Методы и принципы осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 13:33, контрольная работа

Описание работы

Основной целью моей работы является исследование методов и принципов финансовой деятельности государства.
В соответствии с данной целью были поставлены и решены следующие основные задачи:
1. определение понятия финансов, финансовой системы и финансовой деятельности;
2. рассмотрение методов,принципов, форм и функций финансовой деятельности;
3. выявление особенностей осуществления финансовой деятельности государства и компетенции органов государственной власти в процессе осуществления государством финансовой деятельности;
4. более подробное изучение методов финансовой деятельности.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика финансов и финансовой деятельности государства………………………………………………………………………5
1.1 Понятие финансов, финансовой системы и финансовой деятельности государства…………………………………………………….5
1.2 Принципы, функции и методы финансовой деятельности российского государства……………………………………….8
1.3 Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность государства………………………………………………………11
Глава 2. Основные методы осуществления финансовой деятельности государства………………………………………………………………………16
2.1 Методы собирания денежных средств…………………………………….17
2.2 Методы распределения и использования денежных средств…………….18
Заключение………………………………………………………………………20
Список использованных источников…………………………………………..22

Файлы: 1 файл

фин право.docx

— 33.30 Кб (Скачать файл)

Различают следующие органы общей  компетенции:

1. Государственная Дума Российской Федерации: обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Представительные органы и органы исполнительной власти общей компетенции  всех уровней осуществляют функции  в области финансовой деятельности наряду с другими своими функциями  в пределах соответствующей территории (утверждение бюджетов соответствующих  уровней, установление налогов и  сборов, принятие законов по вопросам финансов; а органы исполнительной власти принимают меры по их реализации под контролем представительных органов.

2. Президент Российской Федерации как глава государства: обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, обращается с ежегодным посланием к Федеральному Собранию (ст. 80 Конституции РФ).

Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы, издает указы  и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования  валютных и других финансовых отношений. Организации органов финансово-кредитной  системы через контрольное управление Президента РФ осуществляют финансовый контроль.

В целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области  финансово-бюджетных проблем в  составе Администрации Президента РФ образовано финансово-бюджетное  управление Президента РФ.

3. Правительство Российской Федерации: обеспечивает проведение единой финансовой кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

Функции финансовой деятельности выполняют  также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т. д.).

Кроме того, существует система органов  управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Это система  финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами  и осуществления контроля. [2.1;125]

В единую систему органов государственного управления специальной компетенции  входят:

  • Министерство финансов Российской Федерации;
  • Федеральное казначейство Российской Федерации;
  • Центральный банк Российской Федерации (Банк России);
  • налоговые органы;
  • государственные внебюджетные фонды.

Управляя финансами согласно своим  полномочиям, все эти органы организуют осуществление единой государственной  финансовой политики.

Далее рассмотрим задачи органов государственного управления специальной компетенции.

В ведении Министерства финансов Российской Федерации:

-совершенствование бюджетной системы РФ, разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;

-концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

-разработка проектов федерального бюджета и обеспечение его исполнения;

-составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

-осуществление своей компетенции государственного финансового контроля;

-разработка и реализация единой политики в сфере финансовых рынков РФ;

-участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней.

Федеральное казначейство Российской Федерации осуществляет:

-организацию, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах казначейства, исходя из принципа единства кассы;

-регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;

-управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга;

-краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;

-сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов, ведение операций по учету Государственной казны РФ;

-разработку методологических инструктивных материалов по вопросам, относящимся к компетенции казначейства.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России):

-является юридическим лицом, одновременно осуществляет функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями;

-издает нормативные акты ,обязательные для федеральных органов государственной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, отнесенных к его компетенции;

-уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью.

Налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о  налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных  налоговых и других платежей, установленных  законодательством РФ, субъектов  РФ и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Государственные внебюджетные фонды  Российской Федерации осуществляют управление финансами пенсионного  обеспечения в РФ, управление государственным  фондом занятости населения, а также  фондом социального и обязательного  медицинского страхования в РФ.

Органы Министерства внутренних дел  Российской Федерации также участвуют  в осуществлении финансовой деятельности государства. Они обязаны оказывать  практическую помощь работникам государственных  налоговых инспекций при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая  принятие предусмотренных законом  мер по привлечению к ответственности  лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых  инспекций своих должностных  функций. [2.4; 130]

Таким образом, особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной им компетенции.

 

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ  ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Финансовая деятельность любого государства представляет собой процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства и органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность вызвана  объективной необходимостью распределения  и перераспределения в денежной форме национального дохода. Это  первое объективное условие существования  финансовой деятельности.

Товарное производство и действие закона стоимости объективно определили необходимость существования денег, кредита, других экономических категорий, что является вторым условием существования финансовой деятельности.

В процессе осуществления финансовой деятельности государство решает в  данной сфере следующие три задачи:

1. В соответствии с федеральным  бюджетом - финансовым планом обеспечить  плановое собирание и распределение  (перераспределение) денежных фондов  в соответствии с целями государства.

2. Распределить фонды денежных  средств таким образом, чтобы  стимулировать развитие процесса  производства.

3. Контрольная задача означает  необходимость осуществления финансового  контроля за законностью и  целесообразностью собирания, распределения  и использования денежных ресурсов.

Финансовая деятельность государства  осуществляется различными методами. Их разнообразие зависит от многих факторов: от субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования  денежных средств.

В юридической литературе принято  делить методы осуществления финансовой деятельности на две группы:

  • методы собирания денежных средств;
  • методы распределения и использования денежных средств.

2.1 Методы собирания денежных  средств

К методам собирания фондов денежных средств относятся:

1. обязательные методы:

1.1. налоговый метод (метод установления  налогов) - используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, организаций и учреждений в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты;

1.2. уплата пошлин;

1.3. обязательные платежи в государственные  внебюджетные фонды;

2. добровольные методы:

2.1. добровольные вклады в банки;

2.2. покупка государственных ценных  бумаг;

2.3. приобретение лотерей.

В отношениях государства с государственными и негосударственными предприятиями, учреждениями, с общественными организациями  и гражданами в основном используется налоговый метод, при котором  часть доходов, прибыли названные  субъекты в обязательном порядке, в  установленные законом сроки  и в установленных размерах отчисляют  в бюджет. К этой же группе относится  уплата пошлины. Пошлины, в отличие  от налогов, взимаются, как правило, за какие-либо услуги. Законом строго ограничен круг органов, взимающих  пошлину, установлены ее размеры.

Обязательным методом собирания  фондов денежных средств являются взносы во внебюджетные фонды (социального  страхования, занятости населения, медицинского страхования, пенсионный фонд), уплачиваемые предприятиями, организациями  и гражданами и используемые на выплаты  пенсий и различных пособий. [2.5; 38]

 

2.2 МЕТОДЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Методы распределения и использования  фондов денежных средств: самофинансирование, кредитование, государственное финансирование. Плановая, целевая, безвозмездная и  безвозвратная выдача государственных  денежных средств из бюджета называется государственным финансированием.

Самофинансирование выражается в  безвозмездном и безвозвратном  предоставлении денежных средств в  отношении государственных организаций.

Кредитование - это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в виде банковских ссуд. Последние подлежат возврату в назначенный срок, за них взимается определенный процент.

К другим методам данной группы можно  отнести расчеты с держателями  облигаций, иных ценных бумаг, а также  выплаты страховых и других различных  пособий, пенсий.

В целях урегулирования финансовой деятельности государство использует самый действенный регулятор - право. Формы финансовой деятельности разнообразны. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми.

Правовые формы выражаются в установлении или применении норм права. А неправовые - это инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний, разъяснение финансового законодательства, финансово-технические операции и т. д. Неюридические формы создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер действий органов государственной власти в области финансов.

Государственные органы в пределах своей компетенции принимают  финансово-правовые акты, посредством  которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения  в области аккумуляции, распределения  и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. [2.4; 40]

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги своей работы, посвященной методам осуществления финансовой деятельности, хотелось остановиться на основных выводах, проведенного мной исследования.

Финансы - это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и  использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного  продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ. А также средством  стимулирования развития государства.

Информация о работе Методы и принципы осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований