соц-е  нормы  первобытного  общества  ''живут''  в  сознании  людей  и  передаются вербально  от  поколения  к  поколению;  
  2. 4) Право является  достаточно  динамичным  регулятором  общ-х  отношений,  в  то  время  как соц-е  нормы  перв.  общ-а  по  природе  своей  крайне  консервативны  (не  подвержены  быстрому  и  произвольному  изменению;  

5)Для  Права  характерна  предельно  четкая  различимость  между   

правами  и  обязанностями,  а  в  социальных  норах  первобытного  строя  такой различимости  нет.

Таким  образом,  основное  отличие  Права  от  социальности  первоб-го  строя  прежде  всего  связано  с  правотворческой, правоприменительной  (правоохранительной)  деятельностью  Государства

9  Пути  формирования  правовых  норм   

Правовая норма есть результат  интеллектуальной сознательной деятельности человека, разум и воля которого имеют здесь решающее значение (интеллектуально-идеологический аспект). Поэтому норму права нельзя считать просто частицей мирового порядка  вещей или слепком общественных отношений

Правовая  норма  является  разновидностью  социальных  норм,  т.е.  правил  поведения  людей  в  обществе.  Человек  в  процессе деятельности  познает  окружающую  его  действительность  и  на  этой  основе  вырабатывает  правила  поведения,  обобщая накопленные  знания  и  опытю  Созданное  правило  представляет  собой  единство  объективного  и  субъективного  факторов,  где объективным  является  познанная  закономерность  развития  общества,  а  субъективным – реакция  индивида  или  социальной группы  на  эту  закономерность.  После  того  как  норма  сформулирована  и  выражена  вовне  в  той  или  иной  форме,  она начинает  самостоятельное  существование.

Социальные нормы первобытного общества:  В первобытном обществе действовали определенные правила поведения – социальные нормы. Такими нормами были обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения в течении длительного времени и стали естественной жизненной потребностью людей. Они регулировали труд, быт членов рода, семейные отношения, т.е. служили регулятором общественных отношений. Многие из них являлись одновременно нормами первобытной морали и религии, были связаны с отправлением укоренившихся обрядов и ритуалов. Характерные признаки первобытных обычаев проявлялись в следующем: 1 они исходили от рода и выражали его волю и интересы; 2 они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, а в случае необходимости их соблюдение обеспечивалось всем родом. Специальных органов, охраняющих незыблемость обычаев, не было. При надобности к нарушителям обычаев применялось убеждение, а иногда и принуждение, которое исходило от всего рода или племени; 3 в то время не было никакого различия между правами и обязанностями членов родового общества: права воспринималось как обязанность, а обязанность как право.

Возникновение  права – закономерное  следствие  усложнения  общественных  взаимосвязей,  углубления  социальных  противоречий и  конфликтов.  Обычаи  перестали  обеспечивать  порядок  и  стабильность  в  обществе,  а  значит  появилась  объективная необходимость  в  принципиально  новых  регуляторах  общественных  отношений.  В  отличие  от  обычаев  правовые  нормы фиксируются  в  письменных  источниках,  содержат  четко  сформулированные  дозволения,  обязывания,  ограничения  и  запреты. Изменяются  процедура  и  порядок  обеспечения  и  реализации  правовых  норм,  появляются  новые  способы  контроля  за  их выполнением:  если  раньше  таким  контролем  были  общество  в   

целом,  его  общественные  лидеры,  то  в  условиях  Государства  это 

полиция,  армия.  Споры  разрешает  суд.  Правовые  нормы  отличаются  от  обычаев  и  санкциями:  значительно  ужесточаются меры  наказания  за  посягательства  против  личности,  которые  дифференцируются  в  зависимости  от  статуса  потерпевшего – свободного,  раба,  мужчины,  женщины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4)Характеристика теорий происхождения государства: теологической, патриархальной, договорной, психологической, органической, марксисткой, насилия и др.     

Характеристика экономической  основы, социальной власти и норм первобытного общества.

В истории человеческого общества первобытное общество занимает довольно значительный отрезок времени – несколько тысячелетий. В своём развитии оно прошло несколько периодов: первобытное общество проходит два этапа или периода: 1 период присваивающей экономики, 2 период производящей экономики. До своего разложения первобытное общество просуществовало несколько тысячелетий, но находилось на довольно низком уровне развития, экономика этого периода – присваивающая.

Первобытнообщинный строй  – древний тип коллективного  или кооперативного производства. Трудовые навыки только формировались, орудия труда  были примитивны. Однако с момента  естественного возникновения коллективности труд человека становится коллективным, т.е. совместным трудом всех членов общины, которая выступала экономической  формой организации людей. Характер собственности был общим, иными  словами, все орудия труда, а также  добытые с их помощью средства к существованию (плоды, рыба, животные и т.п.) принадлежало всем. Поскольку  орудия труда и средства к существованию  использовались коллективно, распределение  продуктов труда было уравнительным. Такая коллективность, общность была своеобразным «коммунизмом», не результатом  какого-либо обобществления, а естественным состоянием первоначально возникшей  коллективности. Формой социальной организации  в период после первобытного стада  был род, причем не только как объединение  людей, связанных узами родства (происходящие от одного прародителя), но и как  общественная группа, сложившаяся для  совместного ведения хозяйства. В эпохи бронзового и железного  веков изменились производственные отношения – коллективное присвоение продуктов природы переросло в коллективное присвоение продуктов труда, а общее владение орудиями труда и продуктами потребления трансформировалось в общинную собственность.

Находясь в зависимости  от природы люди должны были действовать  сообща – это определяло соответствующую  организацию - род, родовая община. Но род это не просто семья – это  семейно - производственный союз людей  на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве. Что бы выжить люди должны были сообща трудиться, производить для жизни необходимые материальные блага. Что определяло совместную собственность на имущество и производственные блага и уравнительное распределение этих благ. Родовая община являлась формой организаций человеческого общ-ва.   Вместе  с  человеческим  обществом  возникает  социальная  власть  как  его  неотьемлемый  и  необходимый  элемент.  Она придает  обществу  целостность,  управляемость,  служит  важнейшим  фактором  организованности  и  порядка.  Соц  власть – это систематизирующий  элемент,  обеспечивающий  обществу  жизнеспособность.  Под  воздействием  власти  общ-е  отношения становятся  целенаправленными,  приобретают  характер  управляемых  и  конторолируемых  связей,  а  совмемтная  жизнь  людей становится  организованной.  Таким  образом,  социальная  власть  есть  организованная  сила,  обеспечивающая  способность  той или  иной  социальной  общности,  властвующего  субъекта – рода,  группы,  класса,  народа – подчинять  своей  воле  подвластных людей  используя  различные  методы,  в  т.ч.  метод  принуждения. Социальная власть в догосударственном обществе существовала в форме потестарной власти (носила анонимный характер), т.е. осуществлялась всеми главами рода без создания специальных органов. Яркий пример, это военная демократия - выборный вождь, избирает его совет племенных вождей, помимо этого существует народное собрание, в котором участвует всё население. Постепенно всё учащающиеся и усложняющиеся военные действия увеличивают роль вождя, а совет вождей, который ранее избирал вождя, оттесняется на второй план, на первый выдвигается дружина вождя, но ещё продолжает существовать народное собрание. С течением времени вождь трансформируется в правителя, а его приближённые в советников и наместников. Дружина превращается в войско. Таким образом появляется публичная власть (не совпадающая с населением) располагающая аппаратом управления (бюрократия) и принуждения (армия, полиция, тюрьмы и т.д). 

В первобытном обществе действовали  определенные правила поведения  – социальные нормы. Такими нормами  были обычаи – исторически сложившиеся  правила поведения, которые вошли  в привычку в результате многократного  применения в течении длительного  времени и стали естественной жизненной потребностью людей. Они  регулировали труд, быт членов рода, семейные отношения, т.е. служили регулятором  общественных отношений. Многие из них  являлись одновременно нормами первобытной  морали и религии, были связаны с  отправлением укоренившихся обрядов  и ритуалов. Характерные признаки первобытных обычаев проявлялись  в следующем: 1 они исходили от рода и выражали его волю и интересы; 2 они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, а в  случае необходимости их соблюдение обеспечивалось всем родом. Специальных  органов, охраняющих незыблемость обычаев, не было. При надобности к нарушителям  обычаев применялось убеждение, а иногда и принуждение, которое  исходило от всего рода или племени; 3 в то время не было никакого различия между правами и обязанностями  членов родового общества: права воспринималось как обязанность, а обязанность  как право.    Следовательно, общественная власть и нормы поведения в эпоху догосударственного общества соответствовали уровню его экономического, социального, интеллектуального. культурного и духовного развития, зрелости самого человека.  Содержание  социальных  норм  было  направлено  на  обеспечение  присваивающей  экономики  и  воспроизводство членов  рода  в  природной  среде.  Существовали  три  способа  регулирования:  запреты  (различные  табу  с  элементами религиозного  страха),  дозволения  (разрешения)  и  обязывание  (охота,  приготовление  пищи,  изготовление  орудий  труда).  Все эти  способы  были  направлены  на  эффективное  обеспечение  присвоения  первоб. общиной  готовых  предметов  природы  и приспособление  их  для  своих  нужд.  Эти  нормы  находили  свое  выражение  в  мифах,  традициях,  обычаях,  ритуалах  и  др., обращенных  к  опыту  предков  формах.  Специфичность  этих  социальных  норм  заключалась  в  том,  что  в  них  не  делалось различия  между  правами  и  обязанностями  членов  рода  (социальное  равенство)  и  в  обычаях  не  было  видового  различия нравственных,  традиционных,  правовых  и  религиозных  норм,  обычаи  носили  нерасчлененный  характер  (мононормы).

Информация о работе Контрольная работа по «Правоведению»