Основные тенденции развития государственного кредита в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между возрастанием общественных потребностей и ограниченными бюджетными средствами. В настоящее время государственный кредит регулируется Законом “О государственном внутреннем долге Российской федерации”. По этому закону государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.

Содержание работы

Введение
1.Сущность и значение государственного кредита
2.Функции государственного кредита
3.Формы государственного кредита
4.Международный государственный кредит
5.Основные тенденции развития государственного кредита в России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 40.73 Кб (Скачать файл)

Россия в современных  условиях выступает одновременно и  международным кредитором, и международным  должником. Это является результатом  многолетнего длительного процесса заимствований на уровне национальных рынков развитых стран с рыночной экономикой и одновременно с этим кредитование ряда стран. Но особенность  этих процессов состояла в том, что  заимствование носило чисто коммерческий характер, а кредитование - преимущественно  военно-политический. В результате, к настоящему времени, по отношению  к развитым странам с рыночной экономикой Россия выступает чистым должником. По отношению же к развивающимся  и некоторым постсоциалистическим странам Россия выступает чистым кредитором.

Такое состояние на первый взгляд легко решаемое - получить долги  стран должников и за этот счет рассчитаться со странами с развитой рыночной экономикой и евробанками - на деле оказывается сложным и  трудноразрешимом узлом противоречий. Долги развивающихся и постсоциалистических стран России по имеющимся оценкам  достигают 145 миллиардов долларов. Но вернуть  их трудно, поскольку кредиты под  продажу оружия и чисто политические цели еще никогда и нигде не могли создать эквивалента для  выплаты самой суммы долга  и уплаты процентов. Например, из 14,2 миллиардов долларов, которые должны были быть выплачены России в счет погашении задолженности, в 1993 году было выплачено 2,1 миллиарда долларов или 15%.

Внешний государственный  долг России достался ей в наследство от СССР. Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенных условиях обслуживания своего внешнего государственного долга. Общий суммарный долг всех стран СНГ иностранным кредиторам (исключая Украину) в 1993 году составил около 70 миллиардов долларов (внешний  долг СССР в 1987 году составил 40 миллиардов долларов). Выплатить этот государственный  долг в сравнительно короткие сроки  крайне сложно, поскольку валютная выручка России от ее экспорта резко  сократилась и в еще большей  степени сократилась доля государства  в этой выручке.

Практически Россия может  ежегодно выплачивать своим кредиторам не более 2,5 миллиардов долларов в год, что приблизительно равно сумме  ежегодных процентов по внешней  задолженности. В 1993 году Парижский  клуб (объединяет всех государственных  кредиторов на международном уровне) и Лондонский клуб (объединяют частных  кредиторов, преимущественно транснациональные  банки) отсрочили на несколько лет  выплату основой части российского  долга. Но отдавать его придется. На ближайшую перспективу погашение  предыдущей задолженности будет  происходить за счет ее рефинансирования (таб.3). Это означает, что ту сумму  задолженности, которая должна быть погашена в данном году, придется брать  равный ей новый кредит и за его  счет платить по старым долгам. В  итоге в силу подобного метода погашения задолженности внешний  государственный долг России останется  скорее всего на уровне 1993 года. В  то же время ряд российских коммерческих банков в обход государственного законодательства разместили на счетах иностранных банков около 20 миллиардов долларов к концу 1993 года и так  называемое бегство капиталов из России не прекращается и вряд ли прекратится  до тех пор, пока не будет преодолен  кризис кредитно-денежной системы страны, подавлена инфляция и банковские процентные ставки из негативных не превратятся в позитивные.

"В течение 1999 года  Министерство финансов РФ осуществляло  гибкую политику управления государственным  долгом, направленную, прежде всего,  на оптимизацию объема новых  заимствований для финансирования  дефицита государственного бюджета,  а также достижение договоренностей  с иностранными кредиторами о  частичном списании и реструктуризации  внешнего долга бывшего СССР".

Основные параметры, характеризующие  объем, структуру и динамику государственного долга, отражены в таблице №1,2 (см. приложение).

Можно выделить следующие  особенности, связанные с нынешним состоянием государственного долга.

1. Государственный долг  России увеличивается в целом  за квартал на 30 млрд.

2. На государственный  долг списывается все текущее  бюджетное недофинансирование за  последние шесть лет, приобретающее  суррогатные формы. Это задолженность  предприятиям АПК, организациям, осуществляющим северный завоз,  переоформленная в казначейские  векселя, облигационный заем для  погашения товарных обязательств  и задолженности перед Центральным  банком РФ, Пенсионным фондом  и пр.

3. Центральный банк сконцентрировали  свои усилия на узком "облигационном"  сегменте финансового рынка.

4. Отсутствует средне - и  долгосрочное планирование, в том  числе при подготовке проекта  федерального бюджета, состава  и объема государственного долга,  а также графиков его погашения.  Без подобного прогноза, хотя  бы на двух - трехгодичный период, невозможно проводить перспективный  анализ ситуации.

5. Рынок российских государственных  ценных бумаг станет цивилизованным  только при увеличении числа  инструментов и доли долгосрочных  бумаг (со сроками обращения  5-30 лет), что произойдет не ранее,  чем через два-три года. Управление  государственными пассивами на  первом этапе требует обеспечения  единообразного подхода к отражению  в бюджете операций с долговыми  обязательствами государства.

6. Понятия внутреннего  и внешнего долга постепенно  смыкаются. Этот процесс ускоряется  при использовании такой формы  заимствования, как выпуск ценных  бумаг, в том числе номинированных  в валюте. С одной стороны, наблюдается  массовый приток средств нерезидентов  на рынок ГКО-ОФЗ (инструмента  внутренних заимствований), с другой - происходит смешение понятий  - "внутренний валютный долг", существующий в форме "вэбовок". С допуском нерезидентов на  рынок ГКО-ОФЗ изменились основные  агрегаты платежного баланса  РФ, в частности, по оценкам  Центрального банка РФ, сальдо  по счету текущих операций  уменьшилось в 1996 г. на 7 млрд. долл. по сравнению с предыдущим  годом. Сегодня Центральный банк  фактически вынужден брать на  себя не свойственные ему функции  гаранта по сделкам нерезидентов  с ГКО. Такие дополнительные  риски не способствуют решению  главной задачи, возложенной на  ЦБР, - поддержания устойчивости  российской денежно-кредитной системы.  Присоединение Российской Федерации  к статье 8 Устава МВФ и переход  к конвертируемости рубля по  текущим операциям ускорят процесс  "срастания" двух видов государственного  долга. С выпуском еврооблигаций  и их размещением среди как  нерезидентов, так и резидентов  совершенно иной характер приобретает  задача маневрирования рублевыми  и валютными пассивами.

Основными проблемами, связанными с нынешним состоянием государственного внешнего долга являются.

1. Принципиально разные  правовые и экономические подходы  практикуются в отношении внешнего  долга бывшего СССР, принятого  на себя Российской Федерацией, и вновь возникающего долга  Российской Федерации. Если правовой  режим первого задан спецификой  заключенных международных договоров,  то использование особых экономических  подходов и порядка отражения  второго в бюджетной отчетности  вряд ли оправданно.

2. Серьезная проблема, связанная  с долгом бывшего СССР, обусловлена  той ролью, которую исторически  играл Внешэкономбанк в расчетах  с иностранными кредиторами. Как  показали проверки, проведенные  Счетной палатой РФ, Внешэкономбанк - агент правительства Российской  Федерации по обслуживанию внешнего  долга и управлению долговыми  активами бывшего СССР и агент  правительства по обслуживанию  внутреннего валютного займа  РФ в течение 1992-1996 гг. до сих  пор функционирует вне пределов  правового поля и крайне посредственно  справляется с возложенными на  него функциями. Статус Внешэкономбанка  можно привести в соответствие  со сложностью и значимостью  решаемых им задач только путем  внесения изменений в федеральное  законодательство.

3. Операции правительства  по размещению еврооблигаций,  а также реализуемые Центральным  банком РФ механизмы допуска  нерезидентов на рынок внешних  заимствований (ГКО-ОФЗ) еще не  получили должной экономической  и правовой оценки. Влияние данных  кредитных потоков на платежный  баланс России остается не  изученным.

Необходимо отметить, что  информация о мероприятиях, проводимых правительством и его агентами по урегулированию вопросов, связанных  с российскими внешними долгами  и активами, необоснованно закрывается  и практически недоступна.

Внешний долг Российской Федерации  формировался в неблагоприятных  экономических и политических условиях, а также в значительной степени  унаследован от бывшего СССР.

Специфика формирования внешнего долга России обуславливает особенности  его структуры. Прежде всего, речь идет о преобладании в структуре долга  нерыночных долговых инструментов и  обязательств. Более 42% внешних обязательств приходится на соглашения по долгу  бывшего СССР со странами - членами  Парижского клуба, другими странами - официальными кредиторами. Кроме того, порядка 6 млрд. долл. (около 5%) представляют собой неурегулированные обязательства  по долгу бывшего СССР. Только 37% внешнего долга выражено в рыночных инструментах (еврооблигации и облигации  государственного внутреннего валютного  займа - ОВГВЗ). Управление таким долгом на основе стандартных подходов, используемых долговыми агентствами развитых стран (регулярное рефинансирование с  использованием преимуществ текущей  ситуации на финансовых рынках, проведение процентных и валютных свопов и т.д.), весьма затруднительно.

Необходимо изменение  акцента в деятельности по управлению внешним долгом России на проведение внешних государственных заимствований, строгий их мониторинг и контроль над их использованием по назначению.

Таким образом, можно сделать  вывод, что в основе управления государственным  долгом в странах мира лежат различные  теории и осуществляются эти модели в различных конкретно-исторических условиях. Каждая страна устанавливает  свой порядок управления долгом, но для этого необходимо иметь целевую  программу по управлению долгом.

 

 

 

Заключение

Назначение же государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках  государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета, дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. Государственный  кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует  забывать, что мобилизуемые с его  помощью государством средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперед налогами. Необходимость погашения  государственного долга требует  изыскания дополнительных ресурсных  поступлений в бюджет, а они  могут быть получены (если не считать  новых займов) только с помощью  налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов  по ним отвлекают часть бюджетных  доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания  производственного и интеллектуального  потенциала общества.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1)     Конституция  РФ. - М.: Акалис, 2009. - 48с.;

2)     Собрание законодательства РФ, от 07.08.2000, № 32, ст.3341;

3)Финансы: Учебник для  вузов/ под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

4)Б.М. Сабанти. Теория  финансов: Учебное пособие 2-е  изд. - М.: Издательство "Менеджер", 2006.

5)Карташов A. B. Государственный кредит и его формы // Право и государство. 2008. № 9.0, 59 печ. л.

6)"Финансы, денежное обращение и кредиты", А.Н. Трошин, В.И. Фомкина, 2006 г.

7)Вавилов Ю.А. Государственный кредит: прошлое и настоящее. М.: Финансы и статистика, 1992.

8)Вавилов Ю.Я. Вопросы государственного долга в бюджетном кодексе РФ / Финансы, № 7 / 1999.

 


Информация о работе Основные тенденции развития государственного кредита в России