Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 13:33, контрольная работа
Основной целью моей работы является исследование методов и принципов финансовой деятельности государства.
В соответствии с данной целью были поставлены и решены следующие основные задачи:
1. определение понятия финансов, финансовой системы и финансовой деятельности;
2. рассмотрение методов,принципов, форм и функций финансовой деятельности;
3. выявление особенностей осуществления финансовой деятельности государства и компетенции органов государственной власти в процессе осуществления государством финансовой деятельности;
4. более подробное изучение методов финансовой деятельности.
1. Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика финансов и финансовой деятельности государства………………………………………………………………………5
1.1 Понятие финансов, финансовой системы и финансовой деятельности государства…………………………………………………….5
1.2 Принципы, функции и методы финансовой деятельности российского государства……………………………………….8
1.3 Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность государства………………………………………………………11
Глава 2. Основные методы осуществления финансовой деятельности государства………………………………………………………………………16
2.1 Методы собирания денежных средств…………………………………….17
2.2 Методы распределения и использования денежных средств…………….18
Заключение………………………………………………………………………20
Список использованных источников…………………………………………..22
Различают следующие органы общей компетенции:
1. Государственная Дума Российской Федерации: обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Представительные органы и органы исполнительной власти общей компетенции всех уровней осуществляют функции в области финансовой деятельности наряду с другими своими функциями в пределах соответствующей территории (утверждение бюджетов соответствующих уровней, установление налогов и сборов, принятие законов по вопросам финансов; а органы исполнительной власти принимают меры по их реализации под контролем представительных органов.
2. Президент Российской Федерации как глава государства: обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, обращается с ежегодным посланием к Федеральному Собранию (ст. 80 Конституции РФ).
Президент РФ подписывает и обнародует
федеральные законы, издает указы
и распоряжения по вопросам формирования
и исполнения бюджетов, внебюджетных
государственных фондов, финансирования
государственных расходов федерального
уровня, денежно-кредитной политики,
организации расчетов, регулирования
валютных и других финансовых отношений.
Организации органов финансово-
В целях информационно-
3. Правительство Российской Федерации: обеспечивает проведение единой финансовой кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.
Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т. д.).
Кроме того, существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Это система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля. [2.1;125]
В единую систему органов
Управляя финансами согласно своим полномочиям, все эти органы организуют осуществление единой государственной финансовой политики.
Далее рассмотрим задачи органов государственного управления специальной компетенции.
В ведении Министерства финансов Российской Федерации:
-совершенствование бюджетной системы РФ, разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;
-концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;
-разработка проектов федерального бюджета и обеспечение его исполнения;
-составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
-осуществление своей компетенции государственного финансового контроля;
-разработка и реализация единой политики в сфере финансовых рынков РФ;
-участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней.
Федеральное казначейство Российской Федерации осуществляет:
-организацию, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах казначейства, исходя из принципа единства кассы;
-регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;
-управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга;
-краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;
-сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов, ведение операций по учету Государственной казны РФ;
-разработку методологических инструктивных материалов по вопросам, относящимся к компетенции казначейства.
Центральный банк Российской Федерации (Банк России):
-является юридическим лицом, одновременно осуществляет функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями;
-издает нормативные акты ,обязательные для федеральных органов государственной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, отнесенных к его компетенции;
-уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью.
Налоговые органы осуществляют контроль
за соблюдением законодательства о
налогах, правильностью их исчисления,
полнотой и своевременностью внесения
в соответствующие бюджеты
Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляют управление финансами пенсионного обеспечения в РФ, управление государственным фондом занятости населения, а также фондом социального и обязательного медицинского страхования в РФ.
Органы Министерства внутренних дел
Российской Федерации также участвуют
в осуществлении финансовой деятельности
государства. Они обязаны оказывать
практическую помощь работникам государственных
налоговых инспекций при
Таким образом, особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной им компетенции.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Финансовая деятельность любого государства представляет собой процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства и органов местного самоуправления.
Финансовая деятельность вызвана
объективной необходимостью распределения
и перераспределения в денежной
форме национального дохода. Это
первое объективное условие
Товарное производство и действие
закона стоимости объективно определили
необходимость существования
В процессе осуществления финансовой деятельности государство решает в данной сфере следующие три задачи:
1. В соответствии с федеральным
бюджетом - финансовым планом обеспечить
плановое собирание и
2. Распределить фонды денежных
средств таким образом, чтобы
стимулировать развитие
3. Контрольная задача означает
необходимость осуществления
Финансовая деятельность государства
осуществляется различными методами.
Их разнообразие зависит от многих
факторов: от субъекта взаимоотношений,
условий аккумуляции и
В юридической литературе принято делить методы осуществления финансовой деятельности на две группы:
2.1 Методы собирания денежных средств
К методам собирания фондов денежных средств относятся:
1. обязательные методы:
1.1. налоговый метод (метод
1.2. уплата пошлин;
1.3. обязательные платежи в
2. добровольные методы:
2.1. добровольные вклады в банки;
2.2. покупка государственных
2.3. приобретение лотерей.
В отношениях государства с государственными и негосударственными предприятиями, учреждениями, с общественными организациями и гражданами в основном используется налоговый метод, при котором часть доходов, прибыли названные субъекты в обязательном порядке, в установленные законом сроки и в установленных размерах отчисляют в бюджет. К этой же группе относится уплата пошлины. Пошлины, в отличие от налогов, взимаются, как правило, за какие-либо услуги. Законом строго ограничен круг органов, взимающих пошлину, установлены ее размеры.
Обязательным методом
2.2 МЕТОДЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И
Методы распределения и
Самофинансирование выражается в
безвозмездном и безвозвратном
предоставлении денежных средств в
отношении государственных
Кредитование - это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в виде банковских ссуд. Последние подлежат возврату в назначенный срок, за них взимается определенный процент.
К другим методам данной группы можно отнести расчеты с держателями облигаций, иных ценных бумаг, а также выплаты страховых и других различных пособий, пенсий.
В целях урегулирования финансовой деятельности государство использует самый действенный регулятор - право. Формы финансовой деятельности разнообразны. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми.
Правовые формы выражаются в установлении или применении норм права. А неправовые - это инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний, разъяснение финансового законодательства, финансово-технические операции и т. д. Неюридические формы создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер действий органов государственной власти в области финансов.
Государственные органы в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. [2.4; 40]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги своей работы, посвященной методам осуществления финансовой деятельности, хотелось остановиться на основных выводах, проведенного мной исследования.
Финансы - это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ. А также средством стимулирования развития государства.