Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 20:12, реферат
Сфера услуг представляется наиболее сложным предметом переговоров в процессе вступления России в ВТО. Присоединение к Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС) затрагивает не только вопросы технических барьеров, но и правила перемещения физических лиц, инвестиций и иные проблемы внутреннего регулирования в этой области. Генеральное соглашение охватывает банковские и страховые услуги, операции с ценными бумагами, различные виды транспорта, телекоммуникации, строительство, туризм, образование, индустрию досуга, консультационные, медицинские услуги и пр. Присоединение России к ГАТС обеспечит для нее доступ на рынки услуг стран-участниц без какой-либо дискриминации.
1. Обязательная сертификация и участники системы сертификации услуг.
2. Схемы сертификации услуг.
3. Добровольная сертификация услуг.
4. Стандартизация и сертификация туристических услуг.
ПЛАН
1. Обязательная
сертификация и участники
2. Схемы сертификации услуг.
3. Добровольная сертификация услуг.
4. Стандартизация и сертификация туристических услуг.
1.
Обязательная сертификация и
участники системы
Сфера услуг представляется наиболее сложным предметом переговоров в процессе вступления России в ВТО. Присоединение к Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС) затрагивает не только вопросы технических барьеров, но и правила перемещения физических лиц, инвестиций и иные проблемы внутреннего регулирования в этой области. Генеральное соглашение охватывает банковские и страховые услуги, операции с ценными бумагами, различные виды транспорта, телекоммуникации, строительство, туризм, образование, индустрию досуга, консультационные, медицинские услуги и пр. Присоединение России к ГАТС обеспечит для нее доступ на рынки услуг стран-участниц без какой-либо дискриминации. Но в то же время участие в ГАТС обязует Россию предоставлять режим наибольшего благоприятствования на национальном рынке услуг для стран-участниц, гарантировать открытость мер регулирования, последовательное снижение торговых тарифов и др. Реализация обязательств России по ГАТС стимулирует усиление внимания к вопросам стандартизации в сфере услуг и их сертификации.
Обязательная сертификация потенциально опасных для жизни, здоровья и имущества потребителя услуг введена в России на основании законов:
Объектами сертификации в сфере услуг могут быть: услуга; организация, предоставляющая услугу; персонал, выполняющий услугу; производственный процесс; система управления качеством в организации, предоставляющей услуги.
Формирование системы сертификации услуг и выбор ее участников проводятся в соответствии с «Правилами по проведению сертификации в РФ». Согласно этому документу в состав участников системы сертификации услуг могут входить:
2. Схемы сертификации услуг.
Схемы сертификации, по российским правилам, относятся как к услугам, так и к работам. Они включают: оценку выполнения работы или оказания услуги; проверку результатов проведенной работы или оказанной услуги; инспекционный контроль за сертифицированными работами и услугами.
Действия, которые осуществляют эксперты соответствующего органа по сертификации в рамках этих трех составляющих схемы, представлены в табл.1.
Таблица 1. Схемы сертификации услуг
Номер схемы |
Оценка выполнения работ, оказания услуг |
Проверка (испытания) результатов работ и услуг |
Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг |
1 |
Оценка мастерства исполнителя работ и услуг |
Проверка (испытания) результата работ и услуг |
Контроль мастерства исполнителя работ и услуг |
2 |
Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг |
Проверка (испытания) результатов работ и услуг |
Контроль процесса выполнения работ, оказания услуг |
3 |
Анализ состояния производства |
Проверка (испытания) результатов работ и услуг |
Анализ состояния производства |
4 |
Оценка организации ( |
Проверка (испытания) результатов работ и услуг |
Контроль соответствия установленным требованиям |
5 |
Оценка системы качества |
Проверка (испытания) результатов работ и услуг |
Контроль системы качества |
6 |
Рассмотрение декларации о соответствии прилагаемым документам |
Контроль качества выполнения работ, оказания услуг | |
7 |
Оценка системы качества |
Рассмотрение декларации о |
Контроль системы качества |
Для сертификации материальных видов услуг в схему обычно включают: аттестацию профессионального мастерства исполнителя услуги и инспекционный контроль (для предпринимателей и малых предприятий); аттестацию процесса предоставления услуги и выборочную проверку результата услуги при периодическом инспекционном контроле; аттестацию процесса предоставления и инспекционный контроль; сертификацию систем качества обслуживания и инспекционный контроль.
Для сертификации нематериальных услуг, как правило, применяют следующие схемы: сертификацию предприятия в целом и последующий инспекционный контроль; сертификацию системы обеспечения качества обслуживания и последующий инспекционный контроль за ее работой.
Выбор схемы
сертификации, а также организационно-
Отметим некоторые присущие услугам особенности, влияющие на организацию их сертификации:
3.
Добровольная сертификация
Согласно российскому законодательству наряду с обязательной сертификацией допускается добровольная сертификация услуг.
В системе ГОСТ Р аккредитовано более 200 органов по сертификации услуг. Полномочиями центральных органов наделены:
В качестве нормативной базы сертификации услуг применяются международные, региональные и национальные стандарты, действующие санитарно-гигиенические нормы и правила, а также нормативные документы, утверждаемые органами государственного управления для конкретных видов услуг. К нормативным документам для обязательной сертификации предъявляются определенные требования. В них должны быть указаны нормы безопасности для жизни и здоровья потребителей и их имущества; экологические параметры; требования к методам проверки услуги, технологическому процессу исполнения, мастерству исполнителя и к системе обеспечения качества. При добровольной сертификации нормативный документ предлагает заявитель.
Сертификационные
проверки услуг (что идентично
Инспекционный контроль за соблюдением требований к сертифицированным услугам возложен на сертификационный орган, который обычно привлекает территориальные органы Госстандарта, санитарно-эпидемиологические службы, транспортные и другие инспекции, союзы (общества) потребителей.
Для проведения
инспекционного контроля нематериальных
услуг необходим опрос
Первые российские системы обязательной сертификации услуг введены в действие в 1994—1996 гг. Они охватывают следующие сферы:
• перевозка пассажиров автомобильным транспортом.
4. Стандартизация и сертификация туристических услуг.
Внимание российского законодательства к туризму объясняется несколькими причинами. Во-первых, как видно из Общероссийского классификатора услуг, разработчики его не предусмотрели значительного увеличения спроса на поездки в зарубежные страны. Нормативные документы классифицируют туризм на въездной, выездной и внутренний. Но все положения, касающиеся туризма, были ориентированы на внутренний туризм. Под въездным туризмом понимаются путешествия в пределах России лиц, не проживающих постоянно в стране. Внутренний туризм — это путешествия в пределах России граждан, постоянно проживающих в стране. А выездной туризм трактуется как путешествия лиц, постоянно проживающих в РФ, в другую страну.
Классификация туристских маршрутов, принятая еще в советские времена, как ни странно, перенесена в российские нормативные документы. А это означает, что требуется перестроить не только классификацию (горнолыжные маршруты, туры для молодоженов, семейных, родителей с детьми и т.п.), но и всю инфраструктуру внутреннего и въездного туризма, приблизив ее к международным нормам в соответствии с документами Всемирной организации по туризму.
Что касается выездного туризма, то при наличии немалого числа туристических агентств в России сертифицированы лишь единицы. Причины кроются как в неопытности сертифицируемых, так и зачастую в некомпетентности экспертов.
Согласно Закону РФ «Об основах туристической деятельности в РФ», туроператоры и турагентства обязаны предоставлять туристам исчерпывающие сведения об особенностях выбранного ими путешествия, об опасностях, с которыми они могут встретиться, и предусмотреть превентивные меры по обеспечению безопасности туристов. Эксперты при сертификации услуг турагентства должны получить документальное подтверждение создания фирмой необходимых условий для обеспечения безопасности жизни, здоровья туристов и сохранности их имущества. Для этого эксперт проверяет:
Информация о работе Обязательная сертификация и участники системы сертификации услуг