Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 13:33, контрольная работа
Основной целью моей работы является исследование методов и принципов финансовой деятельности государства.
В соответствии с данной целью были поставлены и решены следующие основные задачи:
1. определение понятия финансов, финансовой системы и финансовой деятельности;
2. рассмотрение методов,принципов, форм и функций финансовой деятельности;
3. выявление особенностей осуществления финансовой деятельности государства и компетенции органов государственной власти в процессе осуществления государством финансовой деятельности;
4. более подробное изучение методов финансовой деятельности.
1. Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика финансов и финансовой деятельности государства………………………………………………………………………5
1.1 Понятие финансов, финансовой системы и финансовой деятельности государства…………………………………………………….5
1.2 Принципы, функции и методы финансовой деятельности российского государства……………………………………….8
1.3 Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность государства………………………………………………………11
Глава 2. Основные методы осуществления финансовой деятельности государства………………………………………………………………………16
2.1 Методы собирания денежных средств…………………………………….17
2.2 Методы распределения и использования денежных средств…………….18
Заключение………………………………………………………………………20
Список использованных источников…………………………………………..22
СОДЕРЖАНИЕ:
1.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общая характеристика финансов
и финансовой деятельности государства…………………………………………………
1.1 Понятие финансов, финансовой системы
и финансовой деятельности государства…………………………………………………
1.2 Принципы,
функции и методы финансовой деятельности
российского государства…………………………………………………
1.3
Органы государственной власти, осуществляющие
финансовую деятельность государства…………………………………………………
Глава
2. Основные методы осуществления финансовой
деятельности государства…………………………………………………
2.1
Методы собирания денежных
2.2 Методы распределения и использования денежных средств…………….18
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..22
Введение.
Понятие «финансы» происходит от фр. finance -- совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, государства, а также система их формирования, распределения и использования.
По своему материальному содержанию
финансы государства
Финансы непосредственно связаны
с функционированием
Человечество в процессе эволюционного развития прошло путь от непосредственного товарообмена к товарно-денежным отношениям, где деньги стали всеобщим эквивалентом, а государство в процессе своей деятельности по управлению экономическими и социальными процессами стало вести учет доходов и расходов в денежной форме, образуя различные денежные фонды. Финансы - это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ, а также средством стимулирования развития государства и общества в нужном в каждый данный период развития направлении.
Финансы и финансовые отношения - это обязательно денежные отношения, однако отнюдь не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и т.д.
Актуальность темы моей работы заключаются в том, что роль финансовой деятельности в жизни общества очень значительна, так как она выступает составной частью механизма социального управления. По средствам финансовой деятельности создается материальная основа, необходимая для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов и обеспечения обороноспособности и безопасности страны, финансовая деятельность влияет на развитие федеративных отношений и местного самоуправления, финансовая деятельность содержит широкие возможности для развития рыночных отношений.
Основной целью моей работы является исследование методов и принципов финансовой деятельности государства.
В соответствии с данной целью были поставлены и решены следующие основные задачи:
1. определение понятия финансов,
финансовой системы и
2. рассмотрение методов,
3. выявление особенностей
4. более подробное изучение
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВ И ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие финансов, финансовой
системы и финансовой
В экономической и правовой литературе
понятие “финансы”
Финансы - это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств.
Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ. А также средством стимулирования развития государства. При этом надо иметь в виду, что финансы и финансовые отношения - это обязательно денежные отношения, но не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и т.д.
Финансы Российской Федерации - это экономические отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей.
В структуру финансов как целостной категории с присущими ей общими свойствами входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов).
Финансовую систему РФ составляют следующие институты:
Перечисленные звенья финансовой системы существуют соответственно как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, а также местного самоуправления.
Самостоятельность субъектов Российской
Федерации не должна выходить за рамки
основ федеральной финансовой политики,
а также установленных
Единство финансовой политики является необходимым условием, гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств.
Реализация стоящих перед
Итак, финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что - это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.
1.2 ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий).
Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления. Эти функции обеспечивают выполнение задач данных органов в соответствующих отраслях и сферах, осуществляются в связи с ними. То же относится и к подобным органам управления, формируемым в системе местного управления (отделы администраций и т.п.). Неотъемлемым элементом каждой из них является функция контроля, что вытекает из сущности финансов.
Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ. Ее общими положениями об основах организации и функционирования Российского государства и нормами, специально относящимися к его финансовой деятельности.
Среди основных принципов можно выделить следующие:
1. Принцип федерализма, согласно которому финансовая деятельность направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) субъектов Федерации.
2. Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.
3. Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.
4. Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.
Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Методы финансовой деятельности - это совокупность приемов и средств, с помощью которых уполномоченные государством органы от его имени формируют, распоряжаются и используются фонды денежных ресурсов. Их разнообразие зависит от многих факторов: от субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.
В юридической литературе принято делить методы осуществления финансовой деятельности на две группы:
1. методы собирания денежных средств;
2. методы распределения и
Существуют следующие формы финансовой деятельности:
1. Правовые. К ним относятся:
1.1. издание правовых актов,
1.2. издание индивидуальных
1.3. заключение договоров,
1.4. реализация государством в
лице управляющего органа
1.5. привлечение лиц, совершающих
правонарушения в сфере
2. Неправовые:
2.1. проведение совещаний;
2.2. финансово-экономический
2.3. прогнозирование;
2.4. разъяснение финансового
1.3 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ФИНАНСОВУЮ
В ведении Российской Федерации находятся:
К совместному ведению РФ и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогооблажения и сборов в РФ. Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти [1.1;12]