Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 07:32, контрольная работа
Отличительная особенность определения понятия «валютный контроль» российскими авторами в том, что они понимают под ним централизацию валютных ресурсов у государства, ограничение объема импорта размером выручки от экспорта, валютные ограничения и регламентацию валютных операций по срокам проведения, а не соблюдение валютного законодательства при проведении валютных операций. 1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ. ОРГАНЫ И АГЕНТЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ 3
ЗАДАЧА 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
ОГЛАВЛЕНИЕ
Основы валютного контроля. Органы и агенты валютного контроля
Валютное регулирование является неотъемлемой частью экономической политики стран. Конечная цель валютного регулирования в странах с внутренне конвертируемой валютой - свободная конвертируемость национальной валюты. Тактические цели валютного регулирования состоят в создании условий для постепенного снятия ограничений на валютные операции, которые прежде всего связаны с основными макроэкономическими показателями.
Принципы действующей
системы валютного
Основополагающим
Отличительная особенность определения понятия «валютный контроль» российскими авторами в том, что они понимают под ним централизацию валютных ресурсов у государства, ограничение объема импорта размером выручки от экспорта, валютные ограничения и регламентацию валютных операций по срокам проведения, а не соблюдение валютного законодательства при проведении валютных операций. 1
Зарубежные ученые склоняются в своих определениях к тому, что валютный контроль играет, прежде всего, регулирующую роль. Выполнение же резидентами и нерезидентами регламентаций валютных операций, касающихся сроков осуществления расчетов по текущим операциям, операций частных лиц и движения капиталов, ограничение текущих международных платежей, связанных с международным движением капитала, приводит к изменению направления движения валютных потоков на внутреннем и мировом валютных рынках. Таким образом, современное понимание сущности валютного контроля данными авторами очень близко к пониманию его взаимосвязи с внешнеэкономической безопасностью государства.
Несмотря на ряд редакций, которые претерпел ФЗ № 173, в нем остались вне четкого определения даже сами базовые понятия «валютное регулирование» и «валютный контроль» (что, разумеется, не способствует прояснению актуального смыслового наполнения других терминов, в том числе тоже фундаментальных: «принципы валютного регулирования и валютного контроля», «валютная политика» и т.п.).2
В Законе «О валютном регулировании» раскрыты основные понятия валютных отношений: «валюта РФ», «иностранная валюта», «резиденты», «нерезиденты» и т.д., а также определены сферы и порядок валютного регулирования, определены органы валютного регулирования и органы и агенты валютного контроля, установлены валютные ограничения.
Попытки выработать подход к понятию «валютное регулирование» и, прежде всего, к его соотношению с понятием «валютный контроль» осуществляются довольно регулярно. Эти две категории являются системообразующими для института регулирования валютных отношений.
В Законе о валютном регулировании и контроле на основе разграничения этих понятий определяется статус органов, обладающих компетенцией в валютной сфере, - органов валютного регулирования (ч. 1 ст. 5) и органов, осуществляющих валютный контроль (ч. 1, 2 ст. 22). Основным полномочием органов валютного регулирования является установление порядка осуществления валютных операций (ч. 2 ст. 5), а органов валютного контроля - наблюдение за валютными операциями, предупреждение, выявление и пресечение нарушения порядка их осуществления (ст. 23).
То есть Закон о валютном регулировании и контроле фактически понимает валютный контроль как элемент порядка осуществления валютных операций (валютно-правового режима), устанавливаемый актами валютного законодательства либо в рамках валютного регулирования органами валютного регулирования путем издания нормативных правовых актов. Само же осуществление валютного контроля является правоприменительным действием, связанным с принятием индивидуально-правовых (ненормативных) актов органами валютного контроля - предписаний об устранении правонарушений, протоколов и т.д
Мероприятия валютного контроля основаны на следующих основных инструментах:
1) сбор информации по валютным
операциям - на требовании о
представлении документов
2) систематизация информации по
валютным операциям - на учете
и отчетности по валютным
3) предупреждение нарушений
- обязанность агентов валютного
контроля осуществлять
- полномочие отказывать в проведении валютной операции при определенных обстоятельствах (непредставление уполномоченному банку документов, необходимых для осуществления функций агента валютного контроля);
- обязанность резидентов
- паспортизация сделок;
4) выявление и пресечение
- фиксация информации о
- сообщение о выявленном
нарушении компетентному
Таким образом, валютный контроль в Российской Федерации осуществляется на всех стадиях осуществления валютных операций:
1) предварительный валютный контроль осуществляется, например, уполномоченными банками при оформлении паспортов сделок, уполномоченными банками и профессиональными участниками рынка ценных бумаг при истребовании подтверждающих документов, налоговыми органами при получении уведомления об открытии резидентом счета за рубежом и т.д.;
2) текущий валютный
контроль осуществляется
3) последующий контроль осуществляется, например, налоговыми органами при получении отчетов о движении средств по счетам резидентов за рубежом.3
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской
Федерации обеспечивает координацию
деятельности в области валютного
контроля федеральных органов
Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями осуществляет Центральный банк Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Центральный Банк РФ как орган валютного контроля отслеживает законность и целесообразность проведения валютных операций валютными биржами и уполномоченными банками. В случае несоблюдения кредитными организациями валютного законодательства Банк России выносит предписания об устранении нарушений в порядке ст. 73 Закона о Банке России. Банк России наделяется также правом применения мер административной ответственности в отношении кредитных организаций за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности (ст. 15.26 КоАП РФ).4
При выявлении факта нарушений валютного законодательства валютными биржами Банк России вправе приостановить или отозвать разрешение на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты (п. 8 ст. 4 Закона о Банке России).
На Банк России также возлагается задача по обеспечению взаимодействия с Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, агентами валютного контроля подконтрольных ему кредитных организаций (в том числе уполномоченных банков).
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора призвана отслеживать законность и целесообразность проведения валютных операций всеми участниками валютных отношений, кроме Правительства РФ, ЦБ РФ, валютных бирж и кредитных организаций. В качестве органа валютного контроля Росфиннадзор вправе принимать подзаконные акты в целях обеспечения организации валютного контроля подведомственными субъектами. Как и большинство федеральных служб, Росфиннадзор не наделяется правом нормотворчества. Подзаконные акты службы по организации валютного контроля в отличие от актов Правительства РФ и Банка России имеют ненормативный характер. 5
Росфиннадзор применяет меры государственного принуждения, в том числе меры административной ответственности за нарушение норм валютного законодательства и актов органов валютного регулирования (ст. 15.25 КоАП РФ).
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.
Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.
Таможенные и налоговые органы осуществляют валютный контроль в установленных сферах своей деятельности. Например, ФТС России и ее территориальные органы вправе осуществлять валютный контроль в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу для коммерческих целей, а также при перемещении наличной валюты и валютных ценностей физическими лицами.6
Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации.
Уполномоченные банки и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов имеющиеся в их распоряжении копии следующих документов, заверенные надлежащим образом:
1) документы, удостоверяющие личность физического лица;
2) документ о государственной
регистрации физического лица
в качестве индивидуального
3) документ о государственной регистрации юридического лица - резидента;
4) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним;
5) документы, подтверждающие
факт передачи товаров (
6) документы, оформляемые
и выдаваемые кредитными
7) паспорт сделки;
8) таможенные декларации.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:
1) проводить проверки
соблюдения резидентами и
2) проводить проверки
полноты и достоверности учета
и отчетности по валютным
3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
Информация о работе Основы валютного контроля. Органы и агенты валютного контроля