Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 09:41, реферат
1 История создания контрольно-ревизионных органов в России.
2 Цели и задачи контрольно-ревизионной работы.
3 Методы и принципы контрольно-ревизионной работы.
Поскольку контрольно-ревизионная работа является одной из функций управления, то ей присущи общие принципы управления, на которых базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно с преломлением содержания этих принципов применительно к функции контроля.
В этой связи можно выделить следующие принципы.
Принцип плановости - он предопределяется природой организации управления и необходимостью целеполагания. В этой связи субъекты контроля проводят свою работу на основе годовых, квартальных и месячных планов проведения контрольных мероприятий.
Принцип системности означает, что при проведении контрольных мероприятий должны рассматриваться все стороны объекта контроля и вся система его взаимосвязей по вертикали и горизонтали структуры управления.
Принцип непрерывности означает, что все объекты контроля (управляемая система) подлежат постоянно осуществляемому субъектами контроля (управляющей системой) предварительному оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и свойств их деятельности. Это обеспечивает постоянное наблюдение за ходом выполнения планов и заданий, принятие мер по корректировке деятельности по мере выявления отклонений от регламентированных значений (условий).
Принцип законности обусловлен Конституцией Российской Федерации, предусматривающей, что государство, все его органы (в том числе и контрольные) действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов общества и граждан.
Принцип объективности предопределяет правильное, полное и объективное объяснение результатов контрольно-ревизионной работы на основе сопоставления содержания проверенных фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении.
Принцип независимости устанавливает недопустимость какого-либо силового, материального или морального воздействия на субъект контроля.
Принцип гласности вытекает из сущности контроля, осуществляемого в интересах государства. Результаты контроля доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих органов управления, а также в необходимых случаях - до средств массовой информации. Гласность результатов контрольно-ревизионной работы и принятых по ним решений мобилизует на устранение выявленных отрицательных факторов и обеспечение успешного выполнения возложенных на них обязанностей, воспитывает их в духе соблюдения действующих законов и положений.
Принцип эффективности (действенности) контрольно-ревизионной работы проявляется в своевременности и полноте выявления отклонений от заданного, их причин и виновников, а также оперативности в исправлении допущенных отрицательных результатов и обеспечении возмещения нанесенного материального ущерба.
2. Задачи ревизии и источники информации.
2.1. Задачи, последовательность и источники ревизии кассовых операций.
Ревизия кассы субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности, физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с применением наемного труда, не реже одного раза в квартал производится их ревизионными комиссиями или привлеченными аудиторами (аудиторскими организациями).
Для проведения ревизий кассы приказом руководителя предприятия назначается комиссия. Во время ревизии производится полный полистный пересчет денежной наличности и проверка других ценностей, находящихся в кассе. По результатам проверки кассы комиссией составляется акт.
При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценных бумаг в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.), фактическое наличие бланков ценных бумаг и других бланков строгой отчетности проверяется по их видам (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные), с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.
Инвентаризация денежных средств, находящихся в пути, производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам учреждения банка и т.п.
Проверка денежных средств, находящихся в банках на счетах (расчетном, текущем, валютном, специальных счетах), осуществляется посредством сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии предприятия, с данными выписок банка.
При обнаружении ревизией недостач или излишков денежных средств или ценностей в кассе в акте указывается сумма недостачи или излишка и обстоятельства их возникновения.
При автоматизированном ведении кассовой книги должна производиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов.
Вышестоящие организации (в случае их наличия) при осуществлении документальных ревизий на всех подведомственных предприятиях должны производить ревизию кассы и проверять соблюдение кассовой дисциплины. При этом особое внимание уделяется обеспечению сохранности денег и ценностей в кассе.
Банки и их филиалы осуществляют контрольные функции в отношении субъектов хозяйствования, открывших у них расчетные счета. Периодичность проверок субъекта хозяйствования устанавливается банком самостоятельно в зависимости от выполнения субъектом хозяйствования требований Правил ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью исходя из экономической целесообразности выбора субъекта контроль. При этом период, за который проверяется состояние кассовой дисциплины, должен быть не менее трех месяцев, а при установлении грубых нарушений – за более длительный срок. О серьезных, систематических нарушениях в ведении кассовых операций банки информируют ЦБ РФ, налоговые и соответствующие правоохранительные органы.
ЦБ РФ осуществляет контроль за проведением проверочной работы коммерческими банками по обслуживаемым субъектам хозяйствования.
Контроль и ревизия 98 Контроль за соблюдением требований Порядка ведения кассовых операций физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляется налоговыми органами при проведении проверок соблюдения налогового законодательства. Такая проверка в бюджетных организациях осуществляется соответствующими финансовыми органами.
Проверки соблюдения Порядка ведения кассовых операций могут осуществлять также налоговые, финансовые и другие государственные контролирующие органы, в соответствии с возложенными на них обязанностями и действующим законодательством.
2.2. Задачи и
источники ревизии основных
Соответственно Плану счетов бухгалтерского учета, для учета и обобщения информации о наличии и движении собственных или полученных на условиях финансового лизинга объектов и арендованных целостных имущественных комплексов, которые отнесены к составу основных средств, предназначен счет 01 «Основные средства».
По дебету счета 01 «Основные средства» отображаются поступления основных средств на баланс предприятия, которые учитываются по первоначальной стоимости, по кредиту — выбытие. Информация о сумме износа обобщается на счете 02 «Износ основных средств».
Аналитический учет основных средств ведется в отдельности по каждому объекту.
Основными задачами ревизии операций с основными средствами являются проверки:
– правильности отнесения материальных активов к основным средствам;
– реальности оценки и переоценки основных средств;
– правильности отображения результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учета;
– своевременности
и правильности
– правильности начисления амортизации, своевременности и полноты включения ее в затраты производства;
– правильности начисления и списания основных средств; – соответствия и правильности оформления списания основных средств и др. Для надлежащего учета и контроля за сохранением основных средств каждому инвентарному объекту в момент поступления на предприятие может присваиваться соответствующий инвентарный номер, который сохраняется за объектом весь период пребывания его на данном предприятии. Если какой-нибудь объект основных средств выбывает (реализация, ликвидация, безвозмездная передача и т.п.), то его номер не может присваиваться другому объекту, который поступил со временем.
Во время ревизии необходимо проследить, проставляются ли инвентарные номера в актах, накладных и других первичных документах, которые служат основанием для принятия на учет или снятия с учета отдельных объектов.
Во время обзора объектов уточняют, каким способом на них обозначены инвентарные номера: путем прикрепления металлических жетонов, нанесения номеров несмываемой краской, клеймения, вытравления, выжигания или др.
К моменту проверки первичных документов и сделанных записей на счете 01 «Основные средства» следует удостоверится в тождественности сальдо по этим счетам на последнюю отчетную дату в балансе и Главной книге, а сальдо Главной книги на эту же дату сверить с данными аналитического учета (типичными инвентарными карточками или книгами).
В начале ревизии следует выяснить, все ли основные средства в местах их нахождения (эксплуатации) закреплены за конкретными лицами, ответственными за их сохранение.
Ревизор проверяет правильность ведения карточек учета движения основных средств (ф. №ОС-6), своевременность заполнения всех реквизитов в них на основании данных инвентарных карточек основных средств и сверяет с данными синтетического учета основных средств.
Если карточек на объекты нет, ревизор предлагает руководству предприятия восстановить аналитический пообъектный учет основных средств. Инвентарные карточки подлежат обязательной регистрации. Совокупность карточек образовывает картотеку, которая обеспечивает аналитический учет основных средств. Если основные средства ликвидированы, то в карточке учета движения основных средств необходимо сделать запись об убытии на основании актов о списании основных средств (ф. №ОС-1) или автотранспортных средств (ф. №ОС-4).
Ревизор также проверяет, применяется ли для пообъектного учета основных средств в местах их нахождения (эксплуатации) инвентарный список основных средств (ф. №03-9) за материально ответственными лицами. Следует также выяснить, проводилась ли периодическая сверка инвентарных списков (не реже чем два раза на год) с записями в инвентарных карточках учета основных средств (ф. №ОС-6).
Проверке также подлежат арендованные основные средства, которые записываются в балансе арендодателя или арендатора так, лишь бы избегнуть двойного учета основных средств. Если выявлен недостаток или излишки, устанавливают причины и виновных лиц.
В случае подмены дорогих предметов дешевыми, новых — старыми, следует обнаружить причины злоупотребления и принять меры по их устранению и возмещению убытков. Относительно основных средств, которые сделались непригодными, но не списаны, необходимо также установить причины преждевременного срабатывания или порчи и виновных в этом лиц.
2.3. Задачи, последовательность
и источники ревизии товарно-
Реформирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности в России требует внесения коренных изменений в методологию контроля и ревизии операций с товарно-материальными ценностями. Прежде всего, следует провести рационализацию управления коммерческой деятельностью, основными элементами которой являются экономическая свобода, свободное движение товаров и услуг в сфере предпринимательства, конкуренция, маркетинг, совершенное знание рынка и ценового механизма, понятия риска и оперативного реагирования на ситуацию, которая сложилась на рынке, и т.п.
Основными заданиями ревизии операций с товарно-материальными ценностями являются:
– анализ выполнения задания по товарообороту, выявление резервов увеличения его объема, уменьшение затрат и обеспечение рентабельности;
– проверка правильности документального оформления и целесообразности осуществления товарных операций, своевременное отображение их в учете;
– контроль за своевременным и полным оприходованием товарно-материальных ценностей;
– исследование товарных запасов и контроль за соблюдением их норматива;
– контроль за соблюдением правил проведения инвентаризации, своевременное выявление ее результатов;
– проверка выполнения договорных обязательств относительно поставки и сбыта (реализации) товаров;
– выявление фактов приписок и сверхнормативного списания потерь товаров и т.п.
Последовательность и порядок проведения ревизии за- висят от задания на ревизию и объема деятельности предприятия, его структуры, состояния учета и контроля за движением товарно-материальных ценностей.
Информация о работе Организация контрольно-ревизионной работы в РФ