Если исчерпаны все внутригосударственные
средства правовой защиты, лицо
вправе обратиться за защитой своих прав
в международные органы.
Если говорить о методах защиты
прав, в финансовом праве широко
применяется метод убеждения
в различных формах. Прежде всего,
при проведении разъяснительной работы.
В результате большей части субъектов
финансовые обязательства исполняются
добровольно.
Могут применяться также и меры
принуждения в виде финансовых санкциях,
запретительных мер и т.п.
ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ФПО содержит все признаки характерные
для юр.отвественности вообще, а
именно применяется только при совершении
правонарушения
Устанавливается гос-вом и связано
с применением санкций, уполномоченными
субъектами. Связано с претерпиванием
нарушителя отрицательных последствий.
Реализуется в процессуальной форме.
Не существует единого понятия
финансового нарушения нормы
налогового кодекса содержат понятия
налогового правонарушения (ст.106). Нормы
бюджетного кодекса РФ содержат понятие
нарушение бюджетного зак-ва, являющегося
разновидностью финансового правонарушения,
поэтому указанные понятия могут применяться
при толковании термина финансовое правонарушение.
Нормы, содержащие меры финансовой ответственности,
содержатся во многих НПА (Налоговый, бюджетный
кодекс, ФЗ «О бюджете на очередной
фин.год», в Указах Президента РФ
и Постановления Правительства). Отрицательные
последствия, которые претерпевает нарушитель,
могут выражаться в принудительных платежах
в бюджет, либо в лишениях имущественного
хар-ра. Гос-во стремится получить возмещение
финансового ущерба, причиненного ему
правонарушением и одновременно наказать
правонарушителя, преимущественно в денежной
форме. Поэтому можно сказать, что фин.ответственность
сравнима с гражданско-правовой, которая
также сочетает в себе правовостановительный
и карательный элементы.
Применение фин.ответственности
происходит как правило в процессуальной
форме. Так например, применение к
организациям восстановительных финансово-правовых
санкциях, виде пений за несвоевременную
уплату налога или сбора, происходит
в рамках налогового процессуального
производства, регламентированными нормами
Налогового кодекса.
ПРАВОВАЯ ОСНОВА ФИНАНСОВОГО
КОНТРОЛЯ
- понятие и виды финансового контроля
Финансовый контроль – это проверка
законности и целесообразности действий
в области образования, распределения
и использования денежных фондов гос-ва
и органов МСУ в целях эффективного социально-экономического
развития.
Можно выделить следующие осн. Задачи
фин.контроля:
- проверка выполнения фин.обязательств перед гос-вом и органами МСУ юр.и физ. лицами
- проверка правильности использования
гос. и муниципальными предприятиями денежных
ресурсов, находящихся в их хозяйственном
ведении или оперативном управлении.
- проверка соблюдения правил совершения хоз.операций, а также расчетов и хранения денежных средств
- выявление внутренних резервов производства
- устранение и предупреждение нарушений финн.дисциплины
Финн.контроль можно классифицировать
по различным основаниям:
- в зависимости от времени проведения
- предварительный – совершаемый до совершения финн.операций. Такой контроль имеет важное значение
для профилактики нарушения финн.дисциплины.
- текущий финн.контроль – т.е. совершаемый во время совершения финн.операций
- последующий – т.е. осущ. после окончания фин.операций. в ходе такого контроля выявляются нарушения финн.дисциплины и вырабатываются меры
для предупреждения таких нарушений.
Объектами предварительного и последующего
контроля явл. как правило следующие
документы:
- проекты бюджета и сметы внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении
- проекты гос. отраслевых и территориальных программ, для реализации
которых используются средства бюджета
и внебюджетных Фондов и итоговые док-ты
по их реализации.
- проекты нормативных актов по финансово-бюджетным вопросам
- проекты договоров и соглашений по вопросам гос.бюджета и финансовых ресурсов.
- в зависимости от субъекта, проявляющего инициативу:
- обязательный контроль – проводится в силу требований зак-ва или по решению компетентных гос.органов
- инициативный контроль – он проводится по инициативе хозяйствующего субъекта
- в зависимости от органа, проводящего контроль:
- гос.контроль – он осущ.Федеральными законодательными и исполнительными органами. Он включает в себя контроль за исполнением Федерального бюджета и бюджета Фед.Внебюджетных Фондов (пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского
страхования), контроль за организацией
денежного обращения, контроль за использованием
кредитных ресурсов за состоянием государственного
внутреннего и внешнего долга, а также
за предоставлением финансовых и налоговых
льгот
- ведомственный контроль – он осуществляется Министерствами и ведомствами за д-стью входящих в их систему учреждений и организаций. Как правило, такой контроль осущ. созданные специально в данных системах Контрольно-ревизионное подразделение, которое подчиняется руководителю Министерства
или ведомства. Среди осн.задач такого
контроля можно выделить:
- Выявления случаев хищения материальных ценностей и денежных средств
- разработка предложений по устранению условий и причин таких нарушений
- принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного
ущерба
- аудиторский контроль – представляет собой – независимую проверку бухгалтерской отчетности платежно-расчетной документаций, налоговых деклараций и др.фин. обязательств хозяйствующих субъектов. Проводится аудиторский контроль аудиторскими
фирмами или индивидуальными аудиторами,
на основании полученной ими лицензии.
Аудиторские проверки также бывают обязательными
и инициативными. Обязательная аудиторская
проверка кроме случаев, установленных
законом, может проводится по поручению
органов дознания и следствия при наличии
санкции суда. Качество аудиторского заключения,
которым оформляются результаты аудиторской
проверки может быть проверено лицом,
выдавшим лицензию на осуществление аудиторской
д-сти. В случае обнаружения неквалифицированного
проведения проверки, приведшее к убыткам
гос-во или хозяйствующего субъекта с
аудитора могут быть взысканы, на основании
решения суда, понесенные убытки в полном
объеме, также расходы на проведение перепроверки
и штраф зачисляемый в Фед.бюджет.
- МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ – приемы и способы его проведения, к ним относятся ревизии, наблюдения, обследования, проверка и анализ. Ревизия явл. основным методом осущ.финансового контроля. Она носит обязательный и регулярный хар-р, проводится, как правило, на месте и представляет
собой проверку первичных документов,
Учетных регистров, бухгалтерской и статистической
отчетности и фактического наличия денежных
средств. Ревизии проходят на основе заранее
составленной программы работы ревизоров,
которые наделены следующими правами:
- Право проверять ревизуемых предприятий первичные док-ты, планы, сметы, отчетность и др.док-ты
- Право проводить сплошные или частичные инвентаризации
- Право опечатывать склады и кассы
- Право привлекать экспертов и специалистов для проведения ревизии
и др.права.
Виды ревизий:
- по содержанию:
- документальные – включает проверку финн.док-тов для выявления целесообразности расходования средств
- фактическая ревизия, в ходе которой проверяется фактическое наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей
- по времени осуществления:
- плановые ревизии – осущ. на основе плана, утвержденного министерством или ведомством. Обычно, в производственной сфере, ревизии проводятся не реже одного раза в год. А не в производственной не реже двух раз в год.
- Внеплановые ревизии – они проводятся по мере необходимости. По инициативе хозяйствующего субъекта
- по обследуемому периоду
- фронтальные – в ходе таких ревизий проверяется вся д-сть субъекта за определенный период времени.
- Выборочные – в ходе которой проверяется финн.д-сть за короткий
период времени
- по объему д-сти:
- комплексные – в которых проверяется д-сть субъекта в различных сферах д-сти
- тематические – которые сводятся к исследованию какого-то одного исследования д-сти
По окончании ревизии составляется
акт ревизии, который подписывается лицами
её проводившими, а также руководителем
и главным бухгалтером проверяемого лица.
Если в ходе ревизии выявлены нарушения,
то они, а также лица в них виновные указываются
в актах ревизии. Если у руководителя проверяемого
лица имеются возражения, то они приобщаются
к акту ревизии, на основании этого акта
виновные привлекаются к ответственности
и возмещается причиненный ущерб.
ПУБЛИЧНЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ
1.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПУБЛИЧНЫХ
ДОХОДОВ
Публичные (гос.)доходы – это часть
национального дохода страны, обращаемая
в процессе его распределения через различные
виды денежных поступлений в собственность
и распоряжение гос-ва, с целью создания
финн.базы для выполнения его задач по
осущ. соц.-экономической политики обеспечению
обороны и безопасности страны, а также
необходимая для функционировании гос.
органов.
Согласно нормам бюджетного кодекса
доходы бюджетов образуются за счет налоговых
и неналоговых видов доходов.
К налоговым доходам относятся:
- федеральные
- региональные
- местные налоги
- сборы
- пении
- штрафы.
Согласно ст.13 НК РФ к Фед. Налогам
и сборам:
- налог на добавленную стоимость
- акцизы
- налог на прибыль организации
- налог на доходы физ.лиц
- налог на прибыль орг-ции
- налог на добычу полезных ископаемых
- водный налог
- сборы за пользования объектами животного
мира
- и за пользование объектами водных биологических ресурсов
- гос.пошлина.
Ст.14.. НК РФ закрепляет региональные
налоги:
- налог на имущество орг-ций
- налог на игорный бизнес
- транспортный налог.
Ст.15 НК РФ закрепляет перечень местных
налог:
- земельный налог
- налог на имущество физ.лиц.
Неналоговые доходы:
- доходы от использования имущества, находящегося в гос. или муниципальной
собственности
- доходы от продажи или иного возмездного отчуждения гос. и муниципальной собственности
- Доходы от платных услуг, оказываемых
органами гос.власти, находящимися в ведении
федеральных, региональных и местных органов
власти
- Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, уголовной и административной ответственности, в том числе штрафы, конфискации и т.п. средства
- Средства, полученные в виде финансовой помощи из бюджета других уровней бюджетной системы.
Согласно ст.50,51 БК РФ доходы федерального
бюджета зачисляются в его
собственные налоговые доходы, за
исключением доходов, передаваемых
в порядке регулирования (финн.помощи)
бюджетам других уровней. Кроме того, в
доходы фед.бюджета поступают собственные
не налоговые доходы. Подобным образом
формируются доходы субъектов РФ (ст.56,47
БК РФ) и доходы местных бюджетов (ст.61,62).
2.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГОС.РАСХОДОВ
Гос.расходы – это затраты
гос-ва на обеспечение жизнедеятельности
общества, а именно на гос.управление,
на оборону страны, развитие производства,
социально-экономические и культурные
последствия.
Гос.расходы в зависимости от
экономического содержания принято делить
на: Текущие и Капитальные В соответствии
с экономической квалификации расходов
бюджетов РФ. Текущие расходы бюджетов
– это часть расходов бюджетов, обеспечивающая
текущее функционирование органов гос.власти
и МСУ, а также оказание финн.поддержки
отраслям экономики и другим бюджетам,
в форме дотации, субсидий и субвенций.
Капитальные расходы бюджетов –
это часть расходов бюджетов, обеспечивающая
инновационную и инвестиционную
д-сть, включающая статьи расходов и
предназначенная для инвестиций, действующие
или вновь создаваемые юр.лица в соответствии
с инвестиционной программой. Сюда же
относятся средства на проведение капитального
ремонта и иные расходы, связанные с расширенными
воспроизводством, в результате которых
создается или увеличивается имущество.
В составе капитальных расходов
может быть сформирован бюджет развития,
порядок и условие которого определены
ФЗ-ми. Предоставление бюджетных средств
для осуществления расходов происходит
в следующих формах:
- Ассигнования на содержание бюджетных учреждений
- Средства на оплату товаров, работ и услуг по гос. или муниципальным контрактам
- Трансферты населению
- Ассигнования на реализацию обязательных выплат населению
- Ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни
власти
- Ассигнования основных расходов приводящих к увеличению затрат
- Бюджетные кредиты юр.лицам
- Субсидии и субвенции
- Инвестиции в уставные капиталы юр.лиц
- Межбюджетные трансферты
- Внутренние кредиты и займы (внутри РФ)
- Кредиты иностранным гос-вам
- Средства на обслуживание долговых обязательств.