Международное сотрудничество государств в области борьбы с экономической преступностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 12:30, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – исследование понятия экономической преступностии мер борьбы с ней, а также существующих отношений на международном уровне и между государствами по борьбе с экономическими преступлениями и разработка на этой основе предложений по совершенствованию международного сотрудничества в данной сфере и его правового регулирования.
Поставленная цель конкретизируется в ряде исследовательских задач:
- проанализировать становление и развитие уголовного законодательства в сфере экономики;
- раскрыть правовую природу экономической преступности;
- дать анализ основных направлений борьбы с экономической преступностью и ее особенности;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Экономическая преступность в международном уголовном законодательстве
1.1 Понятие, причины и условия экономической преступности в международном уголовном праве
1.2 Признаки экономической преступности в международном уголовном праве
1.3 Классификация экономических преступлений в международном уголовном праве
1.4 Масштабы экономической преступности и ее общественная опасность
1.5 Эволюция уголовного законодательства в сфере экономики
Глава 2. Меры борьбы с экономической преступностью
2.1 Основные направления борьбы с экономической преступностью
2.2 Особенности предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности
2.3 Особенности борьбы с экономической преступностью
Глава 3. Международное сотрудничество государств в области борьбы с экономической преступностью
3.1 Сотрудничество государств в обеспечении экономической безопасности
3.2 Деятельность международных организаций по борьбе с преступностью
3.3 Проблемы и перспективы сотрудничества в области борьбы с преступностью и укрепления правопорядка для обеспечения экономического развития
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом 2 (2).docx

— 170.48 Кб (Скачать файл)

Специально-криминологические  меры отдают предупреждение экономических  преступлений различным элементам  правоохранительной системы (органы государственной  власти разного уровня, органы государственного контроля, органы финансового контроля, правоохранительные органы, общественные организации). Эти меры включают: выявление  и устранение причин и условий, способствующих экономическим преступлениям; установление лиц, замышляющих (подготавливающих) их; обеспечение максимально результативного  раскрытия преступлений.

Главное в профилактике - своевременность, а она возможна лишь тогда, когда имеется соответствующая  информация, помогающая:

  • выявить, нейтрализовать и устранить причины и условия, способствующие совершению преступлений в сфере экономической деятельности;
  • установить лиц, замышляющих (подготавливающих) совершение преступления;
  • обеспечить максимально результативное раскрытие преступлений.

Указанные меры должны базироваться на соответствующей кадровой, материально-технической  обеспеченности правоохранительных органов, надежной правовой и социальной защищенности их работников.

Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности требует от правоохранительных органов  высокого уровня взаимодействия. Одной  из его форм является четко отлаженный, интенсивный обмен информацией. Оперативность информационного  взаимодействия между правоохранительными органами - важный показатель успешной борьбы с преступностью в сфере экономической деятельности38.

К правовым мерам борьбы с экономической преступностью  следует отнести:

- совершенствование правового регулирования борьбы с экономическими преступлениями и мобилизацию правоохранительных органов на ее осуществление;

- существенный пересмотр (с точки зрения позитивного изменения) действующей нормативной базы, регулирующей экономическую деятельность;

- введение соответствующих современным экономическим отношениям норм, повышающих ответственности за криминальную экономическую деятельность.

Необходимость мобилизации  правоохранительных органов связана  с требованием повышения эффективности  работы правоохранительных органов  в области предупреждения экономических  преступлений. Речь идет не только о  совершенствовании имеющихся методов  данной деятельности и критериях  оценки ее результатов, но и о качественном обогащении и изменении их содержания.

Вместе с тем изучение эффективности системы предупреждения экономической преступности показывает, что, несмотря на достаточно большое  количество ее субъектов, их деятельность существенного влияния на оздоровление дел в экономике пока не оказывает. Сказывается отсутствие целостного представления о способах государственного регулирования экономики, идеологии контроля над развитием экономических отношений в целом.

Продолжающийся процесс  криминализации экономических отношений  требует своевременной корректировки  законодательной базы, внесения изменений  в стратегию и тактику деятельности контролирующих и правоохранительных органов, в специальные программы борьбы с преступностью.

 

 

 

2.3 Особенности борьбы с экономической преступностью

 

 

К основным направлениям в  организации борьбы с экономической  преступностью относятся: анализ официальной  и оперативной информации о состоянии  экономической преступности; определение  приоритетных направлений  в обеспечении  экономической безопасности; разработка и выполнение специальных программ по борьбе с экономической организованной преступностью, как на международном  уровне, так и на локальном, национальном уровне39.

Источниками криминологической  информации о состоянии экономической  преступности являются: официальные  статистические данные о выявленных преступлениях, лицах, их совершивших, причиненном и возмещенном материальном ущербе, направленных в суд уголовных  делах и вынесенных приговорах; сведения контролирующих органов о выявленных нарушениях в сфере экономической  деятельности; материалы органов  прокуратур о проверке соблюдения законности в экономической сфере и принятых мерах; обобщение судебной практики по делам об экономических преступлениях; результаты научных, социологических  исследований состояния экономической  преступности и уровня ее латентности  и др.

В законотворческой и правоприменительной  практике важно в полной мере учитывать  данные о состоянии преступности в экономике из максимально возможных источников информации. Эти данные необходимо использовать на всех стадиях правоприменительного процесса.

Необходимо своевременно прогнозировать развитие криминальной ситуации в той или иной области  или отрасли. Результаты прогноза необходимо использовать для подготовки предложений  в законодательные, исполнительные органы регионального уровня, а также  в международные органы и организации  для нейтрализации преступлений.

Очень интересной представляется идея о создании «Информационных  банков данных» с соответствующим  принятием акта или закона, который  бы регулировал деятельность банков в этой сфере. Это бы сыграло значительную роль в предупреждении экономических преступлений в кредитно-финансовых отношениях40 и в свою очередь позволило бы правоохранительным органам осуществлять проверку законности возникновения первичного капитала, законности операций, проводимых субъектами кредитно-финансовых отношений, проверку добросовестности этих субъектов по ранее осуществленным сделкам.

Актуально принятие более  эффективных мер по укреплению взаимодействия различных  правоохранительных структур и государственных органов с  соответствующими структурами других государств в экономической сфере, а также этих органов с общественными организациями, детективными и охранными структурами и службами безопасности хозяйствующих, объектов. При этом важно решение задачи по декриминализации территорий и объектов экономики.

В поле зрения подразделений  по борьбе с экономической преступностью  должны находиться: противоправное использование  государственных средств, инвестиций, операции на финансовом, наличном и  валютном рынках, во внешнеэкономической  деятельности, со стратегически важными  сырьевыми ресурсами, мошенничество  и незаконное предпринимательство  на потребительском рынке. С целью  пресечения вывоза валютных средств  из региона необходимо взаимодействие органов валютного контроля разных государств и проведение ими проверок подозрительных внешнеэкономических сделок, проверка имеющихся фактов не возврата валютной выручки, контрактов на оказание маркетинговых услуг и пр. Особое внимание уделять сбору (взаимодействуя с правоохранительными органами зарубежных стран и НЦБ Интерпола в России) неопровержимых улик, свидетельствующих об умышленном вывозе валютных средств, розыску и задержанию виновных, наработке практики выявления и расследования преступлений, предусмотренных уголовным законодательством.

Подразделения по борьбе с  экономической преступностью, по борьбе с организованной преступностью  участвуют в выявлении каналов  финансирования бандитских формирований и террористических группировок41.

Основные усилия правоохранительных и контролирующих органов в борьбе с экономической преступностью  должны направляться на:

• проведение мероприятий по выявлению и пресечению преступлений в сфере финансово-кредитных отношений, в экспортно-импортных операциях, особенно с сырьевыми ресурсами, в процессе приватизации, при обеспечении государственного регулирования оборота подакцизных товаров, при защите бюджетных средств, в том числе направляемых на социальные цели;

• проведение совместных мероприятий направленных на  предупреждение, выявление и пресечение легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, и проверку законности перевода валютных средств в оффшорные зоны;

• проведение комплексных оперативно-розыскных мероприятий в отдельных отраслях экономики, на хозяйствующих субъектах, в отношении которых имеются основания полагать, что они подконтрольны организованным преступным группам; сообществам либо на них совершаются тяжкие экономические преступления;

• осуществление во взаимодействии с налоговыми и регистрационными органами комплексных проверок достоверности регистрационных данных фирм, не отчитывающихся перед налоговыми органами либо представляющих "нулевые" балансы;

• выявление, предупреждение и пресечение деятельности этнических и иных преступных формирований, действующих в сфере экономики, а также перекрытие каналов поступления материально-технической и финансовой помощи незаконным вооруженным, бандитским и международным террористическим формированиям;

• укрепление взаимодействия и координации всех правоохранительных органов, чёткое закрепление их компетенции и ответственности за конечные результаты правоохранительной деятельности.

Сравнивая законотворческую и правоприменительную практику стран с различными моделями государственного устройства, можно выделить следующие  стратегии в борьбе с организованной экономической преступностью: контроля, противодействия и нейтрализации42.

Представляется, что о  стратегии контроля над преступностью  можно говорить, когда имеется  система мер, включая необходимые  ресурсы и возможности, позволяющая  удерживать явление в определенных рамках, т. е. быстро реагировать на появление новых тенденций организованной преступности путем упреждающего изменения  законодательства, усиления мер безопасности при опоре на социальный капитал.

По мнению американского  социолога Ф. Фукуямы, социальный капитал  представляет собой определенный потенциал  общества или его части, возникающий  как результат наличия доверия  между его членами. Поэтому стратегия контроля — это прерогатива высокоразвитых стран, где реализуется модель правового государства, которые в рамках борьбы с преступностью руководствуются принципом наступательности. Здесь имеет место развитая непротиворечивая система права, высок авторитет суда, действует принцип уважения прав и свобод человека и гражданина, а в качестве скрытого контроля над организованной преступностью предусмотрено активное использование оперативно-розыскной деятельности как метода скрытого расследования и метода защиты участников уголовного судопроизводства, проверки высших чиновников государства перед их назначением на должность.

Стратегия нейтрализации  характерна, как представляется, для  модели полицейского государства (в  качестве примера можно назвать  страны Европы, включая Россию, в XVII—XIX вв. и в современное время). В  этом случае реальные возможности преступности фактически равны потенциалу правоохранительных органов. То есть правоохранительные органы не могут в полной мере контролировать экстремистские и террористические организации (что позволяет последним  создавать реальную угрозу обществу и государству), но у них имеется  реальная возможность сдерживать преступность путем принятия адекватных и своевременных  мер. Основное усилие оперативно-розыскной  деятельности направлено против террористических организаций, в которые внедряются оперативные сотрудники для подрыва  изнутри или сбора доказательств  о противоправной деятельности.

Стратегия противодействия  применяется на переходном этапе  в России, когда фактически происходит отказ от тех приемов и методов, свойственных несуществующей модели государства, а взятая на вооружение система защиты прав и свобод человека и гражданина (правовое государство) не позволяет  эффективно бороться с преступностью  организованного характера. Одновременно не в полной мере учитывается реальная опасность организованной преступности, которая активно действует в  сфере экономики и может быть связана как с экстремистскими, так и с террористическими  организациями, в связи, с чем  на законодательном уровне не вырабатываются адекватные меры реагирования. Такое положение проявляется в достаточно пассивной (по сравнению со стратегией контроля) деятельности правоохранительных органов, что обусловлено, в частности, отсутствием возможности своевременного получения необходимой разведывательной информации о противнике. В законодательном плане имеет место запаздывание в разработке системных мер, необходимых для борьбы с преступностью; действующее законодательство не в полной мере систематизировано, что создает условия для противоречивой судебной практики. Наибольшую же эффективность правоохранительные органы демонстрируют в условиях чрезвычайной ситуации, что в конечном итоге не укрепляет стабильность и безопасность общества и государства. Но и тогда оперативно-розыскная деятельность еще не признается как метод скрытого расследования, позволяющий добывать доказательства и осуществлять поиск свидетелей43.

По мнению В.Н. Кудрявцева, борьба с преступностью представляет собой совокупность ряда стратегий, используемых в разное время, для  разных целей и при разных обстоятельствах.

Таким образом, по мере развития новой государственности в России в рамках борьбы с преступностью, включая ее организованные формы, будет  осуществляться переход от стратегии  противодействия к стратегии  контроля над организованной экономической  преступностью, что означает переход  к активному использованию приемов  и методов оперативно-розыскной  деятельности, изменение законодательства в этой сфере, повышение качества подготовки кадров и улучшение самой  технологии раскрытия и расследования  такого рода преступлений.

Информация о работе Международное сотрудничество государств в области борьбы с экономической преступностью