Органы финансового контроля, их задачи и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы - изучение финансового контроля и его координация в Республике Беларусь.

На основе этого можно определить задачи данной работы:

1) раскрыть организацию финансового контроля, состав органов финансового контроля в Республике Беларусь;

2) раскрыть задачи и функции комитета государственного контроля;

Содержание работы

Введение

1 Организация финансового контроля. Состав органов финансового контроля в Республике Беларусь

1.1 Виды, формы, методы осуществления финансового контроля

1.2 Функции органов, осуществляющих общегосударственный контроль

1.3 Права, обязанности, ответственность работников, осуществляющих контроль

2 Комитет государственного контроля - высший орган финансового контроля, его задачи и функции

3 Координация контрольной деятельности в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 36.97 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа: Органы финансового контроля, их задачи и функции

 

РЕФЕРАТ

 

 

 Курсовая работа: 24 с., 1 рис., 12 источников.

 

 ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ  КОНТРОЛЬ, ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ, ОРГАНЫ  КОНТРОЛЯ, КООРДИНАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Объектом исследования - контрольная деятельность в Республике Беларусь.

 

Цель работы: изучение финансового контроля и его координация в Республике Беларусь.

 

Методы исследования: системного анализа, качественного экономического анализа, сравнительного анализа.

 

Исследования и разработки: раскрыта организация финансового контроля, состав органов финансового контроля в Республике Беларусь; раскрыты задачи и функции комитета государственного контроля; рассмотрена координация контрольной деятельности в Республике Беларусь.

 

Элементы научной новизны: рекомендации по совершенствованию социального страхования в Республике Беларусь.

 

Область возможного практического применения: субъекты хозяйствования Республики Беларусь.

 

 Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно  отражает состояние исследуемого  процесса, а все заимствованные  из литературных и других источников  теоретические и методологические  положения и концепции сопровождаются  ссылками на их авторов.

 

__________________

 

(подпись студента)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 Введение

 

1 Организация финансового  контроля. Состав органов финансового  контроля в Республике Беларусь 

 

1.1 Виды, формы, методы осуществления  финансового контроля

 

1.2 Функции органов, осуществляющих  общегосударственный контроль

 

1.3 Права, обязанности, ответственность  работников, осуществляющих контроль

 

2 Комитет государственного  контроля - высший орган финансового  контроля, его задачи и функции

 

3 Координация контрольной  деятельности в Республике Беларусь

 

 Заключение

 

 Список использованных  источников

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 Важнейшей функцией  любого государства является  контрольная функция, предполагающая  контроль со стороны государства  за соблюдением хозяйствующими  субъектами экономических и правовых  правил и норм в процессе  их хозяйственной деятельности, а также контроль за исполнительной  властью.

 

 Любому государству  для выполнения возложенных на  него функций необходимы финансовые  ресурсы, которые формируются за  счет уплаты юридическими и  физическими лицами налогов и  других обязательных платежей. В  соответствии с действующим налоговым  законодательством и другими  нормативными актами плательщики  обязаны уплачивать указанные  платежи в установленных размерах  и в определенные сроки, т.е. между  плательщиками налогов и государством, в лице государственных налоговых  органов, устанавливаются налоговые  отношения.

 

 Однако возникают ситуации, когда данные налоговые отношения  нарушаются в связи с рядом  объективных и субъективных причин. Нарушения могут проявляться  в виде несвоевременной уплаты  или уклонения от уплаты налогов, неправильного исчисления налогов, сознательного искажения отчетных  данных предприятия. В итоге это  приводит к занижению налогооблагаемой  базы и недопоступлению в бюджет  налогов и других приравненных  к ним платежей.

 

 В связи с этим  возникает необходимость осуществления  налоговыми органами контрольной  деятельности.

 

 Актуальной проблемой  социально-экономического развития  общества на современном этапе  является обеспечение эффективного  финансового контроля, то есть  поиск путей его совершенствования. Это связано с тем, что от  эффективности работы контрольных  органов зависит возможность  государства выполнять свои функции.

 

 Объектом исследования  в курсовой работе является  контрольная деятельность.

 

 Цель настоящей работы - изучение финансового контроля  и его координация в Республике  Беларусь.

 

 На основе этого  можно определить задачи данной  работы:

 

1) раскрыть организацию  финансового контроля, состав органов  финансового контроля в Республике  Беларусь;

 

2) раскрыть задачи и  функции комитета государственного  контроля;

 

3) рассмотреть координацию  контрольной деятельности в Республике  Беларусь.

 

 Для написания данной  работы использовались нормативные  и законодательные акты Республики  Беларусь, журнальные статьи и  учебные издания как белорусских, так и зарубежных авторов.

 

 

1 ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО  КОНТРОЛЯ. СОСТАВ ОРГАНОВ ФИНАНСОВОГО  КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

1.1 Виды, формы, методы осуществления  финансового контроля

 

 

 Финансовый контроль  как специализированный вид управленческой  деятельности и особая отрасль  экономических знаний располагает  разнообразными методическими приемами, разработанными этой дисциплиной  или основанными на достижениях  смежных областей (бухгалтерского  учета, статистики, финансов, государственного  бюджета) [5, с. 23].

 

 Системность контроля  достигается комбинированным использованием  его различных видов: логического  и математического, документального  и фактического.

 

 Деление контроля на  документальный и фактический  носит в известной мер условный  характер, ибо в основе этого  разграничения лежат различные  источники данных.

 

 Так, источниками информации  для документального контроля  служат: первичные документы, регистры  бухгалтерского учета; бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая  отчетность, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация.

 

 Фактический контроль  базируется на изучении фактического  состояния проверяемых объектов  по данным их осмотра в натуре (пересчета, взвешивания, лабораторного  анализа и т.д.), он не может  быть всеобъемлющим ввиду непрерывности  хозяйственных операций.

 

 К основным способам  документального контроля можно  отнести:

 

- формальную и арифметическую  проверку документов;

 

- юридическую оценку хозяйственных  операций, отраженных в документах;

 

- логический контроль  объективной возможности документально  оформленных хозяйственных операций;

 

- сплошное и выборочное  наблюдение;

 

- встречную проверку документов;

 

- способ обратного счета, основанный на предварительной  экспертной оценке материальных  затрат с целью последующего  определения величины необоснованных  списаний сырья и материалов  на производство определенных  видов продукции, которые ко времени  контроля имеются в наличии;

 

- оценку законности и  обоснованности хозяйственных операций  по данным корреспонденции счетов  бухгалтерского учета;

 

- балансовые увязки движения  товарно-материальных ценностей  с их отражением в финансово-бухгалтерской  документации.

 

 Приемы фактического  контроля могут быть подразделены  на три группы:

 

- инвентаризация;

 

- экспертная оценка квалифицированными  специалистами действительного  объема и количества выполненных  работ, обоснованности нормативов  материальных затрат и выхода  готовой продукции;

 

- визуальное наблюдение  при непосредственном обследовании  складских помещений, производственных  подразделений, состояния контрольно-пропускного  режима [10, с. 31].

 

 Среди форм финансового  контроля выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

 

 Предшествуя проведению  хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль носит  предупреждающий контроль. В этом  случае проверяются подлежащие  утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для  осуществления финансовой деятельности: проекты бюджетов, финансовых планов, сметы, кредитные и кассовые заявки.

 

 Текущий контроль осуществляется  в процессе совершения хозяйственных  и финансовых операций. Опираясь  на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского  учета, инвентаризаций и визуального  наблюдения, текущий контроль позволяет  регулировать быстро изменяющиеся  хозяйственные ситуации, предупредить  потери и убытки.

 

 Последующий контроль  охватывает весь объем хозяйственной  и финансовой деятельности проверяемой  организации. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением  хозяйственной и финансовой деятельности  предприятия за период, позволяет  вскрыть недостатки предварительного  и текущего контроля.

 

 Финансовый контроль  проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы  и способы его осуществления. Применение конкретного метода  зависит от ряда факторов: правового  положения и особенностей форм  деятельности органов, осуществляющих  контроль, от объекта или цели  контроля, оснований возникновения  контрольных правоотношений и  др. используются следующие методы  финансового контроля: наблюдения, анализ ФХД, надзор, ревизии, проверки (документации, состояния учета и  т.д.), рассмотрение проектов финансовых  планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной  деятельности и др.

Виды ревизий

 

 

 

 

 по ведомственной принадлежности *ведомственные

 

 ревизуемых органов *внутри  ведомственные

 

*внутрихозяйственные

 

 

 по полноте охвата *полные

 

*частичные

 

*комплексные

 

*тематические

 

 

 по глубине проведения *сквозные

 

*локальные

 

 

 по степени охвата  данных *сплошные

 

*выборочные

 

*комбинированные

 

 

 по характеру материала *документальные

 

*фактические

 

 

 по отношению к плану *плановые 

 

*внеплановые 

 

 

 по очередности исследования *первичные

 

 одних и тех же  документов *дополнительные

 

*повторные

 

 Рисунок - Классификация  ревизий

 

 

 Основной метод финансового  контроля - ревизия, то есть наиболее  глубокое и полное обследование  финансово-хозяйственной деятельности  предприятий, организаций, учреждений  с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности [5, с. 27].

 

 По объекту проверки  различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные. По организационному признаку  они могут быть плановыми (предусмотренными  в плане работы соответствующего  органа) и внеплановыми (назначенными  в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих  проверки), комплексными (проводимыми  совместно с несколькими контролирующими  органами).

 

 Ревизия основывается  на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской  и статистической отчетности, фактического  наличия денежных средств и  товарно-материальных ценностей, результаты ревизии оформляются актом, имеющим юридическую силу источника доказательств в следственной и судебной практике.

 

 Немаловажное место  среди методов финансового контроля  занимает счетная проверка отчетности, которая представляет собой совокупность  специальных приемов контроля  достоверности бухгалтерских отчетов  и балансов.

 

 Выделяют три основных  этапа счетной проверки:

 

- проверка согласованности  показателей различных форм отчетности;

 

- сличение отдельных отчетных  показателей с записями в регистрах  бухгалтерского учета;

 

- проверка обоснованности  учетных записей по данным  первичных документов.

 

 Результаты счетно-аналитических  проверок оформляются соответствующим  актом. Акт проверки имеет целью  указать прежде всего на неэффективное, нерациональное использование государственного  имущества.

 

 В зависимости от  субъектов, которые осуществляют  финансовый контроль, различают  следующие его виды:

 

1. Государственный финансовый  контроль проводят государственные  органы власти и управление. Весь  государственный контроль делится  на общегосударственный и ведомственный.

 

- общегосударственный контроль  имеет чрезвычайно большое значение, от его организации и действенности  во многом зависят пути экономического  развития общественного производства, уровень благосостояния населения, масштабы теневой экономики и  экономических преступлений. Проводят  общегосударственный контроль Кабинет  Министров, Министерство финансов, Государственная налоговая администрация  и Государственная контрольно-ревизионная  служба, местные государственные  администрации, Государственный таможенный  комитет и др.;

 

- ведомственный финансовый  контроль применяется только  по отношению к подведомственным  предприятиям и организациям  и проводится контрольно-ревизионными  подразделами министерств и ведомств. В последние годы в связи  с ликвидацией большого количества  министерств, появлением предприятий  новых форм собственности масштабы  ведомственного финансового контроля  значительно сократились.

 

2. Общественный финансовый  контроль - осуществляют общественные  организации (партии, движения, профсоюзные  организации).

Информация о работе Органы финансового контроля, их задачи и функции