Лекции по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 14:45, курс лекций

Описание работы

Тема: Финансовая деятельность государства.
1 Вопрос .Понятие финансов. Финансовая система РФ.
Понятие финансов рассматривается в двух аспектах:
1. Как совокупность эк отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования фондов денежных средств, необходимых государству, для выполнения своих задач и функций.
2. Как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством для его существования.

Файлы: 1 файл

Lektsii_finansovoe_pravo.docx

— 62.31 Кб (Скачать файл)

 

В зависимости от времени  проведения контроль может быть:

  1. Предварительным (примитивный) – осуществляется до совершения операций, по образованию, распределению и использование денежных фондов.
  2. Текущий – осуществляется в процессе осуществления денежных операций.
  3. Последующий  – осуществляется после совершения финансовых операций.

 

Объекты предварительного и  последующего контроля явл:

  1. проекты бюджета и сметы, отчеты об их исполнении, проекты нормативных правовых актов, по бюджетно -  финансовом вопросам.
  2. Текущий контроль осуществляется в отношении и указанных объектов, по ходу реализации финансово хоз решений.
  3. Обязательный и инициативный финансовый контроль. Проводится контроль инициативный по решению хоз субъектов. Обязательный в силу требования законодательства.

 

Контроль также бывает:

  • Контроль представительных и закон органах гос власти и местного самоуправления.
  • Контроль президента
  • Ведомственный
  • Аудиторский.

 

3 вопрос: Государственный и независимый (аудит) контроль и органы его осуществляющие.

 

Гос.контроль осуществляется федеральными органами законодательной и исполнительной власти, в том числе специально созданными органами: Минфин и все входящие в его состав федеральные службы.

Счетная палата как субъект  фин. контроля, работает на основании федерального закона, от 11.01.1995 - № 4 ФЗ (о счетной палате РФ).

 

Задачи счетной  палаты

  • Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением, доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, по структуре и по целевому назначению.
  • Определение эффективности и целесообразности расходов.
  • Оценка обоснованности доходных и расходных статей бюджета.
  • Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета в ЦБ РФ.
  • Регулярное представление Совету Федерации и Госдуме информации об исполнении федерального бюджета и результата проходимых контрольных мероприятий

 

Гос. контроль также осуществляет, органы представительной (законодательной), исполнительной власти субъектов РФ или регионов.

Муниципальный финансовый контроль.

 Внутриведомственный финансовый контроль осуществляется в министерствах, в комитетах, в др. органах исполнительной власти в общественных, религиозных организациях,  специально - созданными  в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями .

Независимый аудит контроль ФЗ от 30.12.2008г. №307 ФЗ (об аудиторской деятельности.).

Аудиторские услуги – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствуюших аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

Аудит – независимая проверка бух или финансовой отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности и отчетности, осуществляемые специально уполномоченными государственными и муниципальными органами.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе заниматься какой либо другой предпринимательской деятельности, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг.

( Например, постановка и введение бух учета, бух консультирование, налоговое консультирование, восстановление и введение налогового учета, составление налоговых деклараций и прочее ).

Обязательный  аудит проводится в случаях если:

  1. Организация имеет организационно-правовую форму ОАО.
  2. Организация является кредитной, или инвестиционным фондом.
  3. Если объем выручки от продажи продукции организации за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн рублей.

Обязательный аудит проводится ежегодно.

Банковский  контроль (контроль финансово кредитных органов) осуществляется банками в ходе операций по кредитованию ,по финансированию, по расчетам.

 

4 вопрос: методы  финн контроля.

 

Финансовый контроль осуществляется различными способами:

  • Ревизии – основной метод финн контроля. Осуществляется с целью установления законности финн дисциплины на конкретном объекте. Обязательный и регулярный характер дисциплины. Основывается на проверке первичных документов. Бухгалтерской и статистической отчетности, с фактического и наличного счета. Как правило ревизия составляется по программе. Ревизоры имеет права проверять все выше перечисленные документы, сметы и прочие.

Виды ревизий:

По содержанию:

А)документальные –включают проверку различных финн документов

Б) фактические проверяется наличие денег, ценных бумаг, материальных ценностей.

По времени  осуществления

А) плановые –большинство ревизий проводится по плану в производственной сфере проводится не реже одного раза в год. А не в производственной не реже двух раз в год.

Б) неплановые

По обследуемому периоду:

А) фронтальные (полная) – проверяется вся финн деятельность за опр период

Б  )выборочные (частичная) – за короткий период времени.

По объему деятельности:

А) комплексные – при которых проверяется финн деятельность в различных областях.

Б) тематические – сводятся к обследованию тематически какой-либо сфере финн деятельности.

По окончанию ревизии  члены комиссии составляют акт, его  подписывают, лица которые проводили, а также руководитель организации  и ее главный бухгалтер. В актах ревизии указываются ее цели, выявление факты нарушение финн деятельности. Акты ревизии предоставляются в мин финн, финн органам субъектов РФ и в местные органы по их требованию

  • Наблюдение -  направлено на ознакомление состояние финн деятельности проверяемого субъекта, возможно проведение обследование сторон финн деятельности с использованием анкетирования и опроса
  • Обследование
  • Проверка  - проводится на месте в ходе ее используется балансовые отчетные, расходные документы, в целях выявления финансовых правонаршениях.
  • Анализ – направлен на выявление нарушение финн дисциплины, с помощью различных аналитических методах.

Лекция 4.

Тема: Бюджетное право, бюджетный процесс.

1 вопрос: Понятия бюджетного права, бюджетные правоотношения

Бюджетное право-это основной  раздел фин. Права. Включающий в себя: финансово правовые нормы, которые уст-т стр-ру бюд-й системы РФ, перечень доходов и расходов, порядок их распр-я м.у различными бюджетами, бюджетные права РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Регламентирует бюд-й процесс .

Нормы б.п  по содержанию:

  1. материальные – закрепляют ср-ру бюд системы , перечень доходов и расходов.
  2. процессуальные – нормы, регулирующие  порядок составления, рассмотрения, утверждения  и исполнения бюджетов. Нормы(71,72 статьи)-, кроме 101,104,106,114 и др. статьи Конституции.

 

Совокупность НПА содержащих норм бюджета права образуют бюджетные  законодательства

 

  Бюджетное законодат-во - совокупность нормативно- правовых актов(нпа), содержащие нормы бюджетного права образуют бюджетное законодательство. Статья 2 бюд. кодекса( бюд.законод. состоит из бюд. Кодекса , и принятых в соотв. С ним федеральных законов( о бюджете),законов субъектов РФ, решений муниципалитетов.

Бюджет-это совокупность эконом. Отношений, возникающих в процессе распр-ния и использования денежных фондов и средств.

Как правовая категория- основной фин. План гос-ва, роспись его доходов  и расходов.(статья 6).

Бюджетное устройство гос-ва, устр-ра бюд закреплены в конституции (статья 1)\

Бюд.устр-во гос-ва  опр. Ее гос. устр-вом , закреплен в конституции( ст.1 конституции).Каждый из субъектов  имеет свой бюджет и отд. Принимают  бюджет гос-ва.

 

Статья 65

Бюджетная система  представляет собой- основанную на эконом. Отношениях и юридических нормах совокупность фед. бюджета , бюджетов субъектов и  местный бюджет.

 

Статья 10-Закрепляет 3 уровня бюджета:

  1. .Федеральный бюджеты гос. внебюд. Фондов (пенсионый,фсс,мед.страх)
  2. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных гос.внебюд. фондов.)террит-й фонд мед.старх)
  3. местные бюджеты.

 

 

 

 

Принципы бюджета РФ

    1. Самостоятельность бюджетов
    2. Равенство бюджетов
    3. Прозрачность
    4. Адресность и целевой характер бюд.ср-в

2 вопрос. Понятие бюджетной классификации.

Является группировкой доходов и расходов ,источников финансирования, дефицит бюджета, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности. Определение структурных кодов, присвоения кодов составным частям, которые в соотв. С бюджетным кодексом явл. Едиными для бюджетов бюджетной системы осущ. Минфином.

Бюджетная классификация  вкл:

  1. классификацию доходов.
  2. Расходов
  3. Источников финансирования дефицитов бюджета .

3 вопрос: Доходы и расходы бюджетов.

Доходы-это поступающие в бюджет денежные ср-ва доходы от фед. налогов и сборов ,от региональных и местных налогов от гос пошлины.

Органы фед казначейства осущ. Установленным Минфином порядке учет доходов поступившем бюджетом и распр. Их м.у бюджетами в соотв. С кодом. Бюд классификации, который указан в расчетном документе .(платежное поручение).

К доходам бюджета относятся  налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от налогов и сборов(от федеральных, региональных и местных), а так же штрафов и пенни по ним. К неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящихся  в муниципальной и государственной собственности. К безвозмездным поступлениям относятся дотации из других бюджетов бюджетной системы, субсидии из других бюджетов бюджетной системы, субвенции из федерального бюджета и регионального, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, в том числе иностранных.

Межбюджетные отношения-взаимоотношения  между публично правовыми образованиями.

Межбюджетные  трансферты-это средства, предоставляемые одним бюджетом другому. Дотации- межбюджетные трансферты ,предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направления.

Субсидии бюджета  субъектов РФ из федерального бюджета - это межбюджетные трансферты, предоставляемые в целях со финансирования. Субсидии местным бюджетам из бюджета субъекта РФ-это межбюджетные трансферты предоставляемые местным бюджетам в целях со финансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Субвенции бюджетам РФ из федерального бюджета -это межбюджетные трансферты, предоставляемые в целях финансового обеспечивания расходных обязательств, субъектов и муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ переданных для осуществления органов гос власти регионов и муниципального образования и органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъектов это межбюджетные трансферты. Предоставляются в целях финансового обеспечивания расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении гос полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления(переданы законом).

Бюджетные ассигнования -это ассигнования на:

  1. Оказание государственных и муниципальных услуг, в том числе на контракты по поставке товаров, выполнения работ, для оказания услуг для госуд и муниципальных нужд, на соц обеспечение, на предоставление межбюджетных трансфертов, на исполнение судебных актов по искам к РФ, субъектам РФ и муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий или бездействий органов гос власти или органов местного самоуправления, либо из должностными лицами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция №5. 14.11.12. (продолжение лекции 4)

 

5 вопрос. Дефицит  бюджета. Бюджетные кредиты.

 

Дефицит бюджета  – превышение расходов бюджета над его доходами.

 

Профицит бюджета  – превышение доходов бюджета над его расходами.

 

Дефицит фед бюджета утверждается фед законом о фед бюджете, на очередной финансовый год и  плановый период.

 

Предоставление бюджетного кредита:

Бюджетный кредит может быть предоставлен:

- РФ,

-субъекту РФ или региону. 

-Муниципальному образованию

- юр лицу на основание  договора, который заключается в  соответствии с гражданским законодательством  на условий и пределах бюджетных  ассигнований.

-бюджетный кредит может  быть предоставлен названным  субъектом, если они не имеют  просроченной задолженности, по  денежным обязательством, перед  бюджетом, а юр лица также не  имеют задолженностей по обязательным  падежам. Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им, в порядке их сроком который установлен договором. Бюджетные кредиты могут предоставляться за счет заимствования иностранных.

 

6 вопрос. Бюджеты  гос внебюджетных фондов.

 

В состав бюджета гос внебюджетных фондов входят бюджеты:

Информация о работе Лекции по "Финансовому праву"