Международное, внешнеэкономическое сотрудничество: теоретический аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 12:11, дипломная работа

Описание работы

В результате рыночных преобразований внешнеэкономические деятельность (ВЭД) превратилась в один из основных факторов, определяющих состояние экономического развития Российской Федерации и ее отдельных регионов. В свою очередь участие субъектов в международном и внешнеэкономическом сотрудничестве с зарубежными государствами и их субъектами становится важнейшим фактором расширения международных и внешнеэкономических связей России, что в полной мере соответствует общемировым тенденциям, поскольку протекающие процессы приводят к тому, что субнациональные территории становятся все более активными участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
Регионы, осуществляя внешнеэкономические связи, обладают специфическими интересами и возможностями их реализации, что закономерно порождает ряд трудностей. Необходимостью создания таких форм организации внешнеэкономической деятельности региона, при которых наиболее рационально могут быть использованы его права и полномочия в этой сфере; потенциал (ресурсный, кадровый, внешнеэкономический и т.д.) при условии эффективности работы всех участников внешнеэкономической деятельности региона (органов управления, хозяйствующих субъектов, содействующих организаций), а также соблюдении федерального законодательства и линии внешнеэкономической политики страны обусловлена актуальность исследования.

Файлы: 1 файл

ВЭД управление на уровне региона.docx

— 185.59 Кб (Скачать файл)

 
годы

 
Пиломатериалы 
 
Тыс.куб.м.

 
Древесина 
 
Тыс.куб.м.

 
Бумага 
 
Тн.

 
Целлюлоза 
 
Тн.

 
2003

 
17,9

 
400,2

 
0.3

 
-

 
2004

 
19,0

 
355,4

 
-

 
-

 
2005

 
16,8

 
262,2

 
0,4

 
-


 
Источник: составлено на основе данных статистики 
Данное снижение компенсируется увеличением поставок на рынок Республики Корея, которая в общем объеме экспорта круглого леса допускает больший процент низкосортной древесины. На территории области практически нет предприятий по переработке низкосортной древесины, особенно пиловочника третьего сорта и баланса. Этот фактор играет решающую роль при выборе страны для экспорта древесины.  
 
Крупнейшими сахалинскими экспортерами являются: филиал компании «Сахалин Энерджи Инвест Компани ЛТД», ЗАО «Петросах», ООО «Сахалин-Тройка»,ЗАО«Гидрострой». 
 
Крупнейшими предприятиями – импортерами являются филиалы компаний «Сахалин Энерджи Инвест Компани, ЛТД», филиал компании «Эксон Нефтегаз Лимитед», филиал компании «Бетс Б.В.», ООО СП «Гренада», ООО «Сахалин Машинери». 
 
Лидирующую позицию среди стран АТР занимает США. С 2003г. по 2006г. наблюдается тенденция увеличения внешнеторгового оборота с 
 
США с 337,4 млн. долл. до 694,6 млн. долл. соответственно. Стоимость экспорта Дальнего Востока в США в 2006 году составила 206,0 млн. долл. и к уровню 2004 года увеличилась на 13 %. Импорт Дальнего Востока России из США в 2006 году заметно вырос и составил 488,6 млн. долл. 
 
В 2005г. наибольший удельный вес стоимости экспорта. приходился на нефть сырую и нефтепродукты сырые – 32,45 %, нефть и нефтепродукты, кроме сырых – 11%, предметы одежды – 43 %. Сокращение стоимости экспорта произошло за счет рыбы и морепродуктов, предметов одежды из трикотажа [17] (рисунок 1.1). 
 
 
Рисунок 1.1 – Товарная структура экспорта Дальнего Востока в США в 2006 году, % 
 
Источник: составлено на основе данных таможенной статистики 
Наибольший удельный вес стоимости импорта в 2006г. пришелся на машины, оборудование и механизмы – 24%, изделия из черных металлов – 10%, мясные и пищевые продукты – 6%, прочие товары – 54% (рисунок 1.2). 
 
 
Рисунок 1.2 – Товарная структура импорта Дальнего Востока из США в 2006 году, % 
 
Источник: составлено на основе данных таможенной статистики 
Важнейшим торговым партнером российского Дальнего Востока среди стран АТР является Китай. В последние годы формирование экспортных товарных потоков в Китай происходило главным образом за счет традиционно экспортируемой регионом продукции. В товарной структуре экспорта в Китай преобладала продукция ТЭКа (нефть и нефтепродукты) – порядка 40 %. Значительную долю в структуре экспорта в Китай занимали лесотовары (деловая древесина). В настоящее время на китайский рынок направляется 57 % экспортируемых регионом нефтепродуктов, 47,6 % лесотоваров, 16,9 % рыбопродукции, 9 % нефти. 
 
Нефть и нефтепродукты. Для Китая сотрудничество с Дальним Востоком России в топливно-энергетической области является одним из ключевых направлений. Главные интересы Китая заключаются в увеличении закупок нефти и нефтепродуктов. Этот факт нашел отражение в росте поставок нефти и нефтепродуктов, за исключением сырых (2005г. – до 589,6 млн. долл.), рост – 38% по сравнению с 2004 годом (рисунок 1.3). 
 
 
Рисунок 1.3 – Динамика экспорта нефти и нефтепродуктов Дальнего Востока в КНР в 2000-2004 гг., млн. долл. 
 
Источник: составлено на основе данных таможенной статистики 
Лес и лесоматериалы. Китай является крупнейшим импортером продукции лесного комплекса. В 2005 году стоимостной объем поставок леса и лесоматериалов увеличился па 24% и составил 418 млн. долл. (рисунок 1.4). 
 
 
Рисунок 1.4 – Динамика экспорта леса и лесоматериалов Дальнего Востока в КНР в 2000-2004 гг., млн. долл. 
 
Источник: составлено на основе данных таможенной статистики 
В 2005г. стоимость экспорта Дальнего Востока в КНР сократилась на 1,7 % за счет снижения экспортных поставок в Китай рыбы и морепродуктов (на 7,69 млн. долл.), угля каменного (на 1,69 млн. долл.), нефти сырой, включая газовый конденсат (на 150,02 млн. долл.), черных металлов, отходов и лома (на 9,32 млн. долл.), цветных металлов (на 49,28 млн. долл.) [18] (таблица 2.1). 
Таблица 2.1. – Товарная структура экспорта Дальнего Востока в КНР, млн. долл.

 
Товарная группа

 
Товарная структура экспорта Дальнего Востока в КНР в

 
1993г.

 
2000г.

 
2001г.

 
2002г.

 
2003г.

 
2004г.

 
Всего, в том числе

 
611,5

 
1071,8

 
1701,8

 
1052,2

 
1517,2

 
1491,7

 
Машины, оборудование, транспортные средства

 
209,1

 
392,6

 
1191,3

 
328,3

 
191,2

 
77,6

 
Топливо, минеральное сырье, металлы

 
236

 
309,6

 
119,1

 
244,1

 
770,8

 
766,7

 
Химические товары

 
33

 
2,2

 
10,2

 
7,4

 
9,1

 
11,9

 
Лесотовары

 
26,3

 
123,8

 
192,3

 
290,3

 
344,4

 
423,6

 
Пищевкусовые товары

 
27,5

 
66,2

 
95,3

 
121,3

 
107,7

 
185

 
Промышленные товары народного потребления

 
70,3

 
0

 
0

 
0

 
0

 
0,4

 
Прочие

 
9,2

 
177,4

 
93,6

 
60,8

 
94

 
26,5


 
Источник: Е. Деваева Российский Дальний Восток: Внешняя торговля Дальнего Востока России // Проблемы Дальнего Востока. 2005. № 4 
В отличие от экспорта, для импорта из Китая в 2001-2005 гг. характерна положительная динамика. Несмотря на то, что в последние годы наблюдается относительное замедление темпов роста импорта товаров потребительского спроса и существенное увеличение объема ввозимой машинотехнической продукции, основу импорта из КНР продолжают составлять товары народного потребления и продукты питания. В 2004г. 63,3% ввозимых регионом из-за рубежа товаров потребительского спроса поступало из Китая. (таблица 2.2.) 
 
Стоимость импорта увеличилась на 34,2 % . Наибольший удельный вес стоимости импорта из Китая составили: одежда из трикотажа, текстиля и прочая одежда – 13,24 % (86,78 млн. долл.), электрические машины и оборудование – 9,81 % (64,28 млн. долл.), обувь, гетры – 9,99 % (65,46 млн. долл.), оборудование и механические устройства – 5,58 %, овощи – 6,41 %, пластмасса и изделия из нее – 5,34 %, фрукты – 4,73 %, керамические изделия – 4,2 %, изделия из черных металлов – 3,95 %. 
Таблица 2.2. – Товарная структура импорта Дальнего Востока с КНР, млн. долл.

 
Товарная группа

 
Товарная структура импорта Дальнего Востока с КНР в

 
2002г.

 
2003г.

 
2004г.

 
2005г.

 
Всего, в том числе

 
173,9

 
423,4

 
487,5

 
654,1

 
Машины, оборудование, транспортные средства

 
9,6

 
41,7

 
60

 
111,3

 
Топливо, минеральное сырье, металлы

 
3,7

 
10,2

 
9,3

 
41,1

 
Химические товары

 
6,6

 
17,5

 
24,9

 
43,1

 
Лесотовары

 
1,6

 
11,1

 
6,8

 
19

 
Пищевкусовые товары

 
54,1

 
130,7

 
167,2

 
131,6

 
Промышленные товары народного потребления

 
69,6

 
165,7

 
148,7

 
244,4

 
Прочие

 
28,9

 
46,5

 
70,7

 
63,6


 
Источник: Е. Деваева Российский Дальний Восток: Внешняя торговля Дальнего Востока России // Проблемы Дальнего Востока. 2005. № 4 
В целом, несмотря на отсутствие в последнее десятилетие стабильной динамики в развитии торгово-экономического сотрудничества российского ДВ с КНР, Китай продолжает оставаться одним из крупных торговых партнеров региона, а потенциально китайский рынок для отдельных дальневосточных субъектов Федерации является одним из наиболее перспективных. 
 
К настоящему времени в экономическом сотрудничестве между Японией и Дальним Востоком накоплен значительный опыт развития внешнеторговых связей. 
 
На протяжении первой половины 90-х годов 20-го века, развитие внешней торговли Дальнего Востока с Японией характеризовалось положительной динамикой. В 1995г. товарооборот Дальнего Востока с Японией достиг своего пика, составив 1,3 млрд. долл., превысив уровень 1991-1992 гг. более чем на 40 %. 
 
Увеличение объемов торговли происходило исключительно за счет наращивания экспортных поставок региона, в то время как объемы импорта оставались на стабильно низком уровне. Существенный вклад в наращивание объемов экспорта на данном этапе внесли предприятия с японскими инвестициями, расположенными на территории Дальнего Востока. 
 
Во второй половине 90-х годов ситуация во внешней торговли Дальнего Востока с Японией резко изменилась. Ухудшение конъюнктуры цен мирового рынка на сырьевые товары, составляющие основу экспорта региона, валютно-финансовый кризис в России дестабилизировали имевшую место ранее положительную динамику торговли. Под воздействием указанных факторов в 1999г. произошло наиболее значительное сокращение объемов взаимной торговли, как экспорта, так и импорта. 
 
В последние годы в торговом сотрудничестве Дальнего Востока с Японией наметились позитивные тенденции. В 2005г. на долю Японии приходится 28,2 % внешнеторгового оборота Дальнего Востока, в том числе 23,7% экспорта и 33,4 % импорта. 
 
В 2005 году внешнеторговый оборот Востока России с Японией составил 3499,2 млн. долл., превысив показатели предыдущего года в 1,5 раза. Дальневосточный экспорт в Японию увеличился на 23 % и составил 1558,2 млн. долл., а импорт из Японии вырос в 1,6 раза и составил 1941,0 млн. долл. (рисунок 2.3). 
 
 
Рисунок 2.3 – Динамика внешнеторгового оборота Дальнего Востока с Японией 2000-2005 гг., млн. долл. США 
 
Источник: составлено на основе данных таможенной статистики 
Лидирующие позиции в экспорте региона традиционно занимают нефть сырая и нефтепродукты сырые – 35,82 %, лесоматериалы необработанные – 28,4 %, уголь каменный и топливо твердое – 16,43 %, импорт представлен в основном двумя позициями: автомобили – 50,89% и машины и оборудование – 26% [18] 
 
Реальные перспективы развития торговли с Японией во многом будут связаны с решением назревших проблем в экспортноориентированном секторе экономики Дальнего Востока, а также с возможностью привлечения иностранных японских инвестиций в экономику региона. Вместе с тем перспективная динамика, объемы и структура взаимной торговли будут определяться сходством структур предложения и спроса, соотношения доходов, унификацией институционных режимов. 
 
Наиболее динамичное развитие торгового сотрудничества с Республикой Корея наблюдалось в 1994-1997 гг. Рост объемов торговли происходил как за счет экспорта, так и импорта. В 1997г. товарооборот региона с Республикой Корея возрос по сравнению с 1992г. практически в 4 раза, составил 885 млн. долл. Доля страны во внешнеторговом обороте Дальнего Востока увеличилась с 9,1 до 15,9 %, в том числе в импорте – с 11,7 до 20,5 %. Основные причины, обусловившие рост двусторонней торговли в этот период, следует выделить следующие: 
 
1 - стремление южно-корейских фирм диверсифицировать рынки сбыта своей традиционной продукции, товаров потребительского спроса, в условиях конкуренции по высокотехнологичным товарам со стороны Японии и товарам среднего технологичного уровня – со стороны японских фирм в Китае и ЮВА и самих этих стран. Ситуация на потребительском рынке Дальнего Востока в целом благоприятствовала этому, поскольку при сохранившихся достаточно высоких темпах инфляции у населения ростет стремление вкладывать средства в высококачественные потребительские товары длительного пользования; 
 
2 - с началом развития двусторонних торгово-экономических отношений основными российскими контрагентами с южнокорейской стороны выступали крупные компании, которые имели определенные преимущества перед мелкими китайскими или средними и мелкими японскими компаниями. 
 
Устойчивый и довольно высокий рост объемов торговли с Республикой Корея, характерный для 1994-1998 гг., прекратился в 1998г. Произошедший в Республики Корея валютно-финансовый кризис заметно привел к падению средних контрактных цен на продукцию, составляющих основу дальневосточного экспорта в эту страну. В результате объем экспорта в Республику Корея существенно сократился. В 1999г. объемы импорта из Республики Корея сократились практически втрое, что привело к еще более резкому падению товарооборота. 
 
С началом 2000г. положительная динамика в торговле было восстановлена. Рост экспорта достигался главным образом за счет наращивания объемов поставок нефти. Основу импорта из Республики Корея составляли товары потребительского спроса. Их удельный вес в структуре импорта с 1992г. по 2001г. остается стабильно на высоком уровне. Произошедший в 2001г. резкий рост доли химических товаров в структуре импорта был обусловлен повышением внутрирегионального спроса на продукцию химической промышленности. 
 
В период с 2000 по 2005 гг. внешнеторговый оборот Дальнего Востока с Республикой Корея вырос в 2 раза и составил 2183,5 млн. долл., при этом экспорт составил 1277,8 млн. долл., а импорт – 905,7 млн. долл.. Благодаря росту объемов торговли Дальнего Востока с Республикой Корея в последние годы заметно возросла роль региона в российско-южнокорейской торговле.(рисунок 2.3). 
 
 
Рисунок 2.3 – Удельный вес регионов Дальнего Востока во внешнеторговом обороте с Республикой Корея в 2004г., в % 
 
Источник: составлено на основе данных таможенной статистики 
Внешнеторговый оборот Сахалинской области с Республикой Корея в 2004г. составлял 216,6 млн. долл., что на 75% выше 2003 года, при этом экспорт 2004г. – 146,4 млн. долл. увеличился на 26 %, а импорт – 70,2 млн. долл., увеличился на 48 %. Наибольший объем экспорта в Республику Корея составили суда и плавучие конструкции – 41%. Стоимость импорта Сахалинской области увеличилась по сравнению с 2003 годом за счет машин, оборудования и механизмов, их частей – на 14,5 млн. долл., изделий из черных металлов – на 12,6 млн. долл. Наибольший удельный вес в стоимости импорта области из Республики Корея составили: машины, оборудование и механизмы – 34%, изделия из черных металлов – 33%. 
 
Наибольший удельный вес стоимости экспорта в Р. Корея составили: отходы и лом черных металлов – 30,52 % (170,29 млн. долл.), лесоматериалы необработанные – 16,1 % (90,09 млн. долл.), уголь каменный и твердое топливо – 12,23 % (68,27 млн. долл.), рыба мороженная, ракообразные – 11,22 % (62,61 млн. долл.), плавучие краны, доки, специальные суда – 8,4 % (46,84 млн. долл.), прочие товары – 9,39 % (52,39 млн. долл.) [18]. 
 
Рыба и морепродукты. В 2004 году в Республику Корея было экспортировано рыбы и морепродуктов на сумму 62 млн. долл., снижение по сравнению с 2003 годом в 2 раза (рисунок 2.4). 
 
 
Рисунок 2.4 – Динамика экспорта морепродуктов Дальнего Востока в Республику Корея в 2000-2004 гг., млн. долл. США 
 
Источник: составлено на основе данных таможенной статистики 
Лом черных металлов. В 2004г. в экспорте Дальневосточного региона высокий удельный вес занимали отходы и лом черных металлов, доля которых составила 30,52 % (170,29 млн. долл.) (рисунок 3.1). 
 
 
Рисунок 3.1 – Динамика экспорта черных металлов Дальнего Востока в Республику Корея в 2000-2004 гг., млн. долл. США 
 
Источник: составлено на основе данных таможенной статистики 
Уголь. В 2004 году Дальний Восток экспортировал в Республику Корея уголь на сумму 68,27 млн. долл., превысив показатели предыдущего года в 2 раза (рисунок 3.2). 
 
 
Рисунок 3.2 – Динамика экспорта угля Дальнего Востока в Республику Корея в 2000-2004 гг., млн. долл. США 
 
Источник: составлено на основе данных таможенной статистики 
Лесная продукция. Ведущие позиции в экспорте лесной продукции Дальнего Востока в Республику Корея занимают лесоматериалы необработанные (рисунок 3.3). 
 
 
Рисунок 3.3 – Динамика экспорта необработанной древесины Дальнего Востока в Республику Корея в 2000-2004 гг., млн. долл. США 
 
Источник: составлено на основе данных таможенной статистики 
Наибольший удельный вес стоимости импорта из Р. Корея составили: продукция химической промышленности (19 %), пищевая продукция (9 %), машины и оборудование (12 %), нефть и нефтепродукты (4 %), транспортные средства (9 %), прочие (47 %) [18] (рисунок 3.4). 
 
 
Рисунок 3.4 – Товарная структура импорта Дальнего Востока из Республики Корея в 2004г., в % 
 
Источник: составлено на основе данных таможенной статистики 
Продукция химической промышленности. В товарной структуре импорта Дальнего Востока из Республики Корея в 2004 году ведущее место занимала продукция химической промышленности – 60,23 млн. долл. (рисунок 4.1). 
 
 
Рисунок 4.1 – Динамика экспорта продукции химической промышленности Дальнего Востока из Республики Корея в 2000-2004 гг., млн. долл. США 
 
Источник: составлено на основе данных таможенной статистики 
 
 
Пищевая продукция. В 2004 году Дальний Восток импортировал из Республики Корея пищевой продукции на сумму 23,66 млн. долл., что на 15% ниже уровня прошлого года (рисунок 4.2). 
 
 
Рисунок 4.2 – Динамика импорта пищевой продукции Дальнего Востока из Республики Корея в 2000-2004 гг., млн. долл. США 
 
Источник: составлено на основе данных таможенной статистики 
В ближайшей перспективе возможно ожидать увеличения объемов торговли Сахалинской области с Республикой Корея. Этому способствует наметившиеся тенденции стабильного экономического роста в обеих странах. 
2.3.           
Повышение эффективности международных, внешнеэкономических связей в Сахалинской области 
 
Экономический потенциал территории Дальнего Востока России реализуется не в полной мере. На решение этого вопроса направлены усилия органов власти, которые особую роль в экономическом развитии отводят механизмам государственно-частного партнерства. 
 
Сахалинская область достаточно известный регион. Реализация на ее территории крупных международных проектов, позволит на протяжении нескольких лет поступательно развивать хозяйственныйкомплексобласти, модернизировать основную инфраструктуру. 
 
Развитие внешнеэкономической деятельности Сахалинской области на период до 2020 года ориентируется на диверсификацию экономики, глубокую переработку всех добываемых минерально-сырьевых ресурсов и получение выгод от эффективного включения в систему международного разделения труда. Для этого необходимы крупные инвестиции в топливно-экономический комплекс, транспортную инфраструктуру, строительство и другие секторы экономики. 
 
Транспортный комплекс 
 
Для развития международных, внешнеэкономических связей Сахалинской области, в первую очередь необходимо модернизировать портовую и железнодорожную инфраструктуру. 
 
Есть ряд проектов, реализация которых требует крупных инвестиционных вложений с использованием механизмов государственно-частного партнерства. 
 
Один из таких проектов - это проект создание мостового (тоннельного) перехода между материковой частью России и Сахалином. 
 
На сегодняшний день ОАО «Российские железные дороги» в рамках своей инвестиционной программы взялось за доработку предварительного ТЭО. На основании которой в последующем будет сформировано предложение о включении проекта в перечень объектов Федерального значения. Его реализация будет возможна только на условиях государственно – частного партнерства. В качестве частных инвесторов мы хотим мидель деловые круги Японии. Стоимость проекта оценивается в сумме 4 млрд. долларов США. 
 
Проект создаст надежное транспортное сообщение. Увеличит экспортно-импортную загрузку дальневосточных портов, реализует этап создания трансконтинентального коридора Япония-Россия-Европа. 
 
Другой проект связан с развитием инфраструктуры для транспортировки угля за пределы Сахалинской области. 
 
В настоящее время из-за отсутствия соответствующей транспортной инфраструктуры объем добычи и отгрузки угля за пределы области ограничен. 
 
Проект включает строительство железнодорожной линии Ильинск-Углегорск и терминала в порту г.Корсакова. Стоимость проекта около 500 млн. долл. США 
 
На сегодняшний день разработано обоснование инвестиций проекта, на основании которого сформирована и подана заявка на финансирование. 
 
Строительный комплекс 
 
Строительный комплекс Сахалинской области обеспечивает развитие различных отраслей экономики и социальной сферы региона. 
 
В Сахалинской области принята целевая программа «Развития массового жилищного строительства на 2006-2010 гг» В программе предусмотрено небольшое производство-кирпичного и базальтового заводов, а также строительство цементного завода. Участие в этих проектах деловых кругов Японии представляет для нас интерес как в привлечении инвестиционных средств и технологий. Так и в решении вопросов выхода на рынки стран АТР. 
 
Сегодня ведутся переговоры с японскими компаниями « Мицубиси» и « Сумимото». В Японии проведены исследования образцов готовых изделий, по которым дана высокая оценка. 
 
Нефтегазовый комплекс. 
 
На текущий день осваивается два нефтегазовых проекта. Ведутся геологоразведочные работы по месторождениям, относящимся к проектам «Сахалин-4.5,6» Предполагается участие компаний Японии в освоении шельфовых богатств. 
 
Реализация проекта на территории Сахалинской области - это наша стратегическая задача. Поэтому планируется к реализации крупные проекты газохимического производства и производства нефтепереработки. 
 
В этом направлении планируется при поддержке Японского Банка международного сотрудничества был разработан мастер-план по использованию природного газа. В нем предложены варианты по производству метанола и аммиака. Объем инвестиций оценивается в сумму около 1 млрд. долл. США. Параллельно с разработкой вариантов использования нефти и газа ведутся переговоры по развитию на территории Сахалинской области глубокой переработки углеводородов, операторами проектов, крупными компаниями, которые ведут освоение новых месторождений. По мере изучения вариантов использования сырья, достигнутых договоренностей с ведущими добывающими компаниями станут понятными возможности для вложений иностранных инвестиций в этот сектор экономики. 
 
Угледобывающий комплекс. 
 
Угледобывающая промышленность – одна из основных отраслей промышленности Сахалинской области. В условиях сурового островного климата она является основным поставщиком энергетического топлива для нужд экономики. 
 
Всего на Сахалине известно около 70 месторождений, угленосных площадей и проявлений. По 52 месторождениям прогнозные ресурсы составляют около 14,1 млрд. тонн угля, лишь небольшая часть этого объема осваивается угольными предприятиями региона. 
 
Сегодня основные меры направлены на развитие угленосного района Углегорский, прогнозные запасы угля составляют около 4 млрд. тонн. Основной задачей является формирование транспортной инфраструктуру, которая обеспечит организацию поставок угля за приделы Сахалинской области. 
 
Ведется реконструкция Шахтерского угольного порта, включающий в себя строительство угольного терминала мощностью до 6 млн. тонн. 
 
Разработано обоснование инвестиций строительства разреза «Солнцевский», с мощностью добычи угля до 4,5 млн.тонн в год и общим объемом инвестиций около 260 мон. долл. США. Рассматривается вопрос о строительстве предприятий по химической переработке бурых углей, уже заключен договор на разработку ТЭО инвестиций. 
 
Все эти перечисленные проекты входят во внешнеэкономическую стратегию развития Сахалинской области и ориентированы на привлечение инвестиций, в том числе иностранных инвесторов. [20] 
 
 
3. Мероприятия, направленные на совершенствование ВЭД в Сахалинской области

3.1. Перспективы  развития внешнеэкономического  и инвестиционного сотрудничества  Сахалинской области со странами  АТР

 
 
 
Для осуществления и развития международного, внешнеэкономического сотрудничества со странами АТР Сахалинская область  обладает естественными возможностями  и потенциальными сравнительными преимуществами. 
 
Потенциальные сравнительные преимущества области заключаются в его ресурсном секторе экономики, что обеспечивает и в настоящее время, и в перспективе относительно стабильный внешний спрос на рынках стран АТР. Перспективы развития инвестиционного сотрудничества и внешней торговли Сахалинского региона со странами АТР и ее специализация будут связаны с традиционными товарами его экспорта: энергетических, лесных и рыбных ресурсов. 
 
По прогнозам в 21-м веке страны АТР будут потреблять более половины мировых энергетических ресурсов. Согласно прогнозам спрос на нефть в АТР увеличится к 2010г. до 1580-1650 млн. т в год, к 2020г. – до 2070-2200 млн. т. к 2030г. – до 2350-2480 млн. т. Наиболее интенсивно будет расширяться китайский рынок (более чем в 2,5 раза к 2030г., или на 400 млн. т), где современный среднедушевой уровень потребление нефти и нефтепродуктов пока более чем в 10-12 раз ниже, чем в Южной Корее, Японии и Тайване. В стране продолжится быстрый экономический рост при дальнейшем возрастании численности населения и сближении технологического уровня промышленности и транспорта с передовыми странами региона. 
 
Спрос на газ в АТР возрастет к 2010г. до 530-550 млрд. м3 в год, к 2020г. – до 770-820 млрд. м3, к 2030г. – до 1000-1100 млрд. м3. В том числе, в Китае – к 2010г. до 80-100 млрд. м3 в год, к 2020г. – до 190-220 млрд. м3, к 2030г. – до 320-380 млрд. м3, в Японии – к 2010г. до 90-95 млрд. м3 в год, к 2020г. – до 100-120 млрд. м3, к 2030г. – до 120-150 млрд. м3, в Южной Корее – к 2010г. до 40-45 млрд. м3, к 2020г. – до 50-60 млрд. м3, к 2030г. – до 80-100 млрд. м3. 
 
В связи с этим открываются благоприятные перспективы расширения сотрудничества в АТР, предполагающие совместное осуществление крупных проектов освоения Сахалинского шельфа (Сахалин 3-11), а также дальнейшая реализация проектов «Сахалин-1,2». Потенциально извлекаемые запасы по проекту «Сахалин-1» составляют 307 млн. тонн нефти и 485 млрд. куб. метров газа. Суммарные промышленные запасы углеводородов обоих месторождений проекта «Сахалин-2» составляют более 150 миллионов тонн нефти и 642 миллиардов кубических метров природного газа. Развитие масштабных и капиталоемких проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» к 2010 году резко усилит нефтяную составляющую экспортных потоков в страны АТР, в частности страны СВА. Экспорт сжиженного газа в рамках реализации этих проектов также будет ориентирован на рынки стран АТР, в основном на японский рынок, и в меньшей степени – в Республику Корея и Китай. 
 
Наряду с этим перспективы роста объемов торговли со странами СВА будут связаны также с экспортом готовых нефтепродуктов. Принятые к реализации крупные инвестиционные программы по коренной модернизации дальневосточных нефтезаводов позволят усилить существующие конкурентные преимущества готовых нефтепродуктов. Учитывая ожидаемую динамику и экологические требования рынка нефтепродуктов СВА, нефтепродукты могут быть реализованы прежде всего в КНР. 
 
Рынок угля по-прежнему будет определяться мощными импортными закупками твердого топлива в КНР, который должен компенсироваться эффективными поставками (прежде всего, на энергоемкий юг Китая) углей из Австралии, ЮАР, США. Перспективы экспорта угольной продукции с Сахалинской областью объективно находятся на месторождениях каменного угля. 
 
Перспективным направлением развития международного сотрудничества является и совместное использование лесных ресурсов. В АТР возникает наибольший по сравнению с другими регионами мира дефицит лесных товаров, который может быть частично устранен (или уменьшен) за счет поставок из района. Расширение сотрудничества в этой сфере требует внедрения "экосистемного" управления лесопользованием, международной экологической сертификации и реализации договоренностей, зафиксированных Киотским протоколом. Последний впервые ставит "экологические" отношения в регионе на коммерческую основу, способствует формированию на международном лесном рынке нового сектора, который может стать конкурентом традиционному сектору лесоторговли. 
 
В перспективе регион будет продолжать занимать устойчивую нишу на рынке лесоматериалов СВА. Среди стран СВА наиболее благоприятные перспективы для дальневосточного экспорта лесоматериалов связаны с Китаем. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, снижением лесозаготовок в Китае, вследствие введения в рамках программы сохранения лесов национального запрета на вырубку леса. Во-вторых, снижением импортных тарифов, вследствие вступления в ВТО. В-третьих, ростом внутреннего спроса на лесоматериалы, обусловленный началом строительства крупномасштабных объектов (уже в настоящее время Китай обеспечивает за счет импортных поставок около 40% внутреннего потребления древесины). В-четвертых, модернизацией деревообрабатывающей промышленности на северо-востоке Китая, продукция которой будет ориентирована на рынки стран АТР, и прежде всего на рынок Японии, в которой в последние годы наметилась тенденция к увеличению импорта продукции деревообработки (в связи с ростом издержек производства продукции деревообработки) и сокращению спроса на круглый лес. 
 
В целом, современная ситуация сложившаяся на рынке лесоматериалов стран СВА дает основание предполагать, что к 2010г. объемы экспорта лесотоваров (деловой древесины) с российского Дальнего Востока могут резко возрасти (более чем в два раза). В то же время изменение структуры спроса на лесотовары в Японии создаст для региона предпосылки для увеличения экспорта в эту страну продукции деревообрабатывающей промышленности. 
 
Перспективы роста объемов экспорта в страны СВА Сахалинской рыбопродукции в текущем десятилетии главным образом связаны с введением Японией мер по ужесточению контроля за импортом рыбы и морепродуктов из России. Предполагается, что реализация таких мер позволит резко сократить незаконный вылов и экспорт особо ценных видов рыб и морепродуктов, и тем самым увеличить (по экспертным оценкам, практически вдвое) объемы их экспорта на легальной основе. 
 
В целом, с учетом вышеозначенных перспектив, объем экспорта Сахалинской области в страны СВА к 2010г. может увеличиться до 9 млрд. долл. Дальнейшее расширение торговых связей со странами АТР и СВА способствовало бы укреплению сравнительных преимуществ региона в рыбной, лесной, горнодобывающей промышленности, а также привлечению необходимых региону финансовых ресурсов и передовых технологий, что, в конечном счете, будет иметь огромное значение для экономики региона. 
 
Согласно Федеральной Целевой Программе "Экономическое и социальное развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 года" активное включение российского Дальнего Востока в развивающуюся в АТР систему сотрудничества и перспективы его развития требует совершенствования производства и изменения структуры дальневосточного экспорта. Стратегической задачей является переход к производству и экспорту продукции с более высокой степенью переработки исходного сырья. Осуществить это можно лишь постепенно, переходя от простых компонентов технологической модернизации к все более сложным. 
 
Ключевым вопросом в этом отношении является создание системы внешнеторговых и инвестиционных сигналов, которые бы указывали экспортерам и инвесторам, что наиболее выгодным направлением работы является развитие перерабатывающих мощностей в сырьевых секторах экономики. С этой точки зрения сотрудничество с Японией в отличие от внешней торговли с Китаем или Южной Кореей базируется на структурной взаимодополняемости: экспорт сырья дополняется импортом машин и оборудования гражданского назначения. 
 
Решение задачи создания экспортных производств по переработке сырья позволит, наряду с увеличением масштабов экспорта и повышением его эффективности, создать предпосылки для постепенного расширения его номенклатуры, а также повысить конкурентоспособность сахалинской продукции на рынках стран АТР. Необходимо создать условия для развития на Сахалине перерабатывающих отраслей рыбного, лесного, топливно-энергетического комплексов, конкурентоспособных отраслей обрабатывающей промышленности, соответствующей инфраструктуры (производственной, транспортной, финансовой, сбытовой). Решение этой задачи возможно только при эффективной научно-технической и внешнеэкономической политике, обязательном государственном участии, поддержке региональных предпринимательских структур, перестройке сложившейся организации внешнеторговых операций. 
 
Осуществление же региональной импортной политики со странами АТР напрямую связано со стратегическими задачами развития экономики региона, в основе которой является рационализация структуры импорта из стран АТР за счет увеличения в ней доли инвестиционных товаров, а также новых для региона технологий, необходимых для модернизации существующих и создания новых экспортных производств. Для осуществления этой политики в Программе предусматривается в перспективе предоставление налоговых и иных преференций (включая прямую финансовую поддержку) импортерам инвестиционных товаров и технологий, которые имеют важное значение для региональной экономики в целом. В частности считается, что такие льготы следует установить для машин, оборудования и технологий, ввозимых в целях увеличения экспортных поставок, а также необходимых для организации импортозамещающих и высокотехнологичных производств. Подобные преференции будут распространяться как на национальные предприятия, так и на предприятия с участием иностранного капитала. 
 
Важным направлением развития внешнеэкономического сотрудничества Сахалинской области со странами АТР является развитие приграничного сотрудничества. Приграничное сотрудничество при использовании современных форм производственной кооперации, лизинга, передаче технологий, создании зон совместного предпринимательства позволит перейти к производственно-инвестиционной модели экономических связей, которая будет соответствовать развитию отношений стратегического партнерства. Российская сторона должна занимать более активную позицию в вопросах разработки стратегии партнерства. В национальной стратегии должны быть четко обозначены приоритеты ускоренного развития экономики Сахалинской области, особые условия хозяйствования (льготный таможенный, налоговый, инвестиционный режим и т.п.). 
 
Дальнейшее развитие инвестиционного сотрудничества региона со странами АТР непосредственно связано с реализацией проектов международного сотрудничества и с привлечением иностранных инвестиций в отрасли специализации региона. 
 
По-прежнему наиболее привлекательными отраслями для инвесторов АТР остаются экспортноориентированные отрасли региона: топливно-энергетический комплекс и отрасли связанные с ТЭК, лесная и деревообрабатывающая, рыбная. 
 
Наблюдается тенденция предпочтения инвесторов стран АТР к созданию предприятий со 100%-ным иностранным капиталом. За последние 4 года инвестиции в данной форме выросли в 2 раза. В связи с ростом активизации внешнеэкономического сотрудничества области с Японией, предполагается, что Япония будет занимать лидирующие позиции среди стран АТР по количеству регистрируемых предприятий с иностранными инвестициями в регионе.

Информация о работе Международное, внешнеэкономическое сотрудничество: теоретический аспект