Понятие, принципы и стадии бюджетного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 07:14, контрольная работа

Описание работы

Бюджет - важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально – экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности.

Содержание работы

Введение
1. Бюджетный процесс: понятие, особенности, его задачи и цели
2. Принципы бюджетного процесса
2.1. Общеправовые принципы бюджетного процесса
2.2. Принципы бюджетного процесса, вытекающие из принципов, свойственных бюджетной системе государства в целом
2.3. Принципы, отражающие сущность бюджетного процесса как специфической сферы формирования и развития бюджетных правоотношений
Заключение

Файлы: 1 файл

понятие и принципы бюджетного процесса.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

 

 

ИНСТИТУТ  ПРАВОВЕДЕНИЯ  И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

по финансовому  праву

 

Вариант № 9

 

Тема: Понятие и принципы бюджетного процесса

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студентка 3 курса 432 группы

заочного отделения юридического факультета

.

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург  – Пушкин

2010




 

 

План  контрольной работы

 

Теоретическая часть

Тема: Понятие и принципы бюджетного процесса

Введение

  1. Бюджетный процесс: понятие, особенности, его задачи и цели
  2. Принципы бюджетного процесса
    1. Общеправовые принципы бюджетного процесса
    2. Принципы бюджетного процесса, вытекающие из принципов, свойственных бюджетной системе государства в целом
    3. Принципы, отражающие сущность бюджетного процесса как специфической сферы формирования и развития бюджетных правоотношений

Заключение 

Приложение  № 1

Приложение  № 2

Практическая  часть

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Бюджет - важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу.  Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально – экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности.

Экономические и политические реформы, проводимые в России также  не могли не затронуть сферу государственных  финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

  Бюджетный кодекс Российской Федерации установил общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

Тема моей контрольной  работы «Понятие бюджетного процесса и его принципы». Эта тема интересна, актуальна и своевременна, поскольку именно сейчас Государственной Думой был принят Федеральный Закон о Федеральном бюджете на 2010 год.

Цель данной работы состоит в рассмотрении понятия бюджетного процесса, его задач.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи: дать понятие бюджетного процесса и рассмотреть принципы бюджетного процесса;

Объект исследования – бюджетный процесс и его принципы.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные  с рассмотрением бюджетного процесса.

 

  1. Бюджетный процесс: понятие, особенности, его задачи и цели

 

Бюджетный процесс - составная часть бюджетного права, а точнее — один из правовых институтов, входящих в подотрасль «бюджетное право». Бюджетный процесс как правовой механизм направлен на принятие реального бюджета, законов (решений) о бюджете и государственных внебюджетных фондов, а также на эффективное их исполнение.

Понятие «бюджетный процесс» применяется в финансово-правовой литературе в двух значениях. В первом значении им обозначают разновидность бюджетной деятельности.  Во втором значении под бюджетным процессом понимают институт бюджетного права (как раздела финансового права), регулирующего данный вид бюджетной деятельности».1

Бюджетный процесс  в Российской Федерации строится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В настоящее  время основным правовым актом, регулирующим бюджетный процесс, является Бюджетный  кодекс Российской Федерации. Однако, учитывая федеративное устройство России, бюджетный процесс существует как  на уровне федерации, так и на уровне субъектов РФ. Кроме того, бюджетный процесс имеет место на уровне муниципальных образований. В связи с этим правовым источником бюджетного процесса является не только БК РФ, но также законы субъектов РФ о бюджетном процессе и постановления представительных органов местного самоуправления.

«…Правовые нормы, регулирующие бюджетный процесс, предписывают правила, порядок применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента утверждения отчета об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов - участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.

Процессуальные  нормы бюджетного права, их строгое соблюдение являются гарантией законности применения материальных норм бюджетного права, т.е. гарантией правильности и своевременности поступления в бюджет доходов и законности и своевременности их расходования…»2.

Итак, «…бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности».3

  Характерной особенностью бюджетного процесса является его непрерывность во времени. Деятельность государства от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около трех с половиной лет, и этот срок называется бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса: стадия составления, рассмотрения, утверждения бюджета, стадия исполнения и заключения бюджета и стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета которые периодически сменяют одна другую.4

В целом, бюджетный процесс  по бюджету и государственным  внебюджетным фондам на предстоящий финансовый год начинается не позднее десяти месяцев до начала очередного финансового года (ст. 184 БК РФ), а заканчивается — к концу года, следующего за годом исполнения бюджетов. Сам бюджет действует в течение одного года с 1 января по 31 декабря. Финансовый (бюджетный) год на территории РФ длится 12 месяцев. В соответствии со ст. 242 БК РФ финансовый год завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря.  Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок изменению не подлежит. В то же время каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, поскольку ежегодно изменяется объем национального дохода государства, по-разному перераспределяются средства в зависимости от задач, решаемых государством в данный период.

Ежегодно изменяются потребности в денежных средствах  каждой республики, области и других субъектов РФ, органов местного самоуправления в зависимости от того, как будет развиваться хозяйство и социальная сфера данной территории в следующем году.

Однако порядок, предполагающий последовательность стадий составления, рассмотрения, утверждения  бюджета, исполнения бюджета, составление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета, остается неизменным.

Задачами и  целями бюджетного процесса являются: организация формирования, распределения  и использования бюджета - централизованного  фонда денежных средств; выявление возможных резервов поступления ресурсов в собственность публично-правовых образований для реализации функций государства на различных территориальных уровнях; эффективное распределение бюджетных ресурсов между различными субъектами в целях обеспечения функционирования государства; контроль за «движением» бюджетных средств от момента их формирования до момента использования; исключение нецелевого использования средств и др.5

Участниками бюджетного процесса являются: Президент Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования, законодательные и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, ЦБ РФ, органы государственного финансового контроля, органы управления государственными внебюджетными фондами, главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета и получатели бюджетных средств.6

 

  1. Принципы бюджетного процесса

 

В основе организации бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно и в сроки, установленные законодательством, составить, утвердить и исполнить бюджет.

Под принципами бюджетного процесса понимаются основополагающие требования, предъявляемые к осуществлению деятельности уполномоченных субъектов, развивающейся в рамках бюджетных отношений процессуального характера и направленной на своевременное и качественное осуществление стадий бюджетного процесса.

Принципы, положенные в основу бюджетного процесса, следует объединить в три группы:

1)    общеправовые принципы бюджетного процесса;

2) принципы бюджетного процесса, вытекающие из принципов, свойственных бюджетной системе государства в целом;

3) принципы, отражающие сущность  бюджетного процесса как специфической  сферы формирования и развития  бюджетных правоотношений.7

Общеправовые принципы бюджетного процесса представляют собой требования общего характера к деятельности уполномоченных субъектов в рамках бюджетного процесса, правовые границы бюджетных процессуальных правоотношений. Такие требования предъявляются не только к бюджетным процессуальным правоотношениям, но и к правовым отношениям вообще. Указанными требованиями являются, например: законность, подконтрольность, разграничение компетенции органов власти в бюджетном процессе.

На бюджетный процесс  как непосредственную сферу формирования и развития бюджетных правоотношений процессуального характера распространяются и принципы бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренные ст. 28 Бюджетного кодекса РФ. Бюджетная система является наиболее общим понятием, отражающим сферу возникновения и функционирования любых бюджетных правоотношений. Среди принципов бюджетной системы Российской Федерации, наиболее тесно связанных с деятельностью уполномоченных субъектов в рамках бюджетного процесса, следует отметить: единство бюджетной системы России; самостоятельность бюджетов; сбалансированность бюджета; полноту отражения доходов, расходов бюджетов, источников финансирования бюджетов; результативность и эффективность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; прозрачность (открытость); адресность и целевой характер бюджетных средств; подведомственность расходов бюджетов; достоверность бюджета; единство кассы.

К основным принципам бюджетного процесса третьей группы, отражающим его сущность как специфической  сферы функционирования бюджетных  правоотношений, относятся, на мой взгляд, следующие: принцип периодичности; организационное единство бюджетного процесса; принцип учета специальных бюджетных показателей, установленных бюджетной классификацией Российской Федерации; принцип подчинения определенным срокам.

 

    1. Общеправовые принципы бюджетного процесса

 

Первоочередное значение для функционирования любых правоотношений имеет принцип законности.

Применительно к бюджетному процессу указанный принцип имеет  две формы проявления.

«…Во-первых, говоря о законности бюджетного процесса, следует иметь в виду, что бюджетный процесс и соответствующие ему бюджетные процессуальные отношения - явления, подвергаемые детальной нормативной правовой регламентации. Ход бюджетного процесса обусловлен содержанием и объемом законодательного регулирования. Бюджетные отношения как разновидность финансовых правоотношений могут существовать исключительно в форме, определенной законом. Любые бюджетные отношения - будь то зачисление доходов в публичный фонд либо производство расходов - невозможны вне правового оформления. Так, например, из бюджета неправомерно расходовать средства, пока соответствующие затраты не будут заложены в правовой акт о бюджете. При этом заложенные в бюджет расходы изначально обусловлены требованиями ранее принятых нормативных правовых актов, устанавливающих те или иные расходные обязательства. Данные акты, в свою очередь, должны соответствовать требованиям законности, обеспечивать конституционно предусмотренные гарантии прав и свобод граждан. Предметом судебных разбирательств послужило немалое количество нормативных правовых актов, в том числе законов, предусматривающих выделение из федерального бюджета средств в порядке расходования в связи с реализацией прав и свобод граждан. Конституционный Суд РФ оценивает федеральные законы с точки зрения их конституционности, что служит гарантией расходования средств федерального бюджета должным образом для конституционно установленных целей, гарантией соблюдения режима законности. То же самое следует сказать и об отражении в правовом акте о бюджете поступления доходов: решение данного вопроса должно отвечать требованию законности. Иначе говоря, бюджет, точнее, его доходная часть, может формироваться только из изначально законно установленных платежей.

Информация о работе Понятие, принципы и стадии бюджетного процесса