Понятие и сущность финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 19:29, контрольная работа

Описание работы

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль .
В настоящей контрольной работе предстоит раскрыть следующие вопросы, касающиеся финансов: понятие и роль финансов в России, методы финансового контроля, акт ревизии, финансовая деятельность государственных и муниципальных предприятий, ее понятие, содержание и правовые основы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ФИНАНСОВ 4
2. МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ. АКТ РЕВИЗИИ 6
2.1. Методы финансового контроля 6
2.2. Акт ревизии 8
3. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ЕЕ ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ 10
3.1. Понятие финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий 10
3.2. Содержание, функции и роль финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий 11
3.3. Правовые основы финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

Файлы: 1 файл

Понятие и сущность финансов.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)


18

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1.              ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ФИНАНСОВ             

2.              МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ. АКТ РЕВИЗИИ             

2.1.              Методы финансового контроля

2.2.              Акт ревизии

3. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ЕЕ ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

3.1. Понятие финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий

3.2. Содержание, функции и роль финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий

3.3. Правовые основы финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль[1].

Тема финансового контроля была всегда актуальна. Сегодня проблемы совершенствования и усиления государственного финансового контроля остаются не менее актуальными, чем год или пять лет назад. Однако нельзя утверждать, что никаких изменений в лучшую сторону не происходит. Представляют интерес действия субъектов Российской Федерации, осуществляющих финансовый контроль за составлением и исполнением федерального, региональных и местных бюджетов, также роль финансового контроля в обеспечении развития общественного и частного производства. Финансовый контроль охватывает все сферы жизни общества и должен быть нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и эффективное использование финансовых, трудовых, материальных ресурсов и природных богатств, уменьшение непроизводительных издержек и расходов, пресечении фактов бесхозяйственности и расточительства.

В настоящей контрольной работе предстоит раскрыть следующие вопросы, касающиеся финансов: понятие и роль финансов в России, методы финансового контроля, акт ревизии, финансовая деятельность государственных и муниципальных предприятий, ее понятие, содержание и правовые основы.

 

 

 

 

 

1.                  ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ФИНАНСОВ

 

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений. Их роль и значение определены местом денежных отношений в экономических отношениях. Финансы являются прежде всего распределительной категорией, с помощью которой происходит распределение или перераспределение валового внутреннего продукта и национального богатства. Именно благодаря этому качеству финансов государство и местное самоуправление обес­печиваются необходимыми финансовыми ресурсами, использу­емыми в форме денежных фондов.

По мнению большинства исследователей1, термин «финан­сы» восходит к средневековым латинским словам — fmatio, financia pecuniaria, которым предшествовало старолатинское слово figo — вбивать, вколачивать, а позднее — finis, означаю­щее конец, предел, границу, окончание (отметный кол вбивался в землю для отделения одного участка земли от другого). Пер­вым автором научно-практического труда, посвященного фи­нансам, считают Ксенофонта (около 430—355 гг. до н. э.), рабо­та которого называлась «О доходах Афинской республики».

Финансы можно рассматривать в экономическом и матери­альном аспектах. В экономическом аспекте финансы — это эко­номические отношения, связанные с формированием, распреде­лением и использованием централизованных и децентрализован­ных фондов денежных средств в целях выполнения собственных

1 См.: Чантладзе В. Г. Вопросы теории финансов. Тбилиси, 1979. С. 107; Воронова Л. К., Мартьянов И. В. Советское финансовое право. Киев, 1983. С. 3; Грачева Е. Ю., Куфакова Н. А., Пепеляев С. Г. Финан­совое право России. М., 1995. С. 6; Финансы / Под ред. В. М. Родионо-вой. М., 1993. С. 7.

Финансовое право России. Общая часть

функций и задач государства или местного самоуправления, а также делегированных полномочий государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых осуществляются распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением потреб­ностей сообщества.

В материальном аспекте финансы представляют собой де­нежные фонды государства, государственно-территориальных и муниципальных образований, предприятий, учреждений, орга­низаций, используемые для материального обеспечения потреб­ностей общества и развития производства. Совокупность на­званных фондов денежных средств представляет собой финан­совые ресурсы государства.

Финансы как экономическая категория функционируют в пределах денежных отношений. Но не все денежные отноше­ния следует отождествлять с финансами. В содержание финан­сов включаются только те денежные отношения, которые име­ют специфическую финансовую форму движения стоимости, связанную с распределением денежных доходов и накоплений, формированием и использованием определенных фондов де­нежных ресурсов. Самой главной отличительной особенностью финансовых отношений является обязательное участие в них государства. Все прочие виды денежных отношений выходят за рамки финансовых отношений и регулируются другими отрас­лями права. Например, продажа предприятием произведенной продукции не будет включаться в сферу действия финансов, эти отношения носят гражданско-правовой характер, хотя и опос­редуются деньгами. Однако уплата налогов, объекты которых возникают в результате совершения предприятием сделки куп­ли-продажи, включается в финансовые отношения.

Финансовые отношения отличаются от денежных и по при­знаку эквивалентности. Движение денег в большинстве случаев сопровождается встречным движением товаров, работ или ус­луг, т. е. денежные отношения носят эквивалентный характер. Финансы не предназначены для создания встречного удовлет­ворения, их движение не носит характера возмещения. Един­ственное исключение в финансовых отношениях представляют кредитные отношения, возникающие, в частности, при приоб­ретении государственных ценных бумаг.

 

2.      МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ. АКТ РЕВИЗИИ

 

2.1.           Методы финансового контроля

 

Под методами финансового контроля понимают приемы и способы его осу­ществления. Среди основных методов финансового контроля
различают:

наблюдение;

проверку;

обследование.

Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.

Проверка касается основных вопросов финансовой деятельно­сти и проводится на месте с использованием балансовых, от­четных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки. При обследова­нии используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости ре­организации производства и т. п.

Анализ, как и предыдущие методы, нацелен на выявление нару­шений финансовой дисциплины. Он проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофактор­ным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины, группиров­ки, индексный метод и др.

Финансовый контроль не может быть сведен только к анали­тической деятельности. Речь может идти лишь об ограничен­ном использовании специфических методов финансово-экономи­ческого анализа1.
Основным методом финансового контроля является ревизия, ко­торая проводится с целью установления законности финансо­вой дисциплины на конкретном объекте.

Законодательство закрепляет обязательный и регулярный ха­рактер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгал­терской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

Как правило, ревизии проводятся на основе заранее состав­ленной программы работы ревизоров, которые наделены широ­кими правами:

−        проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие
денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и ос­новных фондов;
проводить частичные или сплошные инвентаризации; опеча­тывать склады, кассы, кладовые;

−        привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии;
получать от должностных и материально ответственных лиц письменные разъяснения по возникающим в ходе ревизии во­просам и др.

Ревизии подразделяются на несколько видов.

По содержанию ревизии делятся на документальные и фактиче­ские. Документальные ревизии включают в себя проверку раз­личных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств.

В ходе фактической ревизии проверяется наличие де­нег, ценных бумаг и материальных ценностей. По времени осуществления ревизии делятся на плановые и вне­плановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с пла­ном, который составляется в вышестоящих органах, министер­ствах или ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводст­венной сфере - не реже двух раз в год.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фрон­тальные и выборочные.

При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за опреде­ленный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятель­ность данного субъекта в различных областях (в них принима­ют участие одновременно ревизоры нескольких органов), и те­матические, которые сводятся к обследованию какой-либо сферы финансовой деятельности.

 

2.2.     Акт ревизии

 

Ревизия — это основной метод финансового контроля, она осуществляется с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств. Как правило, ревизии проходят на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами: проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг; проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы; привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии и др.

Ревизии подразделяются на несколько видов:

По содержанию они делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определять законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

По времени осуществления ревизии бывают плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раза в год, а в непроизводственной сфере — не реже двух раз в год.

По обследуемому периоду деятельности ревизии бывают фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за короткий период времени.

По объему деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо сферы финансовой деятельности.

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ее, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица.

В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушения финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в них. Если у руководителя или главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии. На основе ее акта принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.

Акты ревизий, проведенных в порядке ведомственного контроля, предоставляются Министерству финансов РФ, финансовым органам субъектов РФ и местным органам по их требованию.

 

3. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ЕЕ ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

Информация о работе Понятие и сущность финансов