Абрамцова Елена Леонидовна
ВВЕДЕНИЕ В ФИНАНСОВОЕ
ПРАВО
- ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
Финансовое право – это совокупность,
устанавливаемых и охраняемых гос-вом
юр.норм, регулирующих общественные отношения,
возникающие в процессе создания
распределения и использования
гос.денежных Фондов необходимых для социально-экономического
развития страны.
В условиях рыночных отношений гос-во
активно использует такие экономич.рычаги
как налоги, кредит, деньги и тому
подобное, поэтому изучение дисциплины
финансового права принято начинать
с основных понятий.
В экономической и правовой лит-ре понятие
финансов рассматривается в двух аспектах:
1) во-первых, как совокупность экономических
отношений, возникающих в процессе
создания, распределения и использования
денежных средств необходимых гос-ву
для выполнения своих задач и функций.
2) как совокупность самих денежных
Фондов, мобилизованных гос-вом.
Финансы служат экономическим инструментом
распределения национального дохода,
они позволяют контролировать производство
и распределение материальных благ.
Следует иметь в виду, что финансы и финансовые
отношения всегда возникают по поводу
денег, но не все отношения по поводу денег
являются финансовыми. Например, деньги
обслуживающие отношения купли-продажи,
также поставки, а также являющиеся предметом
административных штрафов к финансовому
праву отношения не имеют, потому что названные
отношения регулируются гражданским и
административным правом.
Предметом ФП как науки явл. система
знаний об управлении гос.финансами.
В лит-ре принято выделять три составляющие
таких знаний:
- Во-первых, эти знания воплощаются в форме финансово-правовых категорий, таких как: гос.финансы, финансовая д-сть гос-ва, финансово-правовые акты, финансово-правовые нормы, бюджет, бюджетная система и т.д.
- Во-вторых, эти знания воплощаются в форме
исследований, посвященных финансово-правовым
нормам, результаты которых применяются
в процессе правового регулирования бюджетных,
налоговых и банковских отношений. В ходе
названных исследований, изучается правовое
регулирование финансовых отношений,
выявляются проблемы теоретические и
правоприменительные, на основе полученных
знаний вырабатываются рекомендации по
совершенствованию законодательства.
- В-третьих, знания полученные наукой ФП воплощаются в форме опытного знания – это выражается в том, что наукой
изучается реально существующие проблемы
правоприменения, а также используется
аналогичный опыт зарубежных стран.
В науке принято говорить о трех
функциях, выполняемых ФП по отношению
к действующему финансовому зак-ву.
- Аналитическая – она состоит в классификации
и комментировании финансово-правовых
норм и их приведении в систему.
- Критическая – она заключается в выявлении пробелов и фактах неэффективного правового регулирования финансовых правоотношений.
- Конструктивная – она заключается в образовании новых финансово-правовых
норм и институтов. Как правило, е действию
предшествует издание нового закона и
используется в процессе нормотворческой
д-сти гос-ва.
ПРЕДМЕТ И МЕТОД ФП
ФП явл.самостоятельной отраслью
права по-скольку имеет свой
предмет и метод. Предмет ФП – это общественные
отношения, возникающие в процессе д-сти
гос-ва по образованию, распределению
и использованию денежных фондов, в целях
реализации поставленных перед гос-вом
задач.
К предмету ФП относятся:
- Закрепление структуры финансовой системы
- Распределение компетенции между РФ, её субъектами и органами МСУ по предмету ФП, а также
- Регулирование на основе правовых норм финансовых правоотношений.
Метод финансово-правового регулирования
– это гос-ное властное предписание
одним участникам фин.отношений со стороны
других, выступающих от имени гос-ва и
наделенных, в связи с этим, соответствующими
полномочиями.
Метод ФП явл. императивным, также
как это характерно для Административного
права.
Императивные предписания, по своему
содержанию касаются порядка и размеров
платежей в гос.бюджетную систему, состоящую
из федерального бюджета, региональных
бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных
бюджетов) или внебюджетные фонды.
В лит-ре также принято разделять
методы ФП на две большие группы:
1. Методы собирания денежных
средств. Основным способом воздействия
на участников финансовых правоотношений
в рамках данной группы методов является
налоговый метод, выражающийся в установлении
и взимании платежей в доход гос-ва. Частично
используется в данной группе методов
– метод добровольных взносов. В отличии
от налогового метода он предоставляет
большую свободу субъектам финансовых
правоотношений и выражается: во внесении
вкладов в банки, например, различных пожертвованиях,
приобретение гос.ценных бумаг и т.д.
2. Вторую группу методов принято
называть методами распределения
и использования денежных средств.
В данной группе обычно выделяются
методы финансирования и кредитования.
Метод финансирования выражается
в безвозмездном и без возвратном
предоставлении денежных средств
участникам финансовых правоотношений.
Кредитование, как метод выражается в
предоставлении денежных средств на условиях
возмездности и возвратности в отличии
от финансирования. Кредитование распространяется
на более широкий круг лиц, к которым относятся
не только гос.органы, предприятия и организации,
также в отдельных случаях юр.лица и граждане.
2.ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ –
- исходные элементы из которых
состоит ФП как отрасль права.
Финансово-правовым нормам свойственны
как общие черты, так и особенности,
характерные только для данной отрасли.
Особенности ФПН обусловлены тем,
что они возникают в процессе
выполнения гос-вом своих задач:
- ФПН регулируют отношения, возникающие по поводу денег
- Властным субъектом всегда выступает гос-во, либо уполномоченные им органы.
Сущ-ют гос.органы специально созданные
для осущ. фин.д-сти, такие как: Министерство
финансов, Фед.казначейство, Счётная Палата
РФ, Центральный банк, Фед.Налговая служба
- выражается в возможности применения к нарушителям финансовой дисциплины мерами юр.ответственности,
при этом санкции за нарушении правовых
норм содержатся в нормативных актах,
регулирующих административные, гражданские
и иные правоотношения.
ФПН можно классифицировать:
- В зависимости от хар-ра воздействия на участников финансовых правоотношениях
принято выделять:
- Обязывающие нормы – содержат предписания совершение определенных действий участниками финансовых отношений (пример, уплата налога в определенном размере и в определенный срок)
- Запрещающие – предписывают воздержаться от совершения
определенных действий (запрещено изымать
из местных бюджетов доп.полученных органами
МСУ доходы и суммы превышения доходов
над расходами, полученные в результате
экономии)
- Уполномочивающие нормы – содержат правила поведения участников правоотношений, выражающиеся
в совершении самостоятельных действий,
в установленных законом рамках (органы
МСУ в праве самостоятельно корректировать
круг вопросов местного значения и распределять
на эти статьи финансирование)
- В зависимости от своего содержания:
- Материальные ФПН – закрепляют виды и объем обязательств предприятий и граждан перед гос-вом, также виды расходов, классификацию доходов и т.п. Таким образом, они определяют материальное (денежное) содержание прав и обязанностей участников финансовых правоотношений.
- Процессуальные ФПН – устанавливают порядок д-сти участников финансовых правоотношений в процессе сбора, распределения и использования денежных средств.
В структуре финансовых норм традиционно
выделяют:
- Гипотезу (указывает на условие действия данной нормы –
например, обязанность предприятия уплатить
налог на прибыль реализуется при условии,
что оно имеет расчетный счет в банке и
получает налогообложению прибыль)
- Диспозицию (содержит само правило поведения, выражающееся, как правило, в совершении активных
действий)
- Санкцию (содержит меру ответственности нарушителя). При применении фин.санкций и последующим изъятием денежных средств они поступают, как правило в бюджетную систему гос-ва, либо в централизованный денежный фонд.
Финансово-правовые санкции соединяют
в себе правовостановительный и карательный
элементы. За нарушение фин.дисциплины
могут также применяться меры дисциплинарного
и уголовно-правового воздействия.
ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
ФП – это урегулированные
нормами финансового права общественные
отношения участники которых выступают
как носители юр.прав и обязанностей, реализующие
содержащиеся в этих нормах предписания
по образованию, распределению и использованию
денежных средств.
В Фин.Пр отчетливо выступают два
элемента:
- гос-но властный – он состоит в том, что гос-во самостоятельно или в лице уполномоченных им органах формирует правило поведения обязательные для всех участников
- материальный (денежный) – заключается в том, что сами деньги и их движения явл. предметом большинства финансово-правовых отношений.
В лит-ре принято различать понятия:
Субъект фин.права и субъект финансового
правоотношения.
Субъект фин.права – это лицо,
обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально
способное быть участником финансовых
правоотношений.
Субъект фин.правоотношений – это
реальный участник существующих правоотношений,
обладающий определенным статус (обладает
определенными правами и обязанностями).
Все субъекты правоотношений могут
быть разделены:
- На субъекты с общей компетенцией, для которых фин.д-сть явл. лишь одним
из направлений в составе их повседневной
д-сти по управлению. К таким субъектами
мы можем отнести Президента РФ, Правительство
РФ и Фед.Собрание
- Органы со специальной компетенцией – специально созданные для осуществления
фин.д-сти (Счётная палата РФ, Министерство
финансов РФ, Фед.казначейство, Центральный
банк, фед.налоговая служба, Фед.Таможенная
служба). Как правило названные органы
применяют правовые нормы, установленные
субъектами первой группы и имеют властные
полномочия, касающиеся процесса реализации
возложенных на низ задач.
- Субъекты, не наделенные властными полномочиями, но участвующие в финансовых правоотношения (различные предприятия. Организации, кредитные учреждения, юр.лица и граждане).
Классификация финансовых правоотношений:
- по материальному содержанию финансовые правоотношения:
- бюджетные
- налоговые
- отношения в области страхования
- кредитные отношения
- отношения в сфере денежного обращения
- валютные правоотношения
Основанием для возникновения
изменения или прекращения финансовых
правоотношений всегда выступает какой
либо юр.факт, т.е. предусмотренная законом
событие или действие, вызывающие юр.последствия.
Возникновение финансово-правовых отношений
обычно происходит на основании правового
нормативного (обязательного для неопределенного
круга лиц) или индивидуального (обязательного
для конкретного лица или группы лиц) нормативного
акта. Например, ежегодное принятие ФЗ
«О бюджете», Индивид. – извещение фин.органом
о необходимости уплатить налог.
Изменение финансовых правоотношений
происходит, как правило, также на основании
нормативных актов, в связи с изменением
предусмотренных в них фактов и событий.
Например, факт увеличения или уменьшения
размера бюджетных ассигнований, влечет
изменение объема прав и обязанностей
участников правоотношений.
Прекращение финансовых правоотношений
наступает во многих случаях, наиболее
частые основания:
- уплата суммы в срок или взыскание недоимки с целью погашения финансового обязательства
- выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным
фондам
- использование выданных бюджетных ассигнований
- прекращений правоотношений при достижении гражданами определенного возраста (возраст призыва в армию, возраст выхода на пенсию и т.п.)
С целью защиты прав участников финансовых
правоотношений применяются административный
и судебный порядки защиты прав.
Административный порядок применяется
главным образом гос. и муниципальным
органом власти, а также предприятием
и учреждением. Он всегда выражается
во властных предписаниях уполномоченных
органов в адрес нарушителя финансовой
дисциплины о прекращение противоправного
поведения. Введение административного
порядка защиты прав имеет целью, с одной
стороны, снижение нагрузки на органы
судебной системы и, с другой стороны,
обеспечение и гарантирование защиты
прав участников правоотношений без обращения
в судебную инстанцию, с другой стороны,
Конституцией каждому гарантировано судебная
защита его прав и свобод, поэтому решения
и действия должностных лиц местных органов
власти и гос.управления могут быть обжалованы
в суде. В случае обращения в суд нарушенные
права защищаются на основании решений,
вынесенных судом, после вступления их
в законную силу.