Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 01:46, курсовая работа
Целью работы является раскрытие и систематизация представленных в ней видов финансовых правоотношений.
Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они имеют материальное обоснование. Государственные органы, принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями. Так, государство может финансировать свои потребности только исходя из доходов, получение которых в свою очередь зависит от уровня развития материального производства и деятельности всей социальной сферы, что определяет поступление налогов и других платежей в бюджет и иные внебюджетные фонды.
ВВЕДЕНИЕ.…………………….……………………………………………3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ.……..….……………………………………….…………..5
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ…………………………………………….……………………………..9
ГЛАВА 3. ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ…………12
3.1. Бюджетные правоотношения………………………………………….12
3.2. Налоговые правоотношения…………………………………………..15
3.3. Отношения по страхованию……………………………………………19
3.4. Валютные правоотношения…………………………………………....22
3.5. Правоотношения в области банковской деятельности……………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…....26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………....27
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ.…………………….………………………………
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И
ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ.……..….………………………
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ
ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ…………………………………………
ГЛАВА 3. ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ…………12
3.1. Бюджетные правоотношения…………………………………………
3.2. Налоговые правоотношения…………………………………………
3.3. Отношения по страхованию……………………………………………19
3.4. Валютные правоотношения…………………………………………
3.5. Правоотношения в области банковской деятельности……………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………....27
ВВЕДЕНИЕ
В науке финансового права нет единого определения финансовых правоотношений. Это правоотношение можно определить как экономико-правовые общественные отношения, урегулированные нормами финансового права, имеющие властно-имущественный характер и выражающие публичные интересы1.
Общим в определениях финансового правоотношения является указание на сферу их возникновения, наличие у его участников соответствующих юридических прав и обязанностей, предусмотренных нормами финансового права. Как и любое другое правоотношение, эти отношения возникают между определёнными субъектами и отличаются многообразием видов. Каждый вид имеет содержание, раскрывающееся через соответствующие юридические права и обязанности его участников. Отражая общий характер, присущий любому правовому отношению, вид финансового правоотношения имеет специфические признаки, обусловленные особенностью сферы их возникновения. Финансовые правоотношения всегда являются имущественными денежными отношениями, т.к они возникают только по поводу денежных средств.
Правовая урегулированность финансовых правоотношений необходима для достижения целей, поставленных государством и органами местного самоуправления в области финансовой деятельности. Урегулированные нормами финансового права, они становятся финансово-правовыми отношениями: возникают на основе норм финансового права, их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические права и обязанности, такие связи (отношения) охраняются принудительной силой государства.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время в науке финансового права существует ряд видов финансовых правоотношений, а также сложностью их регулирования.
Целью работы является раскрытие и систематизация представленных в ней видов финансовых правоотношений.
Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они имеют материальное обоснование. Государственные органы, принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями. Так, государство может финансировать свои потребности только исходя из доходов, получение которых в свою очередь зависит от уровня развития материального производства и деятельности всей социальной сферы, что определяет поступление налогов и других платежей в бюджет и иные внебюджетные фонды.
Задачи исследования состоят во всестороннем изучении финансово-правовых норм и финансовых правоотношений.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Финансовые правоотношения – это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.
Финансовое правоотношение – разновидность правового отношения, поэтому ему присущи все те существенные признаки, которые характерны для правоотношения вообще. Во-первых, финансовое правоотношение возникает на основе финансово-правовой нормы, следовательно, есть результат действия правовой нормы, или «форма ее реализации». Во-вторых, финансовое правоотношение имеет волевой характер. Этот признак подчеркивает, что правоотношение, в сущности, обусловлено государственной волей, интересами государства2.
Обладая общими с другими правоотношениями чертами, финансовые правоотношения имеют и характерные специфические особенности. Поскольку сфера возникновения всех финансовых отношений – финансовая деятельность государства и муниципальных образований, то специфика этой области общественной жизни обусловливает следующие характерные черты финансовых правоотношений:
во-первых, основная особенность, которая определяет и другие отличительные черты финансовых правоотношений, заключается в том, что они возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (а также муниципальных) денежных фондов и доходов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.
во-вторых, финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, точнее финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, используемых на общезначимые потребности.
Такой объект правоотношений налицо, например, при их возникновении между государством и предприятиями в случаях внесения обязательных платежей в бюджет или, напротив, при получении из него ассигнований; при оказании финансовой помощи органом государственного управления подведомственным организациям, между Центральным банком РФ и Правительством РФ при использовании банковского кредита для покрытия бюджетного дефицита; между государством или органами местного самоуправления и гражданами в связи с уплатой налогов и т.д.
в-третьих, следующая особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления.
Это обусловлено тем, что само государство (или орган местного самоуправления) в интересах общества осуществляет финансовую деятельность: организует поступление денежных средств в различные государственные (муниципальные) денежные фонды, распределяет и использует их на социально-экономические программы и другие общественно необходимые потребности3.
в-четвертых, большинство финансовых правоотношений умеют субординационный характер и построены по схеме «власть – подчинение»;
в-пятых, юридическая ответственность
недобросовестного участника
Для финансового правоотношения должны быть налицо все рассмотренные специфические черты в комплексе, характеризующие финансовые правоотношения как государственно-властные имущественные (денежные) отношения5. Только в совокупности указанные черты дают полное представление о финансовом правоотношении.
Воля государства, его предписания по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на определенные периоды времени конкретизируются в финансовых планах (квартальных, годовых) или нормативах, лимитах и т.п. Они утверждаются соответствующими государственными органами в установленном порядке и подлежат обязательному исполнению. Наличие финансового плана также можно отнести к характерным чертам финансовых правоотношений. Однако в некоторых предусмотренных законом случаях они могут быть оформлены договором (например, предоставление отсрочки по уплате налога в форме налогового кредита на основании ст.65 НК РФ). В настоящее время расширяется применение договорной формы в финансовых отношениях. Она упоминается, в частности, в ст.159 и др. БК РФ6.
Финансовые правоотношения представляют собой своеобразный синтез правовых и экономических материй, являясь как бы экономико-правовой категорией. На экономическую природу финансовых правоотношений обращал внимание Е.А. Ровинский, отмечая, что «важнейшая особенность финансовых правоотношений заключается в том, что они являются юридической формой выражения и закрепления финансовых отношений, которые сами, в свою очередь, являются формой определенных экономических отношений»7. В финансовой деятельности государства и муниципальных образований разновидностью экономических отношений являются отношения по аккумулированию доходных источников в бюджеты, по поводу бюджетного финансирования, отношения в сфере межбюджетного субсидирования и т.п. Развитие федеративных отношений и становление института местного самоуправления обусловливают активное использование имеющихся финансовых инструментов и развитие новых механизмов финансовой деятельности. Следовательно, финансовые правоотношения охватывают совокупность денежных отношений, связанных с аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства или муниципальных образований в целях материального обеспечения задач и функций конкретной территории.
При отграничении финансового правоотношения от смежных правоотношений (например, от административного, гражданского, конституционного) определяющим признаком является их возникновение в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований и урегулирование нормами права.
Таким образом, финансовые правоотношения – это являющиеся по сути экономико-правовыми общественными отношениями, урегулированные нормами финансового права, имеющие властно-имущественный характер и выражающие публичные интересы8.
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Наиболее полно раскрывает
содержание финансовых правоотношений
их классификация на виды в зависимости
от структуры финансовой системы
РФ. При такой классификации
В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового права, выделяемых в зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными9.
В материальных финансовых
правоотношениях реализуются
В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальные субъективные права и обязанности (полномочия) направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Например, на стадии составления проекта бюджета к ним относятся обязанность Правительства РФ представить в установленный срок Государственной Думе проект федерального бюджета по определенному перечню показателей. Процессуальные финансовые правоотношения осуществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов и органов местного самоуправления, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий.
Между процессуальными и
материальными финансовыми
Финансовые правоотношения возникают только по поводу денежных средств (фин. ресурсов) вне зависимости от их формы выражения. Поэтому финансовые правоотношения всегда являются имущественными денежными отношениями.
Финансовые правоотношения можно классифицировать:
1) по материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли раздела, института финансового права, на следующие виды: