Основы валютного контроля. Органы и агенты валютного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 07:32, контрольная работа

Описание работы

Отличительная особенность определения понятия «валютный контроль» российскими авторами в том, что они понимают под ним централизацию валютных ресурсов у государства, ограничение объема импорта размером выручки от экспорта, валютные ограничения и регламентацию валютных операций по срокам проведения, а не соблюдение валютного законодательства при проведении валютных операций. 1

Содержание работы

ОГЛАВЛЕНИЕ
ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ. ОРГАНЫ И АГЕНТЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ 3
ЗАДАЧА 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Файлы: 1 файл

финансовое право.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Основы валютного контроля. Органы и агенты валютного контроля

Валютное регулирование является неотъемлемой частью экономической политики стран. Конечная цель валютного регулирования в странах с внутренне конвертируемой валютой - свободная конвертируемость национальной валюты. Тактические цели валютного регулирования состоят в создании условий для постепенного снятия ограничений на валютные операции, которые прежде всего связаны с основными макроэкономическими показателями.

Принципы действующей  системы валютного регулирования  и валютного контроля существует в России уже более 15 лет. С 2003 года в сфере валютного регулирования  произошли революционные по своей  сути изменения. Были отменены основные валютные ограничения (лицензирование валютных операций, ограничения на куплю-продажу иностранной валюты).

Основополагающим законодательным  актом в сфере валютного регулирования  является принятый 10 декабря 2003 г. Федеральный закон N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», регулирующий как общие вопросы валютных отношений, так и частные, например предусматривающий особые требования к некоторым валютным операциям.

Отличительная особенность  определения понятия «валютный контроль» российскими авторами в том, что они понимают под ним централизацию валютных ресурсов у государства, ограничение объема импорта размером выручки от экспорта, валютные ограничения и регламентацию валютных операций по срокам проведения, а не соблюдение валютного законодательства при проведении валютных операций. 1

Зарубежные ученые склоняются в  своих определениях к тому, что  валютный контроль играет, прежде всего, регулирующую роль. Выполнение же резидентами  и нерезидентами регламентаций  валютных операций, касающихся сроков осуществления расчетов по текущим операциям, операций частных лиц и движения капиталов, ограничение текущих международных платежей, связанных с международным движением капитала, приводит к изменению направления движения валютных потоков на внутреннем и мировом валютных рынках. Таким образом, современное понимание сущности валютного контроля данными авторами очень близко к пониманию его взаимосвязи с внешнеэкономической безопасностью государства.

Несмотря на ряд редакций, которые претерпел ФЗ № 173, в нем остались вне четкого определения даже сами базовые понятия «валютное регулирование» и «валютный контроль» (что, разумеется, не способствует прояснению актуального смыслового наполнения других терминов, в том числе тоже фундаментальных: «принципы валютного регулирования и валютного контроля», «валютная политика» и т.п.).2

В Законе «О валютном регулировании» раскрыты основные понятия валютных отношений: «валюта РФ», «иностранная валюта», «резиденты», «нерезиденты» и т.д., а также определены сферы и порядок валютного регулирования, определены органы валютного регулирования и органы и агенты валютного контроля, установлены валютные ограничения.

Попытки выработать подход к понятию «валютное регулирование» и, прежде всего, к его соотношению с понятием «валютный контроль» осуществляются довольно регулярно. Эти две категории являются системообразующими для института регулирования валютных отношений.

В Законе о валютном регулировании  и контроле на основе разграничения  этих понятий определяется статус органов, обладающих компетенцией в валютной сфере, - органов валютного регулирования (ч. 1 ст. 5) и органов, осуществляющих валютный контроль (ч. 1, 2 ст. 22). Основным полномочием органов валютного регулирования является установление порядка осуществления валютных операций (ч. 2 ст. 5), а органов валютного контроля - наблюдение за валютными операциями, предупреждение, выявление и пресечение нарушения порядка их осуществления (ст. 23).

То есть Закон о валютном регулировании  и контроле фактически понимает валютный контроль как элемент порядка осуществления валютных операций (валютно-правового режима), устанавливаемый актами валютного законодательства либо в рамках валютного регулирования органами валютного регулирования путем издания нормативных правовых актов. Само же осуществление валютного контроля является правоприменительным действием, связанным с принятием индивидуально-правовых (ненормативных) актов органами валютного контроля - предписаний об устранении правонарушений, протоколов и т.д

Мероприятия валютного контроля основаны на следующих основных инструментах:

1) сбор информации по валютным  операциям - на требовании о  представлении документов валютного  контроля;

2) систематизация информации по  валютным операциям - на учете  и отчетности по валютным операциям, а также требовании об идентификации валютных операций;

3) предупреждение нарушений порядка  осуществления валютных операций - на следующих инструментах:

- обязанность агентов валютного  контроля осуществлять валютный  контроль;

- полномочие отказывать в проведении валютной операции при определенных обстоятельствах (непредставление уполномоченному банку документов, необходимых для осуществления функций агента валютного контроля);

- обязанность резидентов сообщать  об открытии счета за рубежом;

- паспортизация сделок;

4) выявление и пресечение нарушений  порядка осуществления валютных  операций - на следующих инструментах:

- фиксация информации о выявленных  нарушениях (протоколы);

- сообщение о выявленном  нарушении компетентному органу  валютного контроля.

Таким образом, валютный контроль в Российской Федерации  осуществляется на всех стадиях осуществления  валютных операций:

1) предварительный валютный  контроль осуществляется, например, уполномоченными банками при  оформлении паспортов сделок, уполномоченными банками и профессиональными участниками рынка ценных бумаг при истребовании подтверждающих документов, налоговыми органами при получении уведомления об открытии резидентом счета за рубежом и т.д.;

2) текущий валютный  контроль осуществляется таможенными  органами при контроле за ввозом на таможенную территорию Российской Федерации и вывозом с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

3) последующий контроль  осуществляется, например, налоговыми органами при получении отчетов о движении средств по счетам резидентов за рубежом.3

Валютный контроль в  Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Органами валютного  контроля в Российской Федерации  являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные  органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию  деятельности в области валютного  контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами и агентами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации. Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями осуществляет Центральный банк Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Центральный Банк РФ как орган валютного контроля отслеживает законность и целесообразность проведения валютных операций валютными биржами и уполномоченными банками. В случае несоблюдения кредитными организациями валютного законодательства Банк России выносит предписания об устранении нарушений в порядке ст. 73 Закона о Банке России. Банк России наделяется также правом применения мер административной ответственности в отношении кредитных организаций за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности (ст. 15.26 КоАП РФ).4

При выявлении факта нарушений валютного законодательства валютными биржами Банк России вправе приостановить или отозвать разрешение на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты (п. 8 ст. 4 Закона о Банке России).

На Банк России также возлагается задача по обеспечению взаимодействия с Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, агентами валютного контроля подконтрольных ему кредитных организаций (в том числе уполномоченных банков).

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора призвана отслеживать законность и целесообразность проведения валютных операций всеми участниками валютных отношений, кроме Правительства РФ, ЦБ РФ, валютных бирж и кредитных организаций. В качестве органа валютного контроля Росфиннадзор вправе принимать подзаконные акты в целях обеспечения организации валютного контроля подведомственными субъектами. Как и большинство федеральных служб, Росфиннадзор не наделяется правом нормотворчества. Подзаконные акты службы по организации валютного контроля в отличие от актов Правительства РФ и Банка России имеют ненормативный характер. 5

Росфиннадзор применяет меры государственного принуждения, в том числе меры административной ответственности за нарушение норм валютного законодательства и актов органов валютного регулирования (ст. 15.25 КоАП РФ).

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и  нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные  органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Таможенные и налоговые органы осуществляют валютный контроль в установленных сферах своей деятельности. Например, ФТС России и ее территориальные органы вправе осуществлять валютный контроль в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу для коммерческих целей, а также при перемещении наличной валюты и валютных ценностей физическими лицами.6

Уполномоченные банки  как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам  для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации.

Уполномоченные банки  и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов имеющиеся в их распоряжении копии следующих документов, заверенные надлежащим образом:

1) документы, удостоверяющие  личность физического лица;

2) документ о государственной  регистрации физического лица  в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документ о государственной  регистрации юридического лица - резидента;

4) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним;

5) документы, подтверждающие  факт передачи товаров (выполнения  работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

6) документы, оформляемые  и выдаваемые кредитными организациями,  включая ведомости банковского  контроля, банковские выписки;

7) паспорт сделки;

8) таможенные декларации.

Органы и агенты валютного  контроля и их должностные лица в  пределах своей компетенции и  в соответствии с законодательством  Российской Федерации имеют право:

1) проводить проверки  соблюдения резидентами и нерезидентами  актов валютного законодательства  Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки  полноты и достоверности учета  и отчетности по валютным операциям  резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать  документы и информацию, которые  связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Информация о работе Основы валютного контроля. Органы и агенты валютного контроля