Основные тенденции развития государственного кредита в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между возрастанием общественных потребностей и ограниченными бюджетными средствами. В настоящее время государственный кредит регулируется Законом “О государственном внутреннем долге Российской федерации”. По этому закону государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.

Содержание работы

Введение
1.Сущность и значение государственного кредита
2.Функции государственного кредита
3.Формы государственного кредита
4.Международный государственный кредит
5.Основные тенденции развития государственного кредита в России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 40.73 Кб (Скачать файл)

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение   

1.Сущность и значение  государственного кредита

2.Функции государственного  кредита

3.Формы государственного  кредита

4.Международный государственный  кредит

5.Основные тенденции развития  государственного кредита в России

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке  ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного  капитала.

Государственный кредит - объект данной работы, представляет собой  одну из форм существования публичных  финансов наряду с бюджетами и  внебюджетными фондами, и входят в число основных способов привлечения  государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.

Государственный кредит следует  разделять на собственно государственный  кредит и государственный долг. В  первом случае кредитные институты  государства (банки и другие кредитно-финансовые институты) кредитуют различные  секторы экономики. Во втором случае государство заимствует денежные средства у банков и других кредитно-финансовых институтов на рынке капиталов для  финансирования бюджетного дефицита и  государственного долга.

Государственный кредит - во многом особая и обособленная часть  финансов бюджета. Он имеет свои источники  доходов.

Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку  финансирование расходов государства  обусловлено объективным противоречием  между возрастанием общественных потребностей и ограниченными бюджетными средствами. В настоящее время государственный  кредит регулируется Законом “О государственном  внутреннем долге Российской федерации”. По этому закону государственным  внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Долговые обязательства  бывшего СССР включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя РФ.

Темой данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита, как части кредитно-банковской системы страны. Принимая во внимание сложившиеся в России экономические  условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей  экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность и  значение государственного кредита

В настоящее время огромное значение для нормального функционирования всей экономической системы в  целом имеют государственный  кредит.

Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими  лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств  на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений.

Государственный кредит как  экономическая категория является важнейшим существенным элементом  финансов и проявлением системы  финансовых отношений.

Как экономическая категория  государственный кредит находится  на стыке двух видов денежных отношений -- финансов и кредита и несет  черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы  он обслуживает формирование и использование  централизованных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и  внебюджетных фондов всех уровней.

Его специфическими чертами  являются: добровольность; возвратность и платность; на общегосударственном  уровне не имеет конкретного целевого характера.

Сама природа существования  государства характеризуется целым  рядом объективных противоречий. Среди них - противоречие между потребностями  государства в финансовых ресурсах для выполнения общегосударственных  функций и возможностями мобилизации  требуемых ресурсов. Возникновение  государственного кредита - один из вариантов разрешения данного противоречия.

Государственный кредит является формой дополнительной мобилизации  государством финансовых ресурсов для  финансирования общегосударственных  потребностей и выполнения своих  функций. Он затрагивает вторичное  распределение стоимости внутреннего  валового продукта общества, касается значительных объемов финансовых ресурсов, которые не распределяются через  бюджетную сферу. В качестве звена  финансовой системы государственный  кредит обслуживает формирование и  использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и  внебюджетных фондов.

Государственный кредит (заем) используется, как правило, для покрытия дефицита бюджета. Такой метод значительно  эффективнее, чем эмиссия денежных ресурсов. Государственный заем временно сокращает платежеспособный спрос  населения и хозяйствующих субъектов, регулирует (балансирует) натурально-вещественные и стоимостные пропорции общества. С помощью займа в рамках закона денежного обращения регулируется необходимое количество денег в  обращении.

Государственный кредит отличается от таких основных форм кредита, как  банковский и коммерческий, обеспечением. При предоставлении банковского  или коммерческого кредита в  качестве обеспечения обычно выступают  какие-либо конкретные ценности. При  заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящееся  в его собственности, имущество  данной территориальной единицы  или какой-либо ее доход.

В настоящее время государство  стало выступать в качестве кредитора, оказывать кредитную помощь тем  отраслям, в развитии которых заинтересовано национальное хозяйство в целом. Финансирование жилищного строительства, создание инфраструктуры, экспортного  производства осуществляется во многих странах на льготных условиях с широким использованием привлеченных средств. Причины активного участия государства как кредитора различны: нежелание частного капитала развивать отрасли инфраструктуры из-за отсутствия или недостатка высокой прибыли, оказание помощи национальным экспертам в борьбе с иностранными конкурентами на международном рынке. Волынский отмечает, что "сочетание кредитора и заемщика в лице современного государства может рассматриваться как новое явление в кредитно - финансовой сфере".

Функции государственного кредита

Государственный кредит как  финансовая категория выполняет  распределительную, регулирующую и  контрольную функции.

Посредством распределительной  функции государственного кредита  осуществляются формирование и использование  централизованных денежных фондов государства  на принципах возвратности, срочности  и платности, обеспечивается дополнительный приток финансовых ресурсов. В современных  условиях поступления от государственных  займов стали вторым после налогов  методом финансирования расходов бюджета.

Как показывает опыт стран  с рыночной экономикой, использование  государственного кредита для покрытия дефицита бюджета -- более эффективное  и разумное средство по сравнению  с монетарными приемами (например, эмиссией денег). Объясняется это  тем, что спрос на денежные ресурсы  перемещается от юридических и физических лиц к правительственным структурам, но совокупный спрос на деньги и  их количество в обращении не меняются. Государственные займы временно сокращают платежеспособный спрос  населения и хозяйствующих субъектов, из обращения изымается избыточная денежная масса.

Положительное значение государственного кредита для экономики состоит  также в более равномерном  распределении налогов во времени. Благодаря государственному кредиту  удается избежать увеличения налоговой  нагрузки на нынешнее поколение. Дополнительные доходные источники государству  потребуются, когда наступят сроки  погашения займов и уплаты процентов  по ним. Однако будущие поколения  не ощутят усиления налоговой нагрузки, если будет обеспечено производительное вложение мобилизованных с помощью  государственного кредита финансовых ресурсов. Вновь введенные объекты  начнут приносить прибыль, и государству  не придется вводить новые налоги и другие обязательные платежи или  увеличивать действующие.

Размещение новых государственных  займов для погашения задолженности  по уже выпущенным называется рефинансированием  государственного долга.

Регулирующая функция  государственного кредита выражается прежде всего в активном воздействии  на макроэкономические показатели общества. Государственный кредит влияет на состояние  денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, валютный курс, производство и занятость. Он является инструментом финансовой политики государства.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди  различных групп инвесторов. Например, мобилизуя средства физических лиц, оно уменьшает их платежеспособный спрос. Структура активов предприятий  и организаций изменяется при  покупке государственных ценных бумаг. Происходит «связывание» денежных ресурсов, что положительно в условиях инфляционной экономики. Для финансовых компаний и банков государственные  ценные бумаги служат чувствительным ориентиром в осуществлении финансовой деятельности и формой размещения активов  в целях поддержания ликвидности. Процентные ставки, доходность государственных  ценных бумаг, тенденции развития рынка  ценных бумаг в стране являются важными макроэкономическими индикаторами общего состояния ее экономики. Чем выше спрос государства на заемные средства, чем лучше развит рынок государственных ценных бумаг, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента и цена кредита для предпринимателей.

У государственного кредита  как звена финансовой системы  существует тесная взаимосвязь с  бюджетом государства, с одной стороны, и корпоративными финансами и  финансами населения -- с другой. В современных условиях она не ограничивается рамками одной страны. Государства вправе заимствовать средства у международных финансовых организаций, друг у друга, зарубежных частных  инвесторов, а затем продавать  свои долговые обязательства в виде ценных бумаг иностранным компаниям  или банкам.

В рыночной экономике очевидна позитивная роль государственных ценных бумаг в финансировании бюджетного дефицита, который является одной  из главных причин формирования государственного долга. Достигнув определенных размеров, государственный долг может представлять угрозу для экономической безопасности страны, поэтому правительства устанавливают  пределы бюджетного дефицита и государственного долга в процентах к валовому внутреннему продукту, предусматривают  мероприятия по сдерживанию расходов бюджета в связи с обслуживанием  государственного долга.

Государственный кредит оказывает  регулирующее воздействие на объем  производства и занятость, которое  проявляется: а) в поддержке малого и среднего бизнеса при их кредитовании коммерческими банками под государственные  гарантии; б) выдаче кредитов другим государствам и зарубежным фирмам с условием закупки  товаров у отечественных производителей или закупки товаров национального  производства за счет

государственных займов; в) кредитовании экспорта отечественных  товаров и др.

Контрольная функция государственного кредита тесно связана с деятельностью  государства и состоянием бюджета  и других государственных фондов. Контроль охватывает двустороннее движение стоимости, поскольку государственно-кредитные  операции совершаются на принципах  возвратности и платности получения  средств. Контроль за правильностью  и эффективностью данных операций осуществляют как финансовые, так и кредитные  уполномоченные органы.

Через фискальную функцию  государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно  развитых странах государственные  займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях доходы, полученные благодаря государственным займам, стали вторым после налогов методом  финансирования расходов бюджета. Последнее  объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с  увеличением налоговых поступлений.

Положительное воздействие  фискальной функции государственного кредита заключается в том, что  с ее помощью налоговое бремя  более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются  в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном  случае). Зато потом, когда кредиты  погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения  процентов по задолженности.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием  и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

Информация о работе Основные тенденции развития государственного кредита в России