Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 12:11, дипломная работа
В результате рыночных преобразований внешнеэкономические деятельность (ВЭД) превратилась в один из основных факторов, определяющих состояние экономического развития Российской Федерации и ее отдельных регионов. В свою очередь участие субъектов в международном и внешнеэкономическом сотрудничестве с зарубежными государствами и их субъектами становится важнейшим фактором расширения международных и внешнеэкономических связей России, что в полной мере соответствует общемировым тенденциям, поскольку протекающие процессы приводят к тому, что субнациональные территории становятся все более активными участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
Регионы, осуществляя внешнеэкономические связи, обладают специфическими интересами и возможностями их реализации, что закономерно порождает ряд трудностей. Необходимостью создания таких форм организации внешнеэкономической деятельности региона, при которых наиболее рационально могут быть использованы его права и полномочия в этой сфере; потенциал (ресурсный, кадровый, внешнеэкономический и т.д.) при условии эффективности работы всех участников внешнеэкономической деятельности региона (органов управления, хозяйствующих субъектов, содействующих организаций), а также соблюдении федерального законодательства и линии внешнеэкономической политики страны обусловлена актуальность исследования.
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Источник: Основные показатели социально-экономического
положения в январе-декабре 2005 года:
Статистический бюллетень / Территориальный
орган Федеральной службы государственной
статистики 2006. – 177 с.
Номинальный рост доходов населения стимулировал
рост розничного товарооборота в 2004-2005
гг. рост платных услуг населению. За этот
период прирост розничной торговли в целом
по Сахалинской области повысился и составил
111,2 % (в 2004г. этот показатель составлял
109,8% (таблица 1.7).
Таблица 1.7 – Оборот и темпы прироста в
потребительском секторе экономики Сахалинской
области в 2005г.
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
Источник: Основные показатели социально-экономического
положения в январе-декабре 2005 года:
Статистический бюллетень / Территориальный
орган Федеральной службы государственной
статистики , 2006. – 177 с.
Неустойчивость экономической конъюнктуры
обусловливает и неустойчивость ситуации
на рынке труда региона. В 2005г. численность
экономически активного населения осталась
практически на уровне 2004г (таблица 1.8).
Таблица 1.8 – Численность экономически
активного (населения на конец 2005г.)
|
|
|
| |
|
| |||
|
|
|
|
|
Источник: Основные показатели социально-экономического
положения в январе-декабре 2004г.
2005
По-прежнему, наиболее активное население
продолжает мигрировать с области в основном
центральные европейские районы страны.
Экономическое развитие региона все в
большей степени сталкивается с проблемой
заполнения квалифицированных рабочих
мест, особенно в обрабатывающей промышленности,
высокотехнологичных сферах сервиса и
услуг. В перспективе это может стать одним
из наиболее сильных негативных факторов
экономического роста и обусловит объективное
изменение миграционной политики России
и ее субъектов Федерации в отношении
трудовой миграции из сопредельных стран.
В 2005г. население Сахалинской области
уменьшилось. Показатель почти на 7% меньше,
чем был в 2004г. Складываются объективные
предпосылки того, что Сахалинской области
удастся преломить тенденцию уменьшения
населения. Этот факт косвенным образом
подтверждают те самые макроэкономические
индикаторы – достаточно высокие темпы
роста в основных секторах экономики:
промышленности, строительстве, торговле,
транспорте и связи (таблица 1.9).
Таблица 1.9 – Общие потери населения в
2004-2005 гг., чел.
|
|
| ||
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
Источник: Основные показатели социально-экономического
положения в январе-декабре 2005 года:
Статистический бюллетень / Территориальный
орган Федеральной службы государственной
статистики 2006. – 177 с.
Эффективность экономики и условия ведения
хозяйственной деятельности, особенно
перспективные оценки возможностей развития
Сахалинской области, как правило, связаны
с ожиданиями в инвестиционной сфере.
Эти ожидания основаны на текущей деловой
активности и на оценках инвестиционного
риска на тех или иных территориях области.
На развитие экономики и социальной сферы
области в январе-декабре 2005 года было
использовано 64 млрд. рублей инвестиций
в основной капитал (105,0 % прироста к уровню
января-декабря 2005г.), (таблица 1.10)
На современном этапе динамика производства
и инвестиций, имеет весьма неоднородную
территориальную структуру. Так, например,
в 2005г. сложился сравнительно высокий
инвестиционный потенциал (в терминах
конъюнктурных ожиданий) средне годовые
темпы роста инвестиций в основной капитал
превышают 5%. Сахалинская область, является
абсолютными лидерами в области инвестиционной
активности. Если в ЕАО рост инвестиций
обусловлен значительным увеличением
объемов финансирования из федерального
бюджета и увеличения расходов предприятий
и организаций на модернизацию оборудования,
то в Сахалинской области основой прироста
инвестиций в основной капитал являются
долговременные проекты освоения шельфовой
зоны.
Таблица 1.10 – Инвестиции в основной капитал
в январе-декабре 2006г.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Источник: Основные показатели социально-экономического
положения в январе-декабре 2005 года:
Статистический бюллетень / Территориальный
орган Федеральной службы государственной
статистики , 2006. – 177 с.
Тем не менее, уровень инвестиционных
рисков по-прежнему высок, в первую очередь,
из-за недостаточного правового обеспечения
защиты внутренних и внешних инвесторов,
отсутствия эффективных механизмов трансформации
сбережений населения и финансовых вложений
в инвестиции, высокой стоимости кредитных
ресурсов.
Перспективы наращивания инвестиционной
активности в регионе в значительной степени
связаны с возможностями укрепления инвестиционного
рейтинга региона.
В целом, несмотря на сложности текущей
экономической динамики социально-экономического
развития региона, сахалинскую область
отличают хорошие стратегические перспективы
и возможности, где существенное место
занимает потенциал внешнеэкономического
сотрудничества. Этот потенциал обусловлен
взаимодействием двух ключевых системных
факторов. С одной стороны – преимущество
и выгоды экономико-географического положения,
обладание эффективными, с точки зрения
конкурентоспособности, природными ресурсами
(энергетическими, лесными, рыбными, ).
С другой стороны, это емкие и расширяющиеся
рынки сопредельных стран АТР, структурно
открытые экономическому (прежде всего
сырьевому, транспортно-транзитному, инвестиционному)
потенциалу Сахалинского региона. Широкомасштабное
и динамичное развитие экономического
сотрудничества Сахалинской области со
странами АТР может и должно стать не только
одним из важнейших условий стабилизации
и роста экономики региона, но и иметь
определяющее значение в плане усиления
геополитических позиций России в этом
регионе.
2. Современное состояние и эффективность
международных, внешнеэкономических связей
Сахалинской области
2.1.Организация деятельности
Комитета международных, внешнеэкономических
и межрегиональных связей Сахалинской
области
Комитет международных, внешнеэкономических
и межрегиональных связей Сахалинской
области является органом исполнительной
власти Сахалинской области, осуществляющим
на ее территории руководство деятельностью
в сфере международных, внешнеэкономических
и межрегиональных связей.[1]
Комитет является юридическим лицом, имеет
круглую печать с полным наименованием
и с изображением государственного герба
РФ, а также необходимые для его деятельности
печати, штампы, бланки. Осуществляет свою
деятельность во взаимодействии с органами
исполнительной власти Сахалинской области,
соответствующими территориальными органами
федеральных органов исполнительной власти
и субъектов РФ, государственными, общественными
и коммерческими иностранными организациями,
ассоциациями и фондами, а также Посольствами,
Консульствами и Торговыми представительствами
России в иностранных государствах.
Комитет в своей деятельности руководствуется
Конституцией РФ, международными договорами,
федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента РФ, постановлениями и распоряжениями
Правительства РФ, Уставом и законами
Сахалинской области, постановлениями
и распоряжениями губернатора области,
постановлениями и распоряжениями администрации
Сахалинской области, а также положениями.
[1]
Комитет осуществляет координацию и контроль
деятельности находящегося в его ведении
государственного природоохранного учреждения
"Сахалинский областной природный парк
"Остров Монерон".
(Постановление Администрации Сахалинской
области от 02.12.2004 № 187-па)
Задачи Комитета:
Проведение на территории Сахалинской
области единой государственной политики
в международной, внешнеэкономической
и межрегиональной сферах.
Координация деятельности органов исполнительной
власти Сахалинской области по вопросам
межрегиональных связей Сахалинской области
с субъектами РФ и административно - территориальными
образованиями иностранных государств.
Подготовка и проведение мероприятий
международного и межрегионального характера.
Обеспечение выполнения и контроль за
принятыми администрацией области решениями
международного, внешнеэкономического
и межрегионального характера. [1]
Функции Комитета:
Содействие развитию взаимовыгодных торгово
- экономических, научно - технических
и культурных связей Сахалинской области
с зарубежными странами, их территориально
- административными образованиями.
Определение приоритетных направлений
внешнеэкономической деятельности Сахалинской
области во взаимодействии с Дальневосточными
регионами в рамках региональных и национальных
интересов Российской Федерации.
Взаимодействие с международными и внешнеэкономическими
структурными подразделениями администраций
субъектов РФ и подготовка предложений
для администрации Сахалинской области
по организации сотрудничества с иностранными
партнерами в рамках выполнения межрегиональных
соглашений и программ.
Анализ тенденций и условий развития внешнеэкономической
деятельности в субъектах РФ по выработке
предложений для участников внешнеэкономической
деятельности Сахалинской области.
Проведение постоянного анализа международных
связей Сахалинской области. Подготовка
аналитических материалов и справок по
этим вопросам.
Подготовка материалов и предложений
по запросам, поступающим в администрацию
области и относящимся к компетенции Комитета.
Осуществление в рамках своей компетенции
подготовки предложений по проектам федеральных
законов, законов Сахалинской области,
иным нормативным правовым актам, а также
инвестиционным проектам и различным
программам.
Осуществление контроля за выполнением
постановлений и распоряжений губернатора
области, постановлений и распоряжений
администрации Сахалинской области по
вопросам, относящимся к компетенции Комитета.
Осуществление по поручению губернатора
области подготовки проектов указов и
распоряжений Президента РФ, постановлений
Правительства РФ по вопросам, затрагивающим
международные, межрегиональные и внешнеэкономические
интересы области.
Cодействие выполнению федеральных программ,
представляющих интересы Сахалинской
области и Дальнего Востока.
Осуществление организационной, информационной
и экономической поддержки экспортерам
и импортерам. Способствовать наращиванию
экспортного потенциала и совершенствованию
структуры экспорта Сахалинской области,
развитию производств, заменяющих нерациональный
или неэффективный импорт.
Координация деятельности предприятий
и организаций всех форм собственности
по укреплению экспортной базы, поиску
новых экспортных ресурсов, совершенствованию
импорта, развитию прогрессивных форм
внешнеэкономических связей.[1]
Решение по поручению руководства администрации
области вопросов, касающихся международных
и внешнеэкономических связей Сахалинской
области, в Министерстве иностранных дел,
а также иных Министерствах и ведомствах
РФ.
Совместно с комитетом экономики и другими
органами исполнительной власти Сахалинской
области доводить областной пакет инвестиционных
проектов до потенциальных инвесторов,
а также международных финансовых фондов
и организаций.
Оказание консультативной и организационно
- методической помощи администрациям
городов и районов области в вопросах
международных, внешнеэкономических и
межрегиональных связей.
Содействие рекламной и выставочной деятельности:
доведение экспортных возможностей и
импортных потребностей предприятий области
до зарубежных фирм, правительственных
и неправительственных органов других
стран. [1]
Создание базы данных.
- о предложениях зарубежных партнеров
- о ценах, сложившихся на мировом рынке,
на экспортную продукцию области;
- об иностранных компаниях, их филиалах
и представительствах, осуществляющих
деятельность на территории Сахалинской
области;
- о соглашениях и договорах, заключенных
от имени администрации Сахалинской области
с субъектами РФ, зарубежными странами
и их административно-
(в ред. Постановления Администрации Сахалинской
области от 17.06.2004 N 83-па)
Взаимодействие с Государственной регистрационной
палатой при Министерстве юстиции Российской
Федерации по вопросам аккредитации филиалов
и представительств иностранных юридических
лиц, создаваемых на территории Сахалинской
области.
(в ред. Постановления Администрации Сахалинской
области от 17.06.2004 N 83-па)
Подготовка и контроль за выполнением
заключаемых от имени администрации области
договоров и соглашений по международным,
внешнеэкономическим и межрегиональным
связям области. Координация участия предприятий
и организаций области в реализации заключенных
программ международного и регионального
сотрудничества. Подготовка предложений
по формированию групп специалистов, направляемых
за пределы области на стажировку и по
обмену в рамках данных программ.
(в ред. Постановления Администрации Сахалинской
области от 17.06.2004 N 83-па)Содействие в организации
и развитии международного туризма на
территории Сахалинской области.
Координация и проведение безвизовых
обменов между жителями Курильских островов
и гражданами Японии.
Оказание содействия органам исполнительной
власти Сахалинской области в приглашении
членов официальных делегаций, прибывающих
по приглашению администрации Сахалинской
области с деловыми визитами.
Получает и анализирует отчеты работников
органов исполнительной власти для подготовки
информации об итогах переговоров, встреч,
визитов с иностранными партнерами, готовит
для администрации области соответствующие
аналитические материалы и записки
Организационная структура Комитета:
В состав Комитета входят подразделения,
определяемые приказом председателя комитета
для обеспечения выполнения функций в
соответствии с настоящим Положением.
Предельная численность работников Комитета
и фонд оплаты труда устанавливается губернатором
области.
Комитет возглавляет председатель, назначаемый
и освобождаемый от должности губернатором
области. Председатель имеет первого заместителя
и заместителей, которые назначаются на
должность председателем Комитета по
согласованию с первым вице-губернатором
области, руководителем аппарата администрации
области.
Начальники отделов и специалисты Комитета
назначаются и освобождаются от должности
председателем Комитета.[1]
Председатель Комитета издает в пределах
своей компетенции в соответствии с законодательством
Российской Федерации и Уставом Сахалинской
области приказы и инструкции, подлежащие
обязательному исполнению работниками
Комитета.
Осуществляет взаимодействие с губернатором
области, вице-губернаторами области,
руководителями областных и территориальных
органов исполнительной власти Сахалинской
области, территориальными органами федеральных
органов исполнительной власти в Сахалинской
области.
Представляет интересы администрации
Сахалинской области в федеральных органах
исполнительной власти РФ, по вопросам,
касающимся международных и внешнеэкономических
связей Сахалинской области.
Вырабатывает предложения по международной
и внешнеэкономической политике администрации
области и формированию имиджа области
за рубежом.
Организует работу по подготовке договоров
и соглашений, заключаемых администрацией
области по вопросам международных, внешнеэкономических
и межрегиональных связей.
Представляет администрацию области в
работе Консультативного совета субъектов
Федерации по международным и внешнеэкономическим
связям при МИД РФ.
Участвует в работе координационного
совета по внешнеэкономической деятельности
при Межрегиональной ассоциации экономического
взаимодействия субъектов Федерации Дальнего
Востока и Забайкалья.
Представляет администрацию области в
международных и региональных рабочих
органах по экономическому сотрудничеству
Сахалинской области с зарубежными и региональными
партнерами.
Организует торговые миссии и презентации
Сахалинской области на территории области
и за ее пределами.
Проводит переговоры с делегациями правительственных
и деловых кругов зарубежных стран и субъектов
Российской Федерации по вопросам в соответствии
с Положением о Комитете.
Утверждает структуру и штатное расписание
Комитета в пределах установленной губернатором
области численности работников Комитета
и фонда оплаты труда.
Утверждает положения о структурных подразделениях
Комитета и должностные инструкции работников.
По вступлении в действие новых федеральных
законов, законов Сахалинской области,
иных нормативно - правовых актов РФ, вносит
в установленном порядке необходимые
дополнения, изменения в Положение о Комитете,
с последующим дополнением и изменением
должностных инструкций работников Комитета.
Осуществляет иные полномочия в соответствии
с законодательством Российской Федерации
и Сахалинской области.
Несет персональную ответственность за
своевременное и качественное выполнение
возложенных на Комитет задач и функций,
состояние трудовой и производственной
дисциплины в соответствии с законодательством
РФ о государственной службе, законодательством
о труде РФ, законодательством о государственной
службе Сахалинской области.
Должен отвечать квалификационным требованиям
в соответствии с Кодексом государственной
службы Сахалинской области, Законом Сахалинской
области "О Реестре государственных
должностей Сахалинской области".
Финансирование расходов на содержание
комитета и подведомственного ему учреждения
осуществляется за счет средств, предусмотренных
в областном бюджете.
(в ред. Постановления Администрации Сахалинской
области от 02.12.2004 N 187-па)
2.2 Внешнеэкономическая
деятельность Сахалинской области
Внешняя торговля является одной из наиболее
динамичных сфер внешнеэкономической
деятельности Сахалинской области, благодаря
которой удается поддерживать устойчивую
работу основных отраслей.
В 2006 году внешнеторговый оборот Сахалинской
области составил 3940 млн. долларов США
и, по сравнению 2005 годом, увеличился в
2,2 раза, в том числе экспорт – 1338 млн. долларов
(увеличение в 1,5 раза), импорт – 2602 млн.
долларов (увеличение в 2,9 раза) (приложение
1)
Таким образом, в развитии внешнеэкономической
деятельности Сахалинской области присутствует
положительная динамика.
Торговыми партнерами предприятий области
в 2005 году стали компании более чем из
60-ти стран мира. География внешней торговли
существенно не изменилась. Практически
весь её объём (более 99,9%) осуществляется
со странами дальнего зарубежья, из них
на долю стран Азиатско-Тихоокеанского
Региона приходится более 80%. Основные
из них - Япония, Республика Корея, США,
Италия, Малайзия, Сингапур, Китай, Великобритания,
Нидерланды.
Внешняя торговля имеет комплексное значение
для Сахалинской области в условиях ограниченных
возможностей федерального бюджета является
важным, если не ведущим, фактором его
развития может и должно стать более активное
участие в международном сотрудничестве
в АТР, что имеет значение не только для
самого региона, но и для геополитических
позиций России в мире. Поэтому внешняя
торговля Сахалинской области в
значительной большей степени, чем остальной
части России, ориентирована на страны
Азиатско-Тихоокеанского региона. В свою
очередь среди стран АТР важнейшим географическим
партнером Российского Дальнего Востока
являются страны Северо-Восточной Азии,
и прежде всего, Япония, Китай и Южная Корея.
Доля стран АТЭС во внешней торговле Дальнего
Востока приходится практически 86 % внешнеторгового
оборота региона. В стоимостном объеме
торговли России со странами АТЭС на долю
Дальнего Востока России приходится около
17 % [11] (приложение 2).
В 2005г. лидирующие позиции во внешней торговле
региона принадлежат Японии (28,2 % внешнеторгового
оборота).
На фоне незначительного снижения объемов
торговли с Японией, произошло снижение
темпов роста взаимной торговли с Китаем,
обусловленное главным образом сокращением
экспортных поставок на китайский рынок
рыбы и морепродуктов, нефти, угля, черных
и цветных металлов. Наибольший удельный
вес в структуре экспорта в Китай в 2005г.
занимали: нефтепродукты и лесоматериалы
необработанные.
На относительно стабильном уровне оставалась
торговля с Республикой Кореей и США. В
географической структуре внешней торговле
Дальнего Востока на долю этих стран приходилось
соответственно 15,6 и 5,6 % внешнеторгового
оборота региона.
Сахалинская область играет значительную
роль во внешней торговле Дальневосточного
федерального округа. В 2006 году ВТО области
был на уровне показателей Хабаровского
и Приморского краев (3,5 млрд.дол.США), значительно
превосходящих наш регион по численности
проживающего населения. В 2006 году ВТО
на душу населения в Сахалинской области
составил 7,5 тыс.долларов (для сравнения:
в Приморском крае – 1,7 тыс.дол., в Хабаровском
крае - 2,5 тыс.дол.). По этому показателю
Сахалинская область удерживает лидирующие
позиции не только в ДВФО, но и в целом
по России. Для сравнения: в 2005 году средний
показатель ВТО на душу населения по РФ
составлял 885 дол.США.
Отличительной чертой внешнеэкономической
деятельности Сахалинской области в 2005
году стало отрицательное сальдо торгового
баланса, которое сложилось в объеме 1264
млн. долларов США.
Значительное, практически в 2 раза, превышение
импорта над экспортом, также как и расширение
товарооборота с рядом европейских стран,
вызвано поставками оборудования и материалов,
осуществляемыми в рамках материально-технического
обеспечения шельфовых проектов и, прежде
всего, строительства завода СПГ в п. Пригородном.
Импорт продукции машиностроения, черных
и цветных металлов и изделий из них в
совокупности составляет почти 90 % Анализ
структуры импорта свидетельствует о
его инвестиционном, а не потребительском
характере.
Объем экспорта в 2005 году составил 1338 млн.
долларов и увеличился в 1,5 раза.
Этому способствовало увеличение объемов
работ в строительстве, увеличение грузооборота,
объема услуг, и в основном также связано
с расширением подрядных работ в рамках
нефтегазовых проектов.
В отчетном периоде сохраняется сырьевая
структура экспортных поставок. В стоимостном
объеме экспорта доля продукции топливно–энергетического
комплекса составляет 56,9 %, продовольственных
товаров и сырья для их производства (рыба
и морепродукты) – 16,7%, продукции машиностроения
– 12,8 %, услуг – 6,9 %, лесоматериалов–1,6%
Наращиванию объемов поставок товаров
топливно-энергетической группы в немалой
степени способствовал рост цен на эти
товары и, прежде всего, на нефть сырую.
В 2006 году было экспортировано 1678,5 тыс.
тонн нефти на сумму 742,3 млн. долл. США.
Физический объем экспортных поставок
возрос на 6,5 %, стоимостной - в 1,6 раза. Средние
фактические цены на нефть сырую составили
442,3 доллара за тонну. Нефть экспортировалась
в Японию (83,5 % физического объема), Республику
Корея (8,7 %), Таиланд (4,8%);Китай(3,0%).
Второй по значимости товарной группой
в сахалинском экспорте является рыба
и морепродукты. В 2006 году экспортировано
рыбы и морепродуктов на сумму 224 млн. долл.
США. При сохранившихся примерно на уровне
2005 г. ценах на традиционных для сахалинской
рыбной продукции рынках, прошлый год
оказался удачным для отрасли. Физические
объёмы экспорта рыбы и морепродуктов
возросли на 32 %. Основная доля рыбы и морепродуктов
экспортирована в Японию – 35%, в США –
23%, Республику Корея -24%, Китай -17%. Основной
объём рыбы и морепродуктов (75 %) экспортируется
за пределами таможенной границы России.
( таблица 1.4)
Таблица 1.4. Экспорт основных видов рыбы
и морепродуктов
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Источник: составлено на основе данных
статистики
Cохранилась положительная динамика увеличения
экспорта угля. По данным таможенной статистики
его экспорт в 2005 году достиг 412 тыс. тонн.
В основном экспорт направлялся в Японию,
уголь также экспортировался в Китай (55
тыс. тонн). Основным экспортером угля
является ООО «Торговый дом «Сахалинуголь»,
которое, несмотря на то, что имеет экспортные
контракты на 900 тыс.тонн по техническим
причинам не может их реализовать. Главным
сдерживающим фактором для значительного
увеличения экспорта угля на сегодняшний
день продолжает оставаться недостаточная
мощность экспортных терминалов. В текущем
году необходимо продолжить работы по
модернизации портов в г. Шахтерск, привлекая
в случае необходимости иностранных инвесторов.
В 2005 году отправлено на экспорт лесоматериалов
на сумму 21,8 млн. долл. США. 90 процентов
экспорта лесоматериалов составляет круглый
лес и только 10 % приходится на пиломатериалы.
Участниками ВЭД в лесной отрасли являются
30 частных компаний. Основные страны экспортеры
– Япония, Республика Корея. Поставки
древесины в Китай незначительны. Сохраняется
тенденция снижения объёмов поставок
круглого леса на японский рынок с 53,4 %
в 2005 г. до 46,6 % в 2006 г. (табл. 1.5.)
Таблица 1.5. Экспорт лесоматериалов и целлюлозно-бумажных
изделий
Информация о работе Международное, внешнеэкономическое сотрудничество: теоретический аспект