Понятие и сущность финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 19:29, контрольная работа

Описание работы

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль .
В настоящей контрольной работе предстоит раскрыть следующие вопросы, касающиеся финансов: понятие и роль финансов в России, методы финансового контроля, акт ревизии, финансовая деятельность государственных и муниципальных предприятий, ее понятие, содержание и правовые основы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ФИНАНСОВ 4
2. МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ. АКТ РЕВИЗИИ 6
2.1. Методы финансового контроля 6
2.2. Акт ревизии 8
3. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ЕЕ ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ 10
3.1. Понятие финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий 10
3.2. Содержание, функции и роль финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий 11
3.3. Правовые основы финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

Файлы: 1 файл

Понятие и сущность финансов.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

 

3.1. Понятие финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий

 

Необходимость использования финансов (финансовой системы) обусловила осуществление государством и муниципальными обра­зованиями специальной, а именно финансовой деятельности. В ходе финансовой деятельности производится планомерное и це­ленаправленное образование (формирование), распределение и ис­пользование государственных и муниципальных централизован­ных и децентрализованных денежных фондов.

Итак, финансовая деятельность государства — это осущест­вление им функций по планомерному образованию (формирова­нию), распределению и использованию денежных фондов (финан­совых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономичес­кого развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для дея­тельности государственных органов.

Финансовая деятельность муниципальных образований, осу­ществляемая через органы местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодатель­ством о местном самоуправлении. Она представляет собой осуществление функций по планомерному образованию (формирова­нию), распределению и использованию муниципальных (мест­ных) денежных фондов в целях реализации социально-экономичес­ких задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурса­ми деятельности органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления связана общей целенаправленностью на потребности общества, носит публичный характер, хотя и разли­чается конкретными задачами. Главной, определяющей целью этой деятельности должно быть согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 7) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво­бодное развитие человека.

 

3.2. Содержание, функции и роль финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий

 

Содержание финансовой деятельности государства и муници­пальных образований выражается в многочисленных и разнооб­разных функциях, которые действуют в названных выше общих направлениях: образование (формирование), распределение и ис­пользование государственных или муниципальных (местных) де­нежных фондов. Неотъемлемым элементом каждой из них явля­ется функция контроля, что вытекает из сущности финансов. Этот контроль также является финансовым соответственно содержа­нию всей данной деятельности.

Разнообразие функций обусловлено многозвенностью финансо­вой системы, своеобразием ее звеньев. В связи с этим государство и муниципальные образования осуществляют деятельность по со­зданию, распределению и использованию разнообразных видов де­нежных фондов: бюджетных и кредитных ресурсов, страховых де­нежных фондов, финансовых средств отраслей экономики, госу­дарственных и муниципальных предприятий, организаций и уч­реждений.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований выступает как важная и необходимая составная часть ме­ханизма социального управления. Это выражается в том, что ак­кумулированные в ходе ее финансовые ресурсы направляются в отрасли экономики, социальную и другие сферы с учетом приори­тетности финансируемых мероприятий на соответствующих эта­пах развития страны, ее внешних и внутренних условий. При этом государство и муниципальные образования берут на себя обес­печение тех необходимых общественных услуг, которые не могут быть предметом частного предпринимательства.

Осуществление эффективной финансовой деятельности госу­дарства является фактором, необходимым для проведения спра­ведливой социальной политики, которая в условиях перехода к рыночной экономике требует устранения негативных сторон пос­ледней (нестабильность материального положения членов общест­ва при значительном разрыве в уровнях доходов, безработица и т.п.).

Посредством финансовой деятельности создается материаль­ная основа, необходимая для функционирования органов государ­ственной власти и управления, правоохранительных органов, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Воздействие государства и муниципальных образований на со­циально-экономические процессы осуществляется не только в форме прямой финансовой поддержки, выделения средств на оп­ределенные планы, программы и т.п., но и косвенно — путем предоставления налоговых льгот, применения низких процент­ных ставок при кредитовании или предоставления беспроцентных кредитов, отсрочек по налоговым платежам и т.п. в целях стиму­лирования какой-либо деятельности, признанной государством в качестве приоритетной. И, напротив, могут применяться меры ог­раничительного характера.

Финансовая деятельность влияет на развитие федеративных от­ношений и местного самоуправления. Важной ее стороной являет­ся распределение финансовых ресурсов между федеральными ор­ганами и субъектами Федерации, а также муниципальными образованиями, что имеет значение для регулирования и координации производства и развития социально-культурной сферы в масшта­бах всей России, а также соответствующих территориальных уров­ней. Региональная политика в Российской Федерации должна быть нацелена на выравнивание условий социально-экономичес­кого развития регионов при создании единого экономического про­странства.

Как составная часть механизма государственного управления и регулирования социально-экономических процессов финансовая деятельность содержит широкие возможности воздействия на раз­витие рыночных отношений. В последнее время органы государственной власти РФ разраба­тывают меры по повышению роли государства в регулировании рыночной экономики, включая область финансов.

 

3.3. Правовые основы финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий

 

Финансовой деятельности государства свойственны свои орга­низационно-правовые особенности.

Во-первых, в отличие от других сфер деятельности государства она имеет межотраслевой характер, поскольку аккумуляция, рас­пределение и использование финансовых ресурсов затрагивает все отрасли и сферы государственного управления. Кроме того, в про­цессе финансовой деятельности государство контролирует работу государственных органов, а также предприятий, организаций, уч­реждений по реализации их задач.

Во-вторых, осуществление государством финансовых функций протекает (в зависимости от их содержания, роли, масштабов действия) в виде деятельности как представительных, так и исполни­тельных органов власти (органов государственного управления). Например, распределение бюджетных средств по основным на­правлениям жизнедеятельности Российской Федерации или ее субъектов производится представительными органами, а распре­деление финансовых ресурсов внутри отраслей экономики - орга­нами исполнительной власти.

В-третьих, сфера финансовой деятельности относится к веде­нию как федеральных органов, так и субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Кроме того, имеется об­ласть совместного ведения Федерации и ее субъектов.

В российском законодательстве не имеется социального акта, который урегулировал бы в целом вопросы правового режима фи­нансов государственных и муниципальных предприятий и фи­нансовой деятельности этих предприятий. Детальное урегулиро­вание на законодательном уровне, в кодифицированной форме получили лишь отношения предприятий, возникающие в связи с платежами, входящими в систему налогов и сборов.

Что касается правового порядка формирования и использова­ния финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий, взаимоотношений этих предприятий в данной сфере с органами государственной власти и местного самоуправ­ления, прав и обязанностей той и другой стороны и т.д., то эти вопросы регламентируются большим числом нормативных актов разных уровней и масштабов. Основополагающая роль принадле­жит Конституции РФ, определившей основы организации финан­совой системы страны.

В рассматриваемой области действуют в определенной части законы РФ, акты Президента РФ, Правительства РФ, в том числе положения об отраслевых органах исполнительной власти, а также акты самих отраслевых государственных органов.

Существенное значение имеют уставы федеральных государст­венных унитарных предприятий, утверждаемые соответствую­щими отраслевыми органами, и уставы казенных предприятий, утверждаемые Правительством РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Финансы непосредственно связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе аккумуляции, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Важно понимать, что финансы это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ, а также средством стимулирования развития государства и общества в нужном в каждый данный период развития направлении[2].

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное управление, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Становится всё более очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько политика государства будет отвечать требованиям времени.

Се­го­дня ор­га­ны го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти уде­ля­ют серь­ез­ное вни­ма­ние во­про­сам со­вер­шен­ст­во­ва­ния сис­те­мы фи­нан­со­во­го кон­тро­ля. По­сколь­ку оче­вид­но, что обя­за­тель­ным ус­ло­ви­ем эф­фек­тив­но­го функ­цио­ни­ро­ва­ния эко­но­ми­ки и фи­нан­со­вой сис­те­мы стра­ны яв­ля­ет­ся на­ли­чие раз­ви­той сис­те­мы кон­тро­ля. Пред­при­нят уже ряд ша­гов, на­прав­лен­ных на ее ре­фор­ми­ро­ва­ние.

Для эф­фек­тив­но­го осу­ще­ст­в­ле­ния го­су­дар­ст­вен­но­го фи­нан­со­во­го кон­тро­ля тре­бу­ет­ся не толь­ко на­звать ор­га­ны го­су­дар­ст­вен­но­го кон­тро­ля, что те­перь сде­ла­но в Бюд­жет­ном Ко­дек­се, но и за­ко­но­да­тель­но за­кре­пить их за­да­чи, пра­ва, сфе­ру дей­ст­вия.

Уси­лия ор­га­нов вла­сти, ко­то­рым по­ру­че­но вы­пол­нять функ­ции кон­тро­ля, не ко­ор­ди­ни­ру­ют­ся и осу­ще­ст­в­ля­ют они его в ос­нов­ном в рам­ках сво­его ве­дом­ст­ва, что вы­зы­ва­ет раз­дроб­лен­ность фи­нан­со­вой сис­те­мы.

На­зре­ла не­об­хо­ди­мость в раз­ра­бот­ке кон­цеп­ции го­су­дар­ст­вен­но­го фи­нан­со­во­го кон­тро­ля, ко­то­рая долж­на чет­ко обо­зна­чить ин­сти­ту­ты, обес­пе­чи­ваю­щие го­су­дар­ст­вен­ный фи­нан­со­вый кон­троль, их пол­но­мо­чия, фор­мы взаи­мо­дей­ст­вия при его осу­ще­ст­в­ле­нии. Очень важ­но про­пи­сать по­ря­док и про­це­ду­ры при­ня­тия мер по ре­зуль­та­там кон­тро­ля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.          Государственные и муниципальные финансы: учебник / под ред. проф. С.И.Лушина, проф. В.А.Слепова. – М.: Экономистъ, 2007. – 763 с.

2.          Каратонов М.Е. «Насущные» проблемы развития и повышения эффективности государственного финансового контроля // Финансовое право. – 2006, № 11. С. 11-16.

3.          Методика финансового анализа / Шеремет М.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В.– М.: Инфра-М, 2007. – 120 с.

4.          Общая теория финансов. Под редакцией Дробозиной Л.А. М., "ЮНИТИ", 2008. – 500 с.

5.          Финансы: учебник – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 512 с.

6.          Финансы, денежное обращение и кредит. Под ред. В.К. Сенчагова. - М.: Проспект, 2008. – 300 с.

 



[1] Финансы: учебник – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – с. 42.

[2] Каратонов М.Е. «Насущные» проблемы развития и повышения эффективности государственного финансового контроля // Финансовое право. – 2006, № 11. – с.12.


Информация о работе Понятие и сущность финансов