Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 07:14, контрольная работа
Бюджет - важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально – экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности.
Введение
1. Бюджетный процесс: понятие, особенности, его задачи и цели
2. Принципы бюджетного процесса
2.1. Общеправовые принципы бюджетного процесса
2.2. Принципы бюджетного процесса, вытекающие из принципов, свойственных бюджетной системе государства в целом
2.3. Принципы, отражающие сущность бюджетного процесса как специфической сферы формирования и развития бюджетных правоотношений
Заключение
ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по финансовому праву
Вариант № 9
Тема: Понятие и принципы бюджетного процесса
Выполнил: студентка 3 курса 432 группы заочного отделения юридического факультета .
Санкт-Петербург – Пушкин 2010 |
План контрольной работы
Теоретическая часть
Тема: Понятие и принципы бюджетного процесса
Введение
Заключение
Приложение № 1
Приложение № 2
Практическая часть
Список использованной литературы
Введение
Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.
Бюджет - важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально – экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности.
Экономические и политические
реформы, проводимые в России также
не могли не затронуть сферу
Бюджетный кодекс Российской Федерации установил общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Тема моей контрольной работы «Понятие бюджетного процесса и его принципы». Эта тема интересна, актуальна и своевременна, поскольку именно сейчас Государственной Думой был принят Федеральный Закон о Федеральном бюджете на 2010 год.
Цель данной работы состоит в рассмотрении понятия бюджетного процесса, его задач.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи: дать понятие бюджетного процесса и рассмотреть принципы бюджетного процесса;
Объект исследования – бюджетный процесс и его принципы.
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением бюджетного процесса.
Бюджетный процесс - составная часть бюджетного права, а точнее — один из правовых институтов, входящих в подотрасль «бюджетное право». Бюджетный процесс как правовой механизм направлен на принятие реального бюджета, законов (решений) о бюджете и государственных внебюджетных фондов, а также на эффективное их исполнение.
Понятие «бюджетный
процесс» применяется в финансово-
Бюджетный процесс в Российской Федерации строится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В настоящее время основным правовым актом, регулирующим бюджетный процесс, является Бюджетный кодекс Российской Федерации. Однако, учитывая федеративное устройство России, бюджетный процесс существует как на уровне федерации, так и на уровне субъектов РФ. Кроме того, бюджетный процесс имеет место на уровне муниципальных образований. В связи с этим правовым источником бюджетного процесса является не только БК РФ, но также законы субъектов РФ о бюджетном процессе и постановления представительных органов местного самоуправления.
«…Правовые нормы, регулирующие бюджетный процесс, предписывают правила, порядок применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента утверждения отчета об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов - участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.
Процессуальные нормы бюджетного права, их строгое соблюдение являются гарантией законности применения материальных норм бюджетного права, т.е. гарантией правильности и своевременности поступления в бюджет доходов и законности и своевременности их расходования…»2.
Итак, «…бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности».3
Характерной особенностью бюджетного процесса является его непрерывность во времени. Деятельность государства от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около трех с половиной лет, и этот срок называется бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса: стадия составления, рассмотрения, утверждения бюджета, стадия исполнения и заключения бюджета и стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета которые периодически сменяют одна другую.4
В целом, бюджетный процесс по бюджету и государственным внебюджетным фондам на предстоящий финансовый год начинается не позднее десяти месяцев до начала очередного финансового года (ст. 184 БК РФ), а заканчивается — к концу года, следующего за годом исполнения бюджетов. Сам бюджет действует в течение одного года с 1 января по 31 декабря. Финансовый (бюджетный) год на территории РФ длится 12 месяцев. В соответствии со ст. 242 БК РФ финансовый год завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.
Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок изменению не подлежит. В то же время каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, поскольку ежегодно изменяется объем национального дохода государства, по-разному перераспределяются средства в зависимости от задач, решаемых государством в данный период.
Ежегодно изменяются потребности в денежных средствах каждой республики, области и других субъектов РФ, органов местного самоуправления в зависимости от того, как будет развиваться хозяйство и социальная сфера данной территории в следующем году.
Однако порядок, предполагающий последовательность стадий составления, рассмотрения, утверждения бюджета, исполнения бюджета, составление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета, остается неизменным.
Задачами и целями бюджетного процесса являются: организация формирования, распределения и использования бюджета - централизованного фонда денежных средств; выявление возможных резервов поступления ресурсов в собственность публично-правовых образований для реализации функций государства на различных территориальных уровнях; эффективное распределение бюджетных ресурсов между различными субъектами в целях обеспечения функционирования государства; контроль за «движением» бюджетных средств от момента их формирования до момента использования; исключение нецелевого использования средств и др.5
Участниками бюджетного процесса являются: Президент Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования, законодательные и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, ЦБ РФ, органы государственного финансового контроля, органы управления государственными внебюджетными фондами, главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета и получатели бюджетных средств.6
В основе организации бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно и в сроки, установленные законодательством, составить, утвердить и исполнить бюджет.
Под принципами бюджетного процесса понимаются основополагающие требования, предъявляемые к осуществлению деятельности уполномоченных субъектов, развивающейся в рамках бюджетных отношений процессуального характера и направленной на своевременное и качественное осуществление стадий бюджетного процесса.
Принципы, положенные в основу бюджетного процесса, следует объединить в три группы:
1) общеправовые принципы бюджетного процесса;
2) принципы бюджетного процесса, вытекающие из принципов, свойственных бюджетной системе государства в целом;
3) принципы, отражающие сущность
бюджетного процесса как
Общеправовые принципы бюджетного процесса представляют собой требования общего характера к деятельности уполномоченных субъектов в рамках бюджетного процесса, правовые границы бюджетных процессуальных правоотношений. Такие требования предъявляются не только к бюджетным процессуальным правоотношениям, но и к правовым отношениям вообще. Указанными требованиями являются, например: законность, подконтрольность, разграничение компетенции органов власти в бюджетном процессе.
На бюджетный процесс
как непосредственную сферу формирования
и развития бюджетных правоотношений
процессуального характера
К основным принципам бюджетного процесса третьей группы, отражающим его сущность как специфической сферы функционирования бюджетных правоотношений, относятся, на мой взгляд, следующие: принцип периодичности; организационное единство бюджетного процесса; принцип учета специальных бюджетных показателей, установленных бюджетной классификацией Российской Федерации; принцип подчинения определенным срокам.
Первоочередное значение для функционирования любых правоотношений имеет принцип законности.
Применительно к бюджетному процессу указанный принцип имеет две формы проявления.
«…Во-первых, говоря о законности бюджетного процесса, следует иметь в виду, что бюджетный процесс и соответствующие ему бюджетные процессуальные отношения - явления, подвергаемые детальной нормативной правовой регламентации. Ход бюджетного процесса обусловлен содержанием и объемом законодательного регулирования. Бюджетные отношения как разновидность финансовых правоотношений могут существовать исключительно в форме, определенной законом. Любые бюджетные отношения - будь то зачисление доходов в публичный фонд либо производство расходов - невозможны вне правового оформления. Так, например, из бюджета неправомерно расходовать средства, пока соответствующие затраты не будут заложены в правовой акт о бюджете. При этом заложенные в бюджет расходы изначально обусловлены требованиями ранее принятых нормативных правовых актов, устанавливающих те или иные расходные обязательства. Данные акты, в свою очередь, должны соответствовать требованиям законности, обеспечивать конституционно предусмотренные гарантии прав и свобод граждан. Предметом судебных разбирательств послужило немалое количество нормативных правовых актов, в том числе законов, предусматривающих выделение из федерального бюджета средств в порядке расходования в связи с реализацией прав и свобод граждан. Конституционный Суд РФ оценивает федеральные законы с точки зрения их конституционности, что служит гарантией расходования средств федерального бюджета должным образом для конституционно установленных целей, гарантией соблюдения режима законности. То же самое следует сказать и об отражении в правовом акте о бюджете поступления доходов: решение данного вопроса должно отвечать требованию законности. Иначе говоря, бюджет, точнее, его доходная часть, может формироваться только из изначально законно установленных платежей.
Информация о работе Понятие, принципы и стадии бюджетного процесса