Прокуратура республики
и ее органы на местах составляют
единую централизованную систему
с подчинением нижестоящих прокуратур
вышестоящим. В нее входят:
Прокуратура Республики
Беларусь;
Прокуратуры областей,
г. Минска;
Прокуратуры районов,
городов;
Межрайонные прокуратуры
[6, с. 56].
Специализированные прокуратуры
(транспортная, военная, природоохранная,
по надзору за исполнением
законов в исправительных учреждениях).
Возглавляет Прокуратуру
Генеральный прокурор, который назначается
на должность Президентом с
согласия Совета Республики и
освобождается от должности Президентом
с уведомлением Совета Республики
и подотчетен Президенту.
Прокуратура (за исключением
случаев, оговоренных в законе) не
отменяет решений других органов,
не выносит решений о праве,
не применяет наказаний к нарушителям
закона, а требует, чтобы компетентные
органы, общественные организации
и должностные лица своей властью
в пределах данных им полномочий
устранили нарушение закона и
приняли меры воздействия к
нарушителям.
Деятельность органов
прокуратуры направлена на достижение
одной цели - всемерного укрепления
законности и правопорядка в
обществе и государстве. Ее реализации
способствует деятельность прокуратуры
по следующим направлениям:
- общий надзор за исполнением
законов органами государственного
управления предприятиями, учреждениями,
организациями, должностными лицами
и гражданами;
- надзор за исполнением
законов органами, осуществляющими
дознание, предварительное следствие
и оперативно-розыскную деятельность;
- надзор за исполнением
законов при рассмотрении дел
судами;
- надзор за соблюдением
законов в местах содержания
задержанных, в местах предварительного
заключения, при исполнении наказаний
и иных мер принудительного
характера, назначаемых судом;
- борьба с нарушениями
законов, охраняющих права, свободы
и интересы личности, что в
правовом государстве становится
приоритетным;
- борьба с преступностью
и др. правонарушениями, расследование
преступлений, привлечение к уголовной
ответственности лиц, совершивших
преступления, обеспечение неотвратимости
ответственности за преступные
деяния;
- разработка совместно
с другими государственными органами
мер по предупреждению преступлений
и иных правонарушений, или координация
деятельности правоохранительных
органов по борьбе с преступностью
и явными правонарушениями;
- участие в совершенствовании
законодательства и пропаганде
законов [6, с. 58].
3 КООРДИНАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Оперативный финансовый
контроль в Беларуси осуществляют
прежде всего Министерство финансов,
Министерство по налогам и
сборам, Национальный банк и Государственный
таможенный комитет Республики
Беларусь [10, с. 39].
Министерство финансов
Республики Беларусь не только
разрабатывает финансовую политику
страны, но и непосредственно
контролирует ее осуществление.
Все его структурные подразделения
в той или иной форме контролируют
финансовые отношения. Аппарат Министерства
финансов прежде всего осуществляет
финансовый контроль в процессе
разработки бюджета страны, контролирует
своевременное поступление доходов
и расходование бюджетных ресурсов
по целевому назначению, участвует
в проведении валютного контроля,
контролирует направление и использование
государственных инвестиций, выделяемых
на основе решений правительства.
Министерство финансов
имеет право: требовать и получать
от органов государственного
управления и организаций информацию
об осуществлении бюджетно-финансовых
операций по формированию и
использованию государственных
финансовых средств; ограничивать
и приостанавливать финансирование
расходов за счет государственных
средств в случаях несоблюдения
их получателями законодательства,
необоснованного получения либо
использования указанных средств
не по целевому назначению; взыскивать
в бесспорном порядке бюджетные
средства, необоснованно полученные либо
использованные не по целевому назначению
или с нарушением законодательства; применять
экономические санкции и налагать административные
взыскания в соответствии с законодательством.
Большую роль в проведении
финансового контроля играет
осуществляемое Министерством финансов
Беларуси методическое руководство
организацией бухгалтерского учета
в стране, а также проведение
аттестации по аудиту и лицензированию
аудиторской деятельности. В рамках
данного министерства важную
роль играет Главное контрольно-ревизионное
управление Беларуси.
В соответствии с
действующим законодательством
основными функциями названного
выше подразделения являются: проведение
ревизий и проверок финансово-хозяйственной
деятельности предприятий и организаций,
использующих средства бюджета;
проведение ревизий смет на
содержание финансовых органов,
а также проверок их работы
по организации составления и
исполнения бюджета, контролю за
целевым и эффективным использованием
бюджетных средств, а также внебюджетных
и государственных целевых бюджетных
фондов; разработка методических
документов и форм отчетности
о контрольно-ревизионной работе;
проведение ревизий финансово-хозяйственной
деятельности учреждений и организаций,
подчиненных структурным подразделениям
Минфина; методическое руководство
контрольно-ревизионной работой, обобщение
практики применения законодательства
по вопросам ревизий и проверок,
разработка предложений по его
совершенствованию.
Органы Главного государственного
казначейства Республики Беларусь
осуществляют оперативный контроль
за исполнением доходной части
бюджета, эффективным расходованием
по целевому назначению средств
республиканского бюджета, внебюджетных
и целевых бюджетных фондов, за
соблюдением банковскими учреждениями
правил кассового исполнения
бюджета. Кроме этого, органы казначейства
составляют отчет об исполнении
республиканского бюджета за
истекший год и представляют
его правительству.
Важное место в системе
финансового контроля занимает
Министерство по налогам и
сборам Республики Беларусь. Основная
задача налоговых органов - обеспечить
работу единой системы контроля
за соблюдением налогового законодательства,
правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью уплаты налогов
и иных обязательных платежей.
Ключевым оперативным
звеном в структуре данного
министерства являются налоговые
инспекции (областные, городские, районные),
которые осуществляют непосредственный
налоговый контроль и ведут
учет налогоплательщиков.
Министерство по налогам
и сборам и его органы имеют
право: проводить в установленном
налоговым законодательством порядке
налоговые проверки; проверять в
организациях и у граждан документы,
связанные с исчислением и
уплатой налогов, получать необходимые
объяснения, справки и сведения
по соответствующим вопросам; требовать
от налогоплательщиков для проведения
налоговой проверки первичные
документы (бухгалтерскую, статистическую
отчетность и др.), связанные с
исчислением и уплатой налогов.
Налоговые органы имеют также
право: производить изъятие документов,
вещей и товарно-материальных
ценностей налогоплательщиков, которые
являются объектами нарушения
законодательства о налогах и
предпринимательстве; в случаях, предусмотренных
законодательством, назначать инвентаризацию
имущества налогоплательщиков, опечатывать
кассы, помещения, места хранения
документов и (или) имущества налогоплательщиков
(за исключением касс и хранилищ
банков и небанковских кредитно-финансовых
организаций); налагать (в соответствии
с законодательством) арест на
денежные средства (кроме денежных
средств и других ценностей
в банках, небанковских кредитно-финансовых
организациях) и иное имущество
налогоплательщиков - нарушителей законодательства
о налогах и предпринимательстве;
в случаях, предусмотренных законодательством,
приостанавливать операции налогоплательщиков
по их счетам и вкладам в
банках и небанковских кредитно-финансовых
организациях, а также взыскивать
задолженность по налогам в
бюджет и др.
Важные контрольные
функции выполняет Национальный
банк Республики Беларусь. В соответствии
с законодательством он, в частности,
организует и осуществляет валютный
контроль (как непосредственно, так
и через уполномоченные банки);
производит государственную регистрацию
банков и небанковских кредитно-финансовых
организаций и выдачу им лицензий
на осуществление банковских
операций; разрабатывает и утверждает
методику бухгалтерского учета
и отчетности для банков и
небанковских кредитно-финансовых
организаций; определяет порядок
проведения безналичных и наличных
расчетов; контролирует обеспечение
безопасности и защиты информации
в банковской системе и др.
С учетом данных
функций Национальный банк Беларуси
наделен широкими правами в
области регулирования кредитных
отношений, валютного обращения
деятельности банков и небанковских
кредитно-финансовых организаций
и надзора за нею, в частности:
правом контролировать осуществление
ими валютных операций; определять
меры их ответственности за
нарушение валютного законодательства;
выдавать разрешения (лицензии) на
ведение валютных операций, связанных
с движением капитала; постоянно
контролировать соблюдение банки
ми и небанковскими кредитно-финансовыми
организациями банковского законодательства
и др.
В состав органов, осуществляющих
финансовый контроль, входит и
Государственный таможенный комитет
Республики Беларусь. Он выполняет
следующие функции: ведет борьбу
с контрабандой, административными
таможенными право нарушениями;
пресекает незаконный ввоз-вывоз
через таможенную границу наркотических
средств, оружия и предметов, представляющих
художественную, историческую и
археологическую ценность; осуществляет
и совершенствует таможенный
контроль и таможенное оформление,
создавая условия, способствующие
ускорению товарооборота через
таможенную границу; контролирует
вывоз стратегических и других жизненно
важных для интересов страны материалов;
ведет валютный контроль в пределах своей
компетенции и др.
Ведомственный финансовый
контроль осуществляется министерствами,
государственными комитетами, другими
органами управления на подведомственных
им предприятиях, в учреждениях
и организациях. Для этих целей
в составе министерств и ведомств
создаются контрольно-ревизионные
управления (отделы, группы), подчиняющиеся
непосредственно руководителю органа
управления. Если такое подразделение
не создано, то контроль за
финансово-хозяйственной деятельностью
подведомственных предприятий, учреждений
и организаций возлагается на
руководителя бухгалтерского учета
(главного бухгалтера) органа управления.
Ревизии и проверки
могут производиться на договорной
основе аудиторскими организациями.
Решение об этом принимает
руководитель органа управления.
Основными задачами
ведомственного контроля являются
соблюдение финансовой дисциплины,
борьба с хищениями государственной
и негосударственной собственности,
денежных средств и материалов,
выявление случаев незаконного
их расходования, проверка постановки
бухучета и отчетности.
Органами внутрихозяйственного
финансового контроля являются
специальные структурные подразделения
предприятий, учреждений и организаций
- обычно финансовые и планово-финансовые
отделы, бухгалтерии. Особенно большую
роль играют главные (старnine) бухгалтеры,
которые непосредственно подписывают
все документы (бухгалтерские отчеты,
расходные документы и др.), связанные
с финансово-хозяйственной деятельностью
своих предприятий (учреждений).
Финансовый контроль
тесно связан с разнообразными
финансовыми санкциями, которые
в соответствии с законодательством
применяют финансовые органы
по отношению к предприятиям,
учреждениям и организациям в
случае нарушения ими определенных
требований и правовых норм. Санкции
выступают в виде пени, штрафов
и неустоек. Так, штрафы начисляются:
за сокрытие прибыли или других
объектов налогообложения; необоснованное
получение дотаций и компенсаций
из бюджета; использование средств
бюджета не по целевому назначению;
завышение объема стоимости строительно-монтажных
и ремонтно-строительных работ, выполненных
за счет бюджетных ассигнований;
приписки и др.
Применение санкций
повышает ответственность предприятий,
учреждений, организаций и стимулирует
к соблюдению законодательства
и условий различных договоров,
укреплению финансовой дисциплины.
Наряду с названными
выше органами финансового контроля
действуют специальные структуры,
к которым относятся аудиторские
организации, и индивидуальные предприниматели.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного
в курсовой работе исследования
можно сделать следующие выводы:
Системность контроля
достигается комбинированным использованием
его различных видов: логического
и математического, документального
и фактического. Источниками информации
для документального контроля
служат: первичные документы, регистры
бухгалтерского учета; бухгалтерская,
статистическая и оперативно-техническая
отчетность, нормативная, проектно-конструкторская,
технологическая и другая документация.
Среди форм финансового контроля
выделяют предварительный, текущий
и последующий контроль.