Методы и принципы осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 13:33, контрольная работа

Описание работы

Основной целью моей работы является исследование методов и принципов финансовой деятельности государства.
В соответствии с данной целью были поставлены и решены следующие основные задачи:
1. определение понятия финансов, финансовой системы и финансовой деятельности;
2. рассмотрение методов,принципов, форм и функций финансовой деятельности;
3. выявление особенностей осуществления финансовой деятельности государства и компетенции органов государственной власти в процессе осуществления государством финансовой деятельности;
4. более подробное изучение методов финансовой деятельности.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика финансов и финансовой деятельности государства………………………………………………………………………5
1.1 Понятие финансов, финансовой системы и финансовой деятельности государства…………………………………………………….5
1.2 Принципы, функции и методы финансовой деятельности российского государства……………………………………….8
1.3 Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность государства………………………………………………………11
Глава 2. Основные методы осуществления финансовой деятельности государства………………………………………………………………………16
2.1 Методы собирания денежных средств…………………………………….17
2.2 Методы распределения и использования денежных средств…………….18
Заключение………………………………………………………………………20
Список использованных источников…………………………………………..22

Файлы: 1 файл

фин право.docx

— 33.30 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Общая характеристика финансов и финансовой деятельности государства………………………………………………………………………5

1.1 Понятие финансов, финансовой системы и финансовой деятельности государства……………………………………………………………………….5

1.2 Принципы, функции и методы финансовой деятельности российского государства……………………………………………………………………….8

1.3 Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность государства………………………………………………………11

Глава 2. Основные методы осуществления финансовой деятельности государства………………………………………………………………………16

2.1 Методы собирания денежных средств…………………………………….17

2.2 Методы распределения и использования денежных средств…………….18

Заключение………………………………………………………………………20

Список  использованных источников…………………………………………..22

 

 

 

 

 

Введение.

Понятие «финансы» происходит от фр. finance -- совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, государства, а также система  их формирования, распределения и  использования.

По своему материальному содержанию финансы государства представляют собой фонды денежных средств.

Финансы непосредственно связаны  с функционированием общественных экономических отношений в процессе аккумуляции, перераспределения и  использования централизованных и  децентрализованных фондов денежных средств.

Человечество в процессе эволюционного  развития прошло путь от непосредственного  товарообмена к товарно-денежным отношениям, где деньги стали всеобщим эквивалентом, а государство в процессе своей  деятельности по управлению экономическими и социальными процессами стало  вести учет доходов и расходов в денежной форме, образуя различные денежные фонды. Финансы - это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ, а также средством стимулирования развития государства и общества в нужном в каждый данный период развития направлении.

Финансы и финансовые отношения - это обязательно денежные отношения, однако отнюдь не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и т.д.

Актуальность темы моей работы заключаются в том, что роль финансовой деятельности в жизни общества очень значительна, так как она выступает составной частью механизма социального управления. По средствам финансовой деятельности создается материальная основа, необходимая для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов и обеспечения обороноспособности и безопасности страны, финансовая деятельность влияет на развитие федеративных отношений и местного самоуправления, финансовая деятельность содержит широкие возможности для развития рыночных отношений.

Основной целью моей работы является исследование методов и принципов финансовой деятельности государства.

В соответствии с данной целью были поставлены и решены следующие основные задачи:

1. определение понятия финансов, финансовой системы и финансовой  деятельности;

2. рассмотрение методов,принципов,  форм и функций финансовой  деятельности;

3. выявление особенностей осуществления  финансовой деятельности государства  и компетенции органов государственной  власти в процессе осуществления  государством финансовой деятельности;

4. более подробное изучение методов  финансовой деятельности.

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВ И ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА

1.1 Понятие финансов, финансовой  системы и финансовой деятельности  государства

В экономической и правовой литературе понятие “финансы” рассматривается  в двух аспекта:

  • как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;
  • как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач.

Финансы -  это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств.

Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного  продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ. А также средством  стимулирования развития государства. При этом надо иметь в виду, что  финансы и финансовые отношения -  это обязательно денежные отношения, но не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и т.д.

Финансы Российской Федерации - это экономические отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей.

В структуру финансов как целостной  категории с присущими ей общими свойствами входят несколько взаимосвязанных  звеньев (институтов).

Финансовую систему РФ составляют следующие институты:

  • бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;
  • внебюджетные целевые фонды;
  • финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
  • имущественное и личное страхование;
  • кредит (государственный и банковский).

Перечисленные звенья финансовой системы  существуют соответственно как на федеральном  уровне, так и на уровне субъектов  РФ, а также местного самоуправления.

Самостоятельность субъектов Российской Федерации не должна выходить за рамки  основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно  общих принципов налогообложения  и сборов. Система налогов, взимаемых  в федеральный бюджет, и общие  принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Единство финансовой политики является необходимым условием, гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения  финансовых средств.

Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью использования финансовой системы. В результате оно осуществляет деятельность по планомерному и целенаправленному  образованию, распределению и использованию  государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов, т.е. финансовую деятельность.

Итак, финансовая деятельность государства  - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что -  это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

 

 

 

 

 

 

1.2 ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере  образования, распределения и использования  государственных денежных фондов (бюджетных  и кредитных ресурсов; страховых  денежных фондов; финансовых средств  отраслей народного хозяйства и  государственных предприятий).

Функции финансовой деятельности выполняют  также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления. Эти функции обеспечивают выполнение задач данных органов в соответствующих  отраслях и сферах, осуществляются в связи с ними. То же относится  и к подобным органам управления, формируемым в системе местного управления (отделы администраций и  т.п.). Неотъемлемым элементом каждой из них является функция контроля, что вытекает из сущности финансов.

Финансовая деятельность государства  и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ. Ее общими положениями об основах организации и функционирования Российского государства и нормами, специально относящимися к его финансовой деятельности.

Среди основных принципов можно  выделить следующие:

1. Принцип федерализма, согласно которому финансовая деятельность направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) субъектов Федерации.

2. Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

3. Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

4. Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Финансовая деятельность государства  осуществляется различными методами. Методы финансовой деятельности - это совокупность приемов и средств, с помощью которых уполномоченные государством органы от его имени формируют, распоряжаются и используются фонды денежных ресурсов. Их разнообразие зависит от многих факторов: от субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.

В юридической литературе принято  делить методы осуществления финансовой деятельности на две группы:

1. методы собирания денежных  средств;

2. методы распределения и использования  денежных средст.

Существуют следующие формы финансовой деятельности:

1. Правовые. К ним относятся:

1.1. издание правовых актов, носящих  финансово-правовой характер;

1.2. издание индивидуальных правовых  актов;

1.3. заключение договоров, связанных  с соблюдением и расходованием  государственных и муниципальных  средств;

1.4. реализация государством в  лице управляющего органа своих  прав и обязанностей субъекта  правоотношения, возникающих в процессе  правоотношения;

1.5. привлечение лиц, совершающих  правонарушения в сфере финансовых  правоотношений.

2. Неправовые:

2.1. проведение совещаний;

2.2. финансово-экономический анализ;

2.3. прогнозирование;

2.4. разъяснение финансового законодательства 

 

 

1.3 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ФИНАНСОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ГОСУДАРСТВА

В ведении Российской Федерации  находятся:

  • Установление основ федеральной финансовой политики;
  • Финансовое, валютное и кредитное регулирование;
  • Федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы;
  • Федеральные фонды регионального развития.

К совместному ведению РФ и ее субъектов отнесено установление общих  принципов налогооблажения и  сборов в РФ. Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти [1.1;12]

Информация о работе Методы и принципы осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований