Международное финансовое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 13:07, реферат

Описание работы

Целью моей работы являются следующие аспекты:
1) Дать понятие международной финансовой системы;
2) Выделить ее объект, предмет и виды, а также систему и принципы;
3) Показать соотношение с международной нормативной системой;
4) Рассказать точки зрения на международное финансовое право;
5) Показать роль международных организаций в финансовой системе;

Содержание работы

Введение
1. Понятие международной финансовой системы
2. Предмет, объект и виды МФО
3. Соотношение МФС с международной нормативной системой
4. Точки зрения на международное финансовое право
5. Система и принципы МФП
6. Международные организации в МФС
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ФП реферат.docx

— 51.12 Кб (Скачать файл)

     Ядро  МФП составляет право МВФ, которое, по сути, в значительной своей части  универсально и императивно. МВФ  представляет собой механизм, сопоставимый с функциями мирового министерства финансов. В то же время система  и право МВФ требуют корректировки.

     В увязке с правом МВФ создаются  и существуют нормы, институты и  субинституты многосторонних соглашений, касающихся финансовой проблематики и охватывающих различное количество государств.

     Кроме того, в МФП существуют нормативные  комплексы, задействованные в регулировании  МФО на региональном уровне (например, в ЕС). Наконец, в состав МФП входит большое количество норм, институтов и субинститутов, регулирующих двусторонние МФО.

     МФП тесно переплетается с подотраслями, институтами/субинститутами международного процессуального права, международного административного права и некоторых других отраслей МП.

     При систематизации МФП его нормы, по образцу МП в целом, вполне можно  подразделить на общую и особенную (или специальную) части. В общую  часть входят нормы, институты и  субинституты, которые охватывают, пронизывают своим регулированием все МФО, а в особенную - нормы, институты и субинституты, которые регулируют лишь отдельные вопросы, «срезы», группы МФО.

     Следовательно, в общую часть МФП можно  включить нормы и институты, касающиеся «лиц и вещей», т.е. закрепляющие:

     - правовое положение субъектов  МФП;

     - статус операторов МФО (например, «международное банковское право»; имеется в виду «международное публичное банковское право»);

     - правовой режим финансовых ресурсов (и некоторые другие).

     В особенную часть МФП входят следующие  институты:

     - «международное платежное право» (или: «международное платежно-расчетное право»);

     - «международное валютное право»; «международное кредитное право»;

     - право международной финансовой  помощи;

     - институт международных финансовых  услуг;

     - «международное долговое право»;

     - институт, регулирующий борьбу с отмыванием «грязных денег» (и другие).

     В международной финансовой системе  прослеживается тенденция создания региональных платежных, валютных союзов. Соответственно в составе МФП  можно выделить институт, регулирующий интеграционные процессы и связи  в финансовой сфере.

     МФП очень тесно переплетается с  международным инвестиционным правом. Между этими двумя подотраслями МЭП имеются общие институты/субинституты, например институт, регулирующий транснациональное движение инвестиций в финансовой форме.8

     Принципы  МФП:

     «Структуродержащим» компонентом системы МФП являются его принципы. Специальные («подотраслевые») принципы МФП - это наиболее общие нормы, обладающие всеобщим признанием и высокой юридической силой. Принципы МФП вытекают из общих принципов МП и специальных принципов МЭП.

     Принципы  МФП закрепляют основные права и  обязанности субъектов МП в международной  финансовой системе, служат основой  для создания других норм, обеспечивают единство системы МФП, помогают восполнять пробелы и т.п. По сути, каждый принцип  является одновременно своеобразным международно-правовым институтом/субинститутом, поскольку содержит в себе (в свернутом виде) нормы, раскрывающие, детализирующие принцип.

     В российской правовой литературе нет  единства подходов к составу и  содержанию принципов МФП. Думается, что можно говорить о существовании  в МФП (аналогично в МП в целом  и, соответственно, в МЭП в частности) двух категорий принципов:

     - принципов, имеющих материальное  или процессуальное содержание (наполнение);

     - принципов, выполняющих роль метода  сопоставления и уравнивания  условий, предоставляемых одним  субъектом МП другому субъекту МП, его «лицам и вещам».

     К первой категории относятся следующие  принципы МФП, имеющие конвенционную  или обычно-правовую природу:

     - принцип государственного суверенитета  в отношении национальных финансов  и финансовой системы;

     - принцип свободы участия частных  лиц на международном валютном  рынке в соответствии с национальным  законодательством;

     - принцип равновесия платежных  балансов;

     - принцип свободы выбора валютного  курса под контролем МВФ;

     - принцип запрета на использование  девальвации (смены валютного  курса) в качестве средства  конкурентной борьбы на товарных  рынках;

     - принцип свободы выбора платежно-расчетных  систем в двусторонних отношениях  при ненанесении ущерба международной финансовой системе;

     - принцип возврата (погашения) государственных  внешних долгов;

     - принцип льготного кредитования  развивающихся стран;

     - принцип совместных действий  по недопущению финансовых кризисов (в том числе путем взаимодействия  с МВФ);

     - принцип оказания финансовой  помощи в случае финансового  кризиса;

     - принцип гарантирования в отношении  финансовых рисков и др.

     Набор указанных принципов представляется достаточно произвольным. Он может  быть скорректирован или расширен. Безусловно, в содержании каждого из таких принципов возникают и будут возникать (и легализовываться) определенные исключения, которые сами по себе могут быть принципами.

     Ко  второй категории принципов относятся  так называемые принципы-стандарты, которые помогают, в частности, уравнивать внутригосударственные правовые режимы или условия «вхождения» иностранных лиц и вещей в «чужую правовую среду». Тем самым все эти принципы «служат» одному «богу» - равноправию, недискриминации.

     Данные  принципы не имеют собственного содержательного  наполнения. Они могут быть применены («приложимы») к любой сфере международного сотрудничества. Субъекты МП в силу обычая или международного договора используют указанные принципы в разных сочетаниях применительно к различным (широким или узким) сферам правоотношений.

     В круг таких принципов включаются:

     - принцип недискриминации (в МФП он приобретает форму принципа недискриминации в МФО; например, недискриминации при предоставлении кредитов, недискриминации при освобождении от двойного налогообложения);

     - принцип предоставления режима  наиболее благоприятствуемой нации;

     - принцип предоставления национального  режима;

     - принцип преференций; 

     - принцип взаимности.9 
 
 
 

     Международные организации в  МФС

     Важную  роль в обеспечении правопорядка в мировой финансовой (и экономической) системе играют международные финансовые организации.

     Можно даже утверждать, что метод регулирования  при помощи международных организаций, метод многостороннего регулирования  в международной финансовой системе  оказался наиболее востребованным.

     Международные (межправительственные/межгосударственные) финансовые организации являются субъектами МП и, соответственно, международного финансового права (МФП).

     Следует сразу же подчеркнуть: международные  финансовые организации - понятие условное. Под международной финансовой организацией понимается такая организация, которая  наделена ее участниками компетенцией осуществлять деятельность в валютно-финансовой сфере, в той или иной степени задействована в функционировании международной финансовой системы.

     Другими словами, международной финансовой организацией можно считать практически  любую международную организацию, присутствие которой в международной  финансовой системе заметно. Существует множество классификаций МФО - в  зависимости от различных критериев.

     По  критерию «углубленности в финансовую проблематику» можно разделить международные организации на две категории:

     а) организации, у которых финансовая сторона деятельности не является главной, преобладающей, а является технической, вспомогательной; финансовая сторона  лишь обслуживает основную деятельность такой международной организации (ООН);

     б) организации, у которых финансовая сторона деятельности является главной (МВФ) или преобладающей. Именно такие  организации можно отнести к  разряду МФО.

     По  критерию количественного состава  МФО можно подразделить на:

     - универсальные (МВФ, МБРР);

     - многосторонние (или условно универсальные);

     - региональные (ограниченного состава) или межрегиональные;

     - двусторонние.

     По  компетенции МФО делятся на:

     - МФО специальной финансовой компетенции;  МФО с компетенцией в сфере  валютных, или долговых, или расчетных, или «противоотмывочных»отношений и т.п. Отдельные подгруппы составляют международные банки, фонды;

     - широкой (или смешанной) компетенции,  в том числе общефинансовые; сюда можно отнести МФО, которые действуют по двум или более направлениям, несут две (и более) функции в международной финансовой системе.

     По  степени участия государств в  МФО все такого рода организации  можно подразделить на:

     - межгосударственные/межправительственные (публичные);

     - неправительственные.

     По  степени участия в процессах  интеграции и сотрудничества МФО  подразделяются на:

     - МФО интеграционного характера  (являющиеся основой/опорой финансовой  стороны интеграции). Такие МФО  являются основой платежных и  валютных союзов;

     - МФО координационного характера  (нацеленные, главным образом, на  координацию различных аспектов  сотрудничества).

     По  организационному (институциональному) началу МФО делятся на:

     - собственно организации;

     - параорганизации.

     Можно было бы также выделить такое явление, которое условно обозначается как «группы интересов». Как правило, это неоформленные образования, носящие политический характер. «Группы интересов» могут быть глобальными («Большая восьмерка»), локальными и др. Они могут быть автономными, а могут существовать в рамках международных организаций. Словом, «группы интересов» - это, если использовать известный термин, «мягкие организации».

     Приведенные классификации помогают понять природу  той или иной международной финансовой организации, ее роль и место в  международной финансовой системе.

     Наиболее  заметной и значимой международной  финансовой организацией в настоящее  время является, конечно же, Международный  валютный фонд (МВФ).10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Развитие  экономического сотрудничества между  государствами привело к разветвлению различных по своему содержанию видов  хозяйственных связей. В частности, за последние годы значительно расширились  межгосударственные финансовые, кредитные  и валютные отношения. Являясь одной  из форм экономического, научно-технического и культурного сотрудничества между  государствами, эти отношения вместе с тем имеют специфические  особенности. Учет этих особенностей позволяет  объединить указанные отношения  в одну группу международных финансовых отношений и выявить специфику  их международно-правового регулирования.

     В XX в., в особенности после второй мировой войны, в связи с развитием  международного обмена, а также расширением  и дифференциацией форм сотрудничества разных стран в политической, экономической  и культурной областях возникла необходимость  дальнейшего расширения международных  финансовых отношений. Появились многочисленные международные организации, члены  которых – суверенные государства  – принимают на себя определенные финансовые обязательства. Были созданы  специализированные международные  финансовые организации (Международный  валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.). Такие организации получают и  предоставляют международные займы.

Информация о работе Международное финансовое право