Контрольная раюота по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 21:10, контрольная работа

Описание работы

Слово "кредит" (от лат. creditum - ссуда, долг; credere - верить) означает: "ссуда, предоставление ценностей (денег, вещей) в долг".
Следует иметь в виду, что понятия "кредит", "заем", "долг" и "ссуда" зачастую используются в качестве однозначных, хотя для экономистов более характерно употребление термина "кредит", для юристов - "заем".

Содержание работы

1. Задание № 1……………………………………………………………………….3
2. Задание № 2..……………………………………………………………………..19
3. Задание № 3…………………………………………………………………...….22
Список использованной литературы……………………………………………...23

Файлы: 1 файл

кр по фин праву.docx

— 45.53 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

1. Задание № 1……………………………………………………………………….3

2. Задание № 2..……………………………………………………………………..19

3. Задание № 3…………………………………………………………………...….22

Список использованной литературы……………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 1.

Слово "кредит" (от лат. creditum - ссуда, долг; credere - верить) означает: "ссуда, предоставление ценностей (денег, вещей) в долг".

 Следует иметь в виду, что понятия "кредит", "заем", "долг" и "ссуда" зачастую используются в качестве однозначных, хотя для экономистов более характерно употребление термина "кредит", для юристов - "заем".

Субъектами  кредитных отношений выступают  кредитор (заимодавец) и заемщик, который  в результате получения займа  становится должником. Обязательство  заемщика по возврату денежных средств, полученных на основе кредита (займа), обычно именуют долгом. Исполнение заемщиком своего обязательства  именуется погашением долга.

Объект  кредита - это то имущество, которое предоставляется взаймы. Этим имуществом могут быть деньги или вещи, определяемые родовыми признаками. В экономической литературе объект кредита обычно именуют "ссудный капитал", или "ссуженная стоимость"; в юридической - "сумма займа". Основными принципами кредита являются возвратность и срочность.

Важную  роль в системе государственных  финансов играет государственный и  муниципальный кредит, который в  целях упрощения, как правило, именуется  просто государственным кредитом.

Государственный кредит выражает совокупность кредитных  отношений государства с юридическими и физическими лицами. В этих отношениях государство выступает в роли либо заемщика, либо гаранта, либо кредитора. Там, где государство выступает  в качестве заемщика и гаранта - это  госкредит в узком смысле слова (или государственные заимствования). Отношения, в которых государство  выступает кредитором юридических  и физических лиц, именуются государственным кредитованием.

Государственный кредит в узком смысле слова как  экономическая категория находится  на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита, интегрируя их черты. Ведь в данном случае по своему целевому назначению, госкредит является инструментом формирования денежных фондов государства, а значит - и звеном государственной финансовой системы. Но по методам мобилизации средств, он представляет собой одну из форм кредита. Государственный кредит выделен в самостоятельную категорию потому, что он существенно отличается от таких классических финансовых категорий, как налоги, акцизы, пошлины. Так, в отличие от последних, он носит возвратный и платный характер. Государство должно не просто вернуть позаимствованную сумму, но и уплатить проценты за пользование ею. К тому же госкредит, как и кредит вообще, ограничен конкретным сроком, заранее известным участвующим сторонам. Бюджетный Кодекс РФ предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет. Далее в отличие от налогов и сборов, госкредит носит сугубо добровольный и к тому же дискретный, разовый характер. Он может повторяться, а может и не повторяться. Налоги же и сборы носят постоянный и регулярный характер. Наконец, государственный кредит в силу его добровольности имеет селективный, избирательный характер, а налоги и сборы взимаются со всех налогообязанных субъектов экономики.

Само  наименование данного кредита - "государственный (муниципальный) кредит" - свидетельствует  о том, что субъектом этого  кредита выступает государственное или муниципальное образование.

 Первоначально  к этой категории относился  лишь государственный кредит, и  все теоретические конструкции  строились применительно к кредитной  деятельности государства. Однако  с внедрением местного самоуправления  к данной категории стали относить  и муниципальный кредит. Но следует  подчеркнуть, что для отождествления  этих видов кредита нет оснований  - они существенно различаются.

 Во-первых, государственный кредит - это такое  движение денежных средств, которое  связано с возникновением и  прекращением государственной собственности.  Скажем, при размещении государственного  займа имеет место возникновение  государственной собственности,  при погашении займа - ее прекращение.  Муниципальный кредит связан  с иной формой собственности  - муниципальной. Во-вторых, государственный  кредит организуют и осуществляют органы государственной власти. Муниципальный кредит организуют и осуществляют органы местного самоуправления, которые государственными органами не являются. Это означает, что муниципальный кредит является негосударственным. Поэтому объединение государственного и муниципального кредита в категорию, обычно именуемую "государственный (муниципальный) кредит", не совсем точно, поскольку это приводит к отрицанию различий в осуществлении различных видов власти - государственной и местного самоуправления, но и различных видов собственности - государственной и муниципальной. Бюджетный кодекс РФ закрепляет возможность использования этих средств исключительно для финансирования бюджетного дефицита, погашения внутренних и внешних долговых обязательств. Однако в целом (в общесоцильных и макроэкономических масштабах) публичный кредит, представляющий собой совокупность государственного и муниципального кредита, используется в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества, а также для регулирования денежного обращения в стране. Учитывая, что публичные кредитные отношения ведут к образованию государственного и муниципального долга, публично-правовые образования участвуют в них в соответствии с нормами БК РФ и как гаранты долговых обязательств третьих лиц (ст. 98 - 100 БК РФ). Государственные и муниципальные гарантии также выступают одной из разновидностей кредитных отношений, влекущих формирование публичного долга.

Банковский (частный) кредит следует рассматривать как отношения по предоставлению банками денежных средств физическим и юридическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора, во временное использование на условиях возмездности (платности), срочности и материальной обеспеченности долга. При этом банки используют в качестве кредитных ресурсов главным образом хранящиеся на открытых у них счетах временно свободные средства юридических и физических лиц, в определенных случаях бюджетные и иные ресурсы. Следует также учитывать, что в гражданско-правовом аспекте банковский кредит - это прежде всего, договорное обязательство, в соответствии с которым банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, которые предусмотрены договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Определение общих сущностных черт публичного и  частного кредита сводится, прежде всего, к выявлению основных начал (принципов) организации и функционирования кредита. В этом контексте следует резюмировать, что принципы срочности, возвратности и возмездности (платности), лежащие в основе отношений по публичному (государственному и муниципальному) кредиту, характерны для любых кредитных отношений. Помимо основных принципов кредитование может осуществляться и в соответствии с такими факультативными принципами, как обеспеченность и целенаправленность.

Однако  между публичным (государственным  и муниципальным) и частным (банковским) кредитом имеются существенные экономические  и правовые различия. Отличительные  черты двух названных форм кредита, в свою очередь, служат дополнительным обоснованием теоретического вывода о  самостоятельности финансово-правового  института публичного (государственного и муниципального) кредита и самостоятельности  правового института банковского  кредита. Итак, перечислим основные отличия  названных форм кредита.

1. Главная  особенность публичного кредита  заключается в непроизводительном  использовании капитала, так как  средства, привлекаемые при таком  кредите, обычно не участвуют  в кругообороте производительного  капитала, в производстве материальных  ценностей, а идут на покрытие  бюджетного дефицита. Средствами  для погашения процентов за  пользование публичным кредитом  служат либо налоги, либо новые  займы. Характерной чертой частного (банковского) кредита является  производительное использование  ссудного фонда. Это позволяет  не только погашать кредит, но  и выплачивать вознаграждение  за пользование ссудой за счет  увеличения в процессе производства  прибавочной стоимости. Отношения  банковского кредита имеют своим следствием заключение договора банковской ссуды, результатом же публичных кредитных операций выступает государственный внутренний и внешний долг, являющийся объектом финансовых правоотношений. Аналогично при муниципальном кредите формируется муниципальный внутренний долг.

2. В отношениях  по публичному кредиту всегда  преобладает верховенство публично-правового  территориального образования, несмотря  на то, что оно является заемщиком  (должником), а не кредитором. При  банковском кредите, наоборот, кредитор (банк) обладает всей полнотой  прав по применению мер принуждения,  предоставляемых ему законом  в случае неисправности должника.

3. Учитывая  особую роль государства (муниципального  образования), оно заключает долгосрочные  займы, как правило, без обеспечения  их каким-либо залогом, тогда  как при заключении договоров  долгосрочных банковских ссуд  необходимо предоставление залога.

4. При  банковском кредите договор банковской  ссуды заключается, как и любой  гражданско-правовой договор, на  условиях равенства сторон. Применение  принципа диспозитивности в регулировании  отношений по банковскому кредиту  абсолютно несовместимо с элементом  принуждения при заключении кредитной  сделки. Однако когда речь идет  о государственном кредите, то  принуждение "имеет иногда место при заключении займа".

Говоря  о причинах, обусловливающих необходимость  использования государственного и  муниципального кредита, следует назвать  основную, которой является нехватка доходов бюджета для покрытия государственных и муниципальных  расходов. В любом обществе существуют объективные и субъективные противоречия между размером бюджетных доходов  и расходами. Естественно, что для  реализации публичных кредитных  операций необходимо наличие временно свободных средств юридических  лиц и граждан. Использование  этих средств в качестве кредитных  ресурсов позволяет государству  не прибегать к эмиссионной деятельности, а следовательно, роль публичного кредита заключается еще и в том, что он может служить одним из факторов улучшения денежного обращения, развития безналичных форм расчетов, укрепления внутренней валюты. Поэтому роль публичного кредита достаточно многогранна. Объективная необходимость банковского кредита обусловлена закономерностями денежного кругооборота, включающего оборот денежных средств государства (муниципальных образований), юридических, физических лиц, в процессе которого у одних участников оборота постоянно высвобождаются средства, а у других возникает временная потребность в дополнительных средствах, составляющих основную часть ссудного капитала.

Государственный (муниципальный) кредит диалектически  взаимосвязан с такой финансово-правовой категорией, как государственный (муниципальный) долг. Вследствие государственного (муниципального) кредита образуется государственный (муниципальный) долг. Как отмечал  классик финансового права В.П. Безобразов, "казна всегда должна быть состоятельна, каковы бы ни были расходы  на нужды государства". Как уже было частично отмечено, существование государственного (муниципального) кредита неминуемо ведет к образованию государственного (муниципального) долга. Констатируя неизбежность налогов, В.И. Ленин отметил: "Для содержания особой, стоящей над обществом, общественной власти нужны налоги и государственные долги". Государственный (муниципальный) долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (муниципального образования), включая сумму начисленных процентов, которые должны быть по ним выплачены. Проценты по государственному долгу, в частности внутреннему, зависят от кредитно-денежной политики Центрального банка, уровня инфляции, процентных ставок по стране, масштабов бюджетного дефицита и др.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний государственный долг складывается из задолженности по реализованным облигациям государственных займов, средств сберегательной системы и др. Внешний государственный долг - это задолженность государства по неоплаченным внешним займам и не выплаченным по ним процентам. Внешний государственный долг складывается из задолженности государства международным и региональным банкам, правительствам зарубежных государств, а также негосударственным иностранным банкам.

Внешний долг - обязательства, возникающие в  иностранной валюте, внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте РФ. Федеративное устройство государства  обуславливает существование государственного долга РФ и государственного долга  субъекта РФ, а также муниципального долга      (гл. 14 БК РФ).

Государственным долгом РФ являются долговые обязательства  РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства  по государственным гарантиям, предоставленным  РФ. Государственный долг полностью  и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной  собственности имуществом, составляющим государственную казну. Долговые обязательства РФ могут существовать в форме: кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; договоров и соглашений о получении РФ бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; договоров о предоставлении РФ государственных гарантий; соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет. Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

В мире мало найдется государств, которые не были бы кому-то должны. Практически все государства опутаны долгами. Вопросы только в том, как они ими управляют, с какой выгодой для своих обществ: насколько умело они управляют процентными и валютными рисками и насколько прочными являются административный и экономический барьеры на пути оттока капиталов.

Государственный (муниципальный) долг как неотъемлемая часть государственных и муниципальных  финансов нуждается в управлении со стороны государства и муниципальных  образований. При этом управление государственным (муниципальным) долгом можно рассматривать  как в узком, так и в широком  смысле.

Информация о работе Контрольная раюота по "Финансовому праву"