Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 01:46, курсовая работа
Целью работы является раскрытие и систематизация представленных в ней видов финансовых правоотношений.
Финансово-правовые нормы не являются простой волей законодательных и исполнительных органов, они имеют материальное обоснование. Государственные органы, принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями. Так, государство может финансировать свои потребности только исходя из доходов, получение которых в свою очередь зависит от уровня развития материального производства и деятельности всей социальной сферы, что определяет поступление налогов и других платежей в бюджет и иные внебюджетные фонды.
ВВЕДЕНИЕ.…………………….……………………………………………3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ.……..….……………………………………….…………..5
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ…………………………………………….……………………………..9
ГЛАВА 3. ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ…………12
3.1. Бюджетные правоотношения………………………………………….12
3.2. Налоговые правоотношения…………………………………………..15
3.3. Отношения по страхованию……………………………………………19
3.4. Валютные правоотношения…………………………………………....22
3.5. Правоотношения в области банковской деятельности……………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…....26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………....27
Страхование как самостоятельный институт финансовой системы осуществляет следующие основные функции.
Предупредительная функция
страхования связана с
Восстановительная (защитная)
функция страхования
Контрольная функция страхования проявляется в том, что страховые платежи аккумулируются в страховые фонды на строго определенные цели, должны использоваться только в конкретных случаях и строго определенным кругом субъектов.
Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»17, как и Гражданский кодекс РФ18, предусматривает две формы страхования: добровольную и обязательную.
Первая осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком самостоятельно в соответствии с законодательством. Конкретные условия страхования устанавливаются при заключении отдельно взятого договора страхования в соответствии с ГК РФ.
Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. По каждому конкретному виду обязательного страхования должен быть принят федеральный закон, содержащий установленные законом элементы, в том числе: субъекты; объекты, подлежащие страхованию; минимальный размер страховой суммы или порядок ее определения и др.
Субъектами страховых правоотношений являются страхователи, страховщики, страховые агенты и страховые брокеры.
Страхователи — это юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры о страховании третьих лиц в пользу последних (застрахованных лиц).
Страховщики — юридические лица любой организационно- правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, созданные для осуществления страховой деятельности и получившие лицензию на осуществление страховой деятельности.
В качестве страховщиков могут
выступать страховые
Страховые агенты — физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.
Страховые брокеры — юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя либо страховщика.
3.4. Валютные правоотношения
Валютные правоотношения — это общественные отношения, урегулированные нормами валютного законодательства, имеющие специальный состав субъектов и складывающиеся относительно валюты и валютных ценностей.
Эффективное решение задач в сфере экономики и политики на этапе перехода к рынку возможно только в условиях стабильности и устойчивости национальной валюты. На реализацию стоящих задач направлено установление определённого валютного режима.
Различают три типа валютных режимов, используемых государством для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом: режим государственной валютной политики, т.е. исключительное право государства на совершение всех валютных сделок, существовавший ранее; режим валютного государственного регулирования, установленный Федеральным законом от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»19; режим свободно конвертируемой валюты.
Валютное регулирование выражается в деятельности государства по регламентированию порядка совершенствования операций и международных расчетов.
Тип валютного режима определяет
принципы осуществлений валютных операций,
полномочия и функции органов
валютного регулирования и
Согласно ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» субъекты валютных правоотношений делятся на резидентов и нерезидентов.
К резидентам относят:
К нерезидентам относят:
Объектами валютных правоотношений являются валюта или валютные ценности.
3.5. Правоотношения
в области банковской
Формирование рыночных отношений объективно обусловило создание банковской системы, функционирующей на принципиально новых основах, что позволило говорить и о иных правоотношениях в этой области финансового права. В соответствии с ФЗ от 02.12.1990 г. № 395-1«О банках и банковской деятельности» банковская система включает в себя два уровня: Центральный банк (Банк России), кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
Банковская система – один из важнейших организационных механизмов финансовой системы РФ, оказывающий огромное влияние на функционирование всех экономических процессов в обществе. Банковская система, представляя относительно автономное экономико-правовое образование, органично входит в состав другой, более широкой финансово-кредитной системы, взаимодействует со всеми ее элементами, но выполняет и собственные, только ей присущие функции20.
Субъекты правоотношений. Банк России является главным банком страны, соответственно большинство правоотношений связано с его деятельностью. Кредитная организация – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности. Банк – кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять следующие банковские операции:
1) привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
2) размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Небанковская кредитная
организация – кредитная
Правоотношения в банковской деятельности вытекают из определённых в ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» банковских операций:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов, устанавливаемых государством.
Финансово-правовые отношения возникают в связи с тем, что соответствующие субъекты осуществляют финансовую деятельность государства и местного самоуправления, т.е. деятельность, направленную на создание, распределение и использование денежных средств и эта деятельность регулируется нормами финансового права. Каждый вид финансового правоотношения имеет свою цель, т.е. регулирование отношений в соответствующей области финансового права.
Вне правовых отношений финансовая деятельность неосуществима. Только при взаимосвязанных юридических правах и обязанностях, реализация которых гарантируется мерами государственного принуждения, может быть обеспечено получение государством и органами местного самоуправления запланированных доходов, их распределение и использование соответственно намеченным планам и программам. Именно в этом направлении и должно развиваться финансовое законодательство.
Финансовые правоотношения, вне зависимости от их вида, в юридической литературе подразделяют на материальные и процессуальные. Особенно чётко это деление можно установить в бюджетных и налоговых правоотношениях.
Всем финансовым правоотношениям присущи особенности, которые и являются основанием для разделения их на отдельные самостоятельные виды. Эти особенности характеризуют их субъективный состав; объекты, по поводу которых возникают и т.д. Поэтому указанные виды финансовых отношений урегулированы нормами отдельных подотраслей, разделов, институтов финансового права.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ