Лекции по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 14:45, курс лекций

Описание работы

Тема: Финансовая деятельность государства.
1 Вопрос .Понятие финансов. Финансовая система РФ.
Понятие финансов рассматривается в двух аспектах:
1. Как совокупность эк отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования фондов денежных средств, необходимых государству, для выполнения своих задач и функций.
2. Как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством для его существования.

Файлы: 1 файл

Lektsii_finansovoe_pravo.docx

— 62.31 Кб (Скачать файл)

Лекция  № 1. 5.09.2012.

 

Тема: Финансовая деятельность государства.

 

1 Вопрос .Понятие финансов. Финансовая система РФ.

 

Понятие финансов рассматривается в двух аспектах:

  1. Как совокупность эк отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования фондов денежных средств, необходимых государству, для выполнения своих задач и функций.
  2. Как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством для его существования.

 Финансовая система РФ, ее состав совокупность звеньев в их взаимосвязи входящих в состав финансов России, образуют финансовую систему России. Финансовую систему составляют следующие институты:

- бюджетная система с  входящими в нее государственными  и местными бюджетами.

- внебюджетные целевые  формы.

- финансовые предприятия  учреждений и организаций.

-кредит.

Финансовый институт – это группа однородных эк. отношений, взаимосвязанных по формам и методам, аккумуляции или распределения денежных средств.

 К местным финансам согласно  федеральному закону (ФЗ) от 06.10.03 № 131 ФЗ (№131-ФЗ) «об общих принципах организации местного самоуправления РФ», относятся:

- местные бюджеты.

- муниципальные ценные бумаги.

- субвенции органов местного власти.

 конституция (статья 75)

 

2 вопрос. Финансовая деятельность  государства. Функции и принцип  методы ее осуществления.

 

Финансовая деятельность государства - осуществление функций по правомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов, в целях реализации социально-экономического развития, обеспечение обороны способности, безопасности страны.

     Принципы финансовой деятельности:

Федерализм (конституция, ст. 71, 72) Финансовое ,валютное, денежное  регулирование. Федеральные налоги и сборы. Установление общих принципов налогообложения и сборов.

Законность Весь процесс создания, распределения и использования денежных средств регламентируется нормами финансового права, их соблюдение обеспечивается нормами государственного принуждения.

 Гласность проявляется доведение до граждан различных правовых актов,  а также отчетов об их исполнение.

Плановость вся финансовая деятельность базируется на основе финансовых плановых актов.

  Методы осуществления финансовой деятельности:

1.Налоговый метод(важнейший метод) – метод установления и взимания налогов.

2.Метод добровольных взносов ( покупка гос. и муниципальных ценных бумаг, пожертвования в банки)

При распределении и использовании гос. денежных средств применяются два важнейших метода:

  1. Финансирование – безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств
  2. Кредитование – выделение предоставление денежных средств, на условиях платности, возвратности и срочности.

 

3 вопрос: Система и правовое  положение органов гос власти, осуществляющих финансовую деятельность  государства. 

 

     Существует система органов управления, для которой финансовая деятельность является основной. Правительство осуществляет свои полномочия в области финансовой деятельности в соответствии с законом в соответствии ФКЗ (федеральный конституционным закон)  от 17.12.97 № 2- ФКЗ «о правительстве РФ».

Правительство обеспечивает проведение единой финансовой, денежной политики, разрабатывает федеральный бюджет, обеспечивает исполнение и прочее.

 Представительные  и  исполнительные органы субъектов  РФ, муниципалитетов выполняют соответствующие функции в пределах своей компетенции.     

 Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной функции были созданы специальные органы управления:

-Министерство финансов РФ;

- Федеральное Казначейство;

- федеральная налоговая  служба;

- Центральный банк РФ.

1. Минфин действует в соответствии с положением о Минфине, утвержденным постановление правительства РФ от 30.06.2004 № 239 (в ред. От 13.06.12).

Минфин является федеральным органом исполнительной власти. Он осуществляет выработку государственной политики, нормативного регулирования в сфере бюджетной налоговой, страховой деятельности, в области бухгалтерской отчетности и др.

 

2. Федеральная служба финансово бюджетного надзора действует в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 (в ред. от 23.11.2011)

 Находится под ведомством Минфина. Осуществляет функции по контролю и надзору финансово-бюджетной сфере.

   

3. Федеральное казначейство действует в соответствии с положением Правительства РФ от 01.12.2004 №703 ( В ред. от 23.12.2011).  Входит в структуру Минфина. Это федеральный орган исполнительной власти.  Осуществляет правоприменительные функции по обеспечению и исполнению федерального бюджета, кассового обслуживанию, ведет учет операции и пр.

    

4. Федеральная налоговая служба (ФНС) действует в соответствии с постановлением правительства от 30.09.2004 № 506 (в ред. от 04.06.2012). Осуществляет контроль за соблюдение налогов и сборов, правильностью их исчисления,  полнотой и современностью.

     

5. Центральный банк России действует в соответствии с ФЗ от 10.07.2002 №86-ФЗ  «о центральном банке РФ банке РФ» ( в ред. от 19.10.2011) Занимает особое положение среди финансовых органов. Осуществляет функции органов  гос. управления, имеет  право издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов гос. власти, органов местного самоуправления, юридических  и физических лиц. Дает лицензии коммерческим банкам на осуществление их деятельности.

 

4 вопрос: Финансовые правовые акты.

 

По юридическим свойствам  финансово правовые акты делятся:

  1. Нормативные (адресованы всем участникам, общие правила для всех)
  2. Индивидуальные (конкретно для каждого)

По юридической природе  можно разделить:

  1. Законодательные (принимается Госдумой РФ)
  2. Представительные органы субъектов РФ
  3. Подзаконные (министерства, ведомства, президент РФ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 2. 3.10.12.

 

Тема: финансовое право РФ.

 

1 вопрос: Понятие предмет и метод финансового права. Финансовое право как наука и как учебная дисциплина.

 

Финансовое право  – совокупность юридических норм, регулирующих общественное отношение, которые возникают в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства и местного самоуправления необходимых для реализации их задач.

Предмет финансового  права -общественные отношения, возникающие в процессе осуществление государством и местным самоуправлением фин. деятельности.

Основной  метод финансово правового регулирования- это государственно властные предписания одним участником финансовых отношений со стороны других.

1) Императивный метод  (властный)метод

2) Диспозитивный метод

Для финансовых отношений  характерен первый метод.

Конституционное право РФ закрепляет основные положения в  том числе и финансовые правоотношения. (ст.71)

 

Финансовое право  как наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществление финансовой деятельности, изучает практику их применения, закономерности развития финансового законодательства.

Источники фин. права как науки: диссертации, научные статьи, монографии.

Фин. право как учебная дисциплина, предусматривает обучение студентов финансовому праву (учебнику, уч. пособия, курс лекции.)

 

2 вопрос: финансовое законодательство, финансово правовые нормы.

 

Финансовое законодательство- совокупность нормативно правовых актов, содержащих нормы финансового права.

Источники финансового  права: Конституция РФ, НК РФ, БК РФ.

 

Финансово правовые нормы - исходные элементы, из которых состоит фин. право, как отрасль права.

Содержание финн правовых норм составляют правила поведения  в общественных отношениях, возникающих  в процессе фин. деятельности государства и выражающихся в предоставлении участникам данных отношений юр. прав и возложенных на них юр. обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование денежных ресурсов.

 

Виды финансовых правовых норм:

- обязывающие нормы устанавливает определенные права и обязанности участников финансовых правоотношений;

-запрещающие нормы – содержат запрет на совершение определенных действий;

- уполномочивающие нормы – устанавливают права участников финансовых правоотношений на совершение определенных самостоятельных действий.

 

В зависимости от  своего содержания :

-Материальные нормы – закрепляет виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государствам, источники образования кредитных ресурсов, виды расходов включенных в бюджеты;

-Процессуальные нормы(процедурные) – устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования денежных средств.

 

Структура финн правовых норм:

  1. Гипотеза – указывает на условие действия финансово правовых норм
  2. Диспозиция – устанавливает содержание самого правила поведения, т.е. предписывает совершение определенных действий
  3. Санкция – определенные меры ответственности,  которые применяются к нарушителям финансово правовых норм.

 

3 вопрос: финансовые правоотношения. Понятие содержание предметов.

 

Финансовые правоотношения – урегулированные нормами права финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юр.прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию денежных фондов или денежных ресурсов.

 

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они возникают в процессе финансовой деятельности. Одним из субъектов  этих правоотношений является управомоченый орган (налоговая, росфиннадзор, кредитное учреждение). Всегда возникают по поводу денег, денежного платежа, госрасходов и пр.

 

Субъекты  финн отношений

Субъекты фин. правоотношений – это лица, обладающие правосубъектностью.

  1. Физ. лица
  2. Юр. лица
  3. Гос. образования (государство, субъекты РФ, муниципальные образования )

 

Фин. правоотношения можно классифицировать:

  1. По материальному содержанию (делятся в зависимости от отрасли и под отрасли): бюджетные правоотношения, налоговые правоотношения, неналоговые правоотношения, финансовые правоотношения в области кредита , финансовые правоотношения в области страхования, финансовые правоотношения в области банковской деятельности, валютные правоотношения.
  2. По субъектам финн отношений : возникают между органами гос. власти, между вышестоящими и нижестоящими органами гос. управления, между финансовыми организациями, между финансовыми организациями и гражданами, между финансово кредитными органами.

Возникновение финансовых отношений  осуществляется на основании нормативного или индивидуального акта. Прекращение  финансовых правоотношений может возникать  во многих случаях (например, погашение  финансового обязательства, в случае уплаты пени, выполнение задания по гос.доходам по бюджету, использование  выданных бюджетных ассигнований).

Особое место в защите прав и законных интересов финансового  права принадлежит суду.

 

4 вопрос. Финансовая правовая ответственность.

 

Финансово правовая ответственность- применение в установленном законом порядке к нарушителям финансово правовых норм особых мер гос. принуждения, т.е. финансовых санкций, связанных с дополнительными обременениями имущественного характера.

 

Ответственность за нарушение бюджетного и налогового законодательства !

Виды ответственности: позитивная (сам заплатил), негативная.

 

Финансовая ответственность  представляет собой обязанность лица, виновного в совершении финансового правонарушения претерпеть меры государственно-властного предписания предусмотренные санкциями финансового законодательства, состоящие в возложение дополнительных юр. обязанностей имущественного характера и применяемые компетентными органами (ФНС) установленном в процессуальном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 3. 17.10.12.

Тема 3: Финансовый контроль РФ.

  1. Вопрос.    Понятие финансового контроля. Его задачи  и роль.

Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий, в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионах.

 

Основные  задачи фин.контроля:

  1. Проверка выполнений фин. обязательств перед государством и органами местного самоуправления.
  2. Проверка правильности использования государственными и муниципальными организациями ден.ресурсов.
  3. Проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств.
  4. Выявление внутренних резервов производства.
  5. Устранения и предупреждение нарушение фин. дисциплины.

 

Роль финн контроля выражается в том, что при его проведении проверяются соблюдения установленного правопорядка. В процессе фин. деятельности выявляется экономическая обоснованность  и эффективность осуществления действий.

 

2 вопрос: Виды  финансового контроля.

Информация о работе Лекции по "Финансовому праву"