Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:25, контрольная работа
Мировое законодательство о банкротстве в своем развитии претерпело ряд кардинальных изменений. Если в древности законодательство о банкротстве носило карательный и позорящий характер, позволявшее кредитору отрубить у несостоятельного должника какую-то часть тела для возмещения «обиды»- ущерба, то в настоящее время законодательство о несостоятельности максимально направлено именно на решение возникшего конфликта. С течением времени пришло осознание того факта, что избиение или убийство должника никак не влияет на имущественное состояние кредитора, невозвращенный долг не переставал быть таковым.
Введение. 2
1. Понятие банкротства 4
1.1. Признаки банкротства 8
2. Процедуры банкротства 12
2.1. Наблюдение 18
2.2. Финансовое оздоровление 26
2.3. Внешнее управление 32
2.4. Конкурсное производство 38
2.5 Мировое соглашение 46
Заключение 49
Список использованной литературы 52
Оглавление
Введение. 2
1. Понятие банкротства 4
1.1. Признаки банкротства 8
2. Процедуры банкротства 12
2.1. Наблюдение 18
2.2. Финансовое оздоровление 26
2.3. Внешнее управление 32
2.4. Конкурсное производство 38
2.5 Мировое соглашение 46
Заключение 49
Список использованной литературы 52
Мировое законодательство о банкротстве в своем развитии претерпело ряд кардинальных изменений. Если в древности законодательство о банкротстве носило карательный и позорящий характер, позволявшее кредитору отрубить у несостоятельного должника какую-то часть тела для возмещения «обиды»- ущерба, то в настоящее время законодательство о несостоятельности максимально направлено именно на решение возникшего конфликта. С течением времени пришло осознание того факта, что избиение или убийство должника никак не влияет на имущественное состояние кредитора, невозвращенный долг не переставал быть таковым.
Постепенно законодательство качественно меняло свои устои, перенося акценты на имущественное обеспечение долга и его реальный возврат в натуре. В идеале предприниматель, лишившись распроданного для погашения долгов имущества, но сохранивший жизнь и здоровье мог, наученный на собственных ошибках начать все сначала – наладить новое предпринимательское дело. Однако до 2 века нашей эры неуплата долгов считалась незаконной без различения должников на обычных и несостоятельных. Лишь в дальнейшем стали выделять банкротство как сопутствующее явление коммерческой деятельности. Появление законодательства о несостоятельности как таковой относят к середине 16 века. Первоначальные правовые акты содержали жесткие нормы уголовного характера. Но даже самые суровые меры, применявшиеся к несостоятельным должникам, не могли предотвратить новых банкротств. К тому же, в страхе перед наказанием, должник продолжал коммерческую деятельность, зачастую ухудшая положение своих кредиторов, занимая и перезанимая, тем самым попадая в кабалу.
Изначально в мировой практике законодательство о несостоятельности (банкротстве) развивалось по двум принципиально разным направлениям: британская модель строилась на том, что банкротство есть способ возврата долгов кредиторам, который сопровождается ликвидацией предприятия-банкрота. По американской модели у банкротства противоположная цель - восстановить платежеспособность предприятия путем проведения реорганизационных процедур. В настоящее время в развитых странах с рыночной экономикой прослеживается тенденция сближения, соединения двух этих начал. То есть перед законодательством о банкротстве стоят две цели одновременно: удовлетворить требования кредиторов, по возможности восстанавливая платежеспособность должника.
Таким образом, институт банкротства необходим, прежде всего, для оздоровления рынка, так как из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты (в случае их ликвидации), а также этот институт дает возможность ответственно действующим субъектам предпринимательской деятельности (гражданам предпринимателям и юридическим лицам различных форм собственности) реорганизовать свои дела и вновь достичь финансовой стабильности.
Обратимся к дефиниции термина банкротство. Современное общество несколько в ином ключе интерпретирует понятие банкротства. Согласно ст.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей1.
В связи с тем, что иных определений понятия не так уж много и связаны они скорее с узкоспециализированными областями, либо характерны для какого-либо конкретного контекста, то хотелось бы остановиться на двойственности самого термина. Таким образом, исходя из действующего ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», следует разъяснить являются ли термины «несостоятельность» и «банкротство» равнозначными.
Впервые термин «банкрот» встречается в статутах средневековой Италии. Этимология слова берет начало либо от bank broken, либо от bench broken (клиенты переворачивали стол, на котором неудачливый торговец менял деньги на площади либо просто торговал). Причем в Средние века банкротами называли расточительных должников, а также тех, которые скрылись, не исполнив своих обязательств, совершив тем самым правонарушение. Напротив, понятие «несостоятельности» применялось при неплатежеспособности должников, которые стали несостоятельными ввиду несчастного случая, а не по обману, и добровольно уступили свое имущество кредиторам.
В законодательстве
зарубежных государств XIX века, в частности
во французском Торговом кодексе 1808
года, употреблялись понятия «несосто
Исторические корни института банкротства в России достаточно глубоки. Положения, касающиеся несостоятельности, имеются в «Русской Правде», причем уже в тот период они достаточно сложны и подробны, хотя само понятие «банкротство» появилось в российском праве значительно позднее. Российское дореволюционное законодательство понимало под банкротством «неосторожное или умышленное причинение несостоятельным должником ущерба кредиторам посредством уменьшения или сокрытия имущества. Банкротство, таким образом, является уголовной стороной того гражданского отношения, которое называется несостоятельностью» отражение этот тезис находит и в работах А. Трайнина: «банкротство слагается из двух элементов, из которых один (несостоятельность) - понятие гражданского права, другой (банкротское деяние) - понятие уголовно-правовое»2.
В Банкротских уставах 1753, 1763 и 1768 гг. употреблялись оба понятия. Причем понятие «банкротство» использовалось лишь тогда, когда речь шла о неправомерных действиях торговцев. Такой же позиции придерживался и Банкротский устав 1800 года. Статья 131 гласила: «Называть отныне пришедшего в состояние упадшим, которое звание означает в нем несчастного, а не бесчестного человека; неосторожного и злостного называть банкротом». В Уставе судопроизводства торгового 1832 года несостоятельным признавался тот, кто «придет в такое дел положение, что не токмо не имеет наличных денег на удовлетворение в срок своих долгов, но есть признаки: по коим можно заключить, что всего имущества его для полного их удовлетворения будет недостаточно»3.
Как видим, в уставах не давалось специального определения понятия «банкротства» и «несостоятельности», а лишь определялись моменты, когда должник мог быть объявлен несостоятельным или банкротом.
В гражданском процессуальном законодательстве после 1917 года употреблялась лишь категория несостоятельности. В статье 351 ГПК РСФСР упоминалось о социально опасных действиях должника, при наличии которых суд должен будет возбудить против виновного уголовное преследование по ст.169 УК РСФСР.
С принятием Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 621 «О мерах по поддержке несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур" категории «несостоятельность» и «банкротство» используются как синонимы. Эта традиция закрепилась и в ныне действующем законодательстве.
Между тем следует отметить, что с принятием первой части ГК РФ многие положения Закона о банкротстве 1992 г. устарели, что не могло, в свою очередь, не сказаться на правоприменительной практике: в 1993 - 1994 гг. федеральное законодательство о несостоятельности (банкротстве) широко не применялось. Так, достаточно сказать, что в 1994 г. во всех арбитражных судах России было рассмотрено около 100 дел о признании предприятий несостоятельными. Иными словами, главными причинами необходимости реформирования законодательства о банкротстве явилось отсутствие опыта его применения и нецелесообразность заимствования практики у иных, более развитых в экономическом и политическом плане стран без учета российской специфики. За шесть лет применения Закона о банкротстве 1992 г. в нашей стране выявился ряд объективных оснований, способствовавших принятию в 1998 г. нового Закона о банкротстве, учитывающего как опыт ведущих зарубежных стран, так и специфику российской действительности.
В результате этого была создана российская правовая система регулирования несостоятельности (банкротства), не уступающая мировым аналогам. Вместе с тем следует заметить, что данный Закон не смог в полной мере обеспечить эффективную правовую защиту интересов субъектов гражданского оборота в области несостоятельности. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" был в большей степени направлен на защиту интересов кредиторов. В конечном счете, из средства оздоровления экономики он превратился в источник конфликтов, привел к разорению многих платежеспособных предприятий. Нередко кредиторы были заинтересованы не в осуществлении мер по финансовому оздоровлению предприятий, а, разумеется, в их банкротстве и овладении их имущества. Эти и многие другие обстоятельства вызвали необходимость разработки и принятия нового Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" 2002 года с дальнейшими изменениями, необходимые в условиях развития государства.
Признаки банкротства
Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения4. Определение признаков банкротства юридических лиц базируется на принципе "неплатежеспособности". Его суть состоит в презумпции невозможности для должника удовлетворить требования кредиторов или произвести обязательные платежи в бюджет или внебюджетные фонды, если он не делает этого в течение длительного (свыше трех месяцев) времени.
Согласно Закону о банкротстве несостоятельными могут быть признаны все юридические лица, кроме казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.
Следует условно систематизировать критерии для формального определения банкротства, а именно:
1. Наличие задолженности
2. Неспособность удовлетворить
требования кредиторов в
3. Превышение суммы обязательств над стоимостью принадлежащего имущества.
Однако, что находится в основании несостоятельности должника? В соответствии ст.4, п.2 вышеуказанного Федерального закона для определения наличия признаков банкротства должник, как мы знаем, учитываются: размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате компенсации сверх возмещения вреда, выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия; размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций. Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, подлежащие возмещению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника. Тем не менее, хотелось бы подчеркнуть, что данные параметры являются лишь результатом актуализации вышеуказанных принципов: принцип неоплатности и принцип неплатежеспособности.
Возвращаясь к истории, по мнению Г.Ф. Шершеневича в дореволюционной России, «для наличности несостоятельности, открывающей конкурсный процесс, можно признать одно из двух начал: недостаточность имущества или платежную неспособность. В первом случае мы имеем дело с несомненной невозможностью удовлетворить полностью каждого кредитора, во втором - с неискренностью в исполнении обязательств, внушающей вероятность невозможности удовлетворить полностью всех кредиторов. В первом случае перед нами установленный факт, во втором – предположение»5.
Ранее действовавший Закон РФ от 19 ноября 1992 г. "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" в качестве критерия несостоятельности использовал принцип неоплатности, в связи, с чем под несостоятельностью (банкротством) понималась неспособность должника удовлетворить требования кредитора по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.
Следует заметить, что в законодательстве
некоторых зарубежных стран при
определении признаков
Интересен тот факт, что в Германии для открытия производства по делу о несостоятельности закон требует, чтобы имелось в наличии достаточно имущества для покрытия судебных издержек по ведению дела. Общим основанием является неплатежеспособность, в качестве же дополнительного критерия может выступать превышение обязательств должника над стоимостью имущества (иными словами, критерий неоплатности)6.
Как уже было раннее отмечено, в соответствии с положениями российского Закона о банкротстве 2002 г. должник - юридическое лицо может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности; критерий неоплатности применим лишь в отношении граждан.
Понятие процедуры банкротства закон не раскрывает. В юридической науке предлагаются различные определения процедуры банкротства. Например, «совокупность предусмотренных законодательством о несостоятельности юридических и фактических действий, направленных на достижение конкретного определенного законом результата с конечной целью удовлетворения требований кредиторов»7; «предусмотренная законодательством совокупность мер в отношении должника, направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидацию»8.